Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Народы Илийского края (2/6): маньчжуры, сибо, солоны
Врщ1
rus_turk
Д. Федоров, подполковник Генерального штаба. Опыт военно-статистического описания Илийского края. — Ташкент, 1903.

Другие части: 1. Китайцы (хань), 2. Маньчжуры, сибо, солоны, 3. Дунгане, 4. Монголы восточные и западные, 5. Уйгуры, казахи, 6. Население Кульджи и Россия.

Маньчжуры, или знаменные люди, являются потомками армии (восьмизнаменные войска) завоевателей Китая, родоначальников теперешней маньчжурской династии Цин. В состав этой армии, одаренной различными привилегиями, вошли, как известно, не одни маньчжурские племена, но и различные народности (не исключая и китайцев), заслужившие верною службою благоволение императоров. Поэтому на маньчжур нельзя смотреть как на чистый племенной тип, скорее, это известное сословие, вроде нашего казачества. В Илийском крае к ним относятся собственно маньчжуры, сибо и солоны.

По внешности маньчжуры дороднее китайцев, более подвижны, живого характера и веселого нрава. Вообще же они чрезвычайно окитаились и совершенно забыли свой язык и грамотность, которые употребляются лишь в редких официальных случаях обращения к императору. Между собою они говорят исключительно по-китайски.

Собственно маньчжуры (вай-па-чи — 8 внутренних знамен) появились в крае с армией цзянь-цзюня Цзина, принявшего у нас в 1881 г. Кульджу.

Старые, или одолийские, маньчжуры названы так по городу Одоли-хэчэнь в Гиринской области в горах Чаньбо-шань, где жили ранее предки маньчжурской династии. Основатель династии Нурхаци перенес затем свою резиденцию в г. Ень-день при горе Хэту-ола. По завоевании Китая войска из старых маньчжуров были оставлены гарнизонами внутри собственно Китая (за стеной), откуда и получили название внутренних знамен (вай-чи). В то же время (около 1782 г.) из остальных маньчжурских племен были образованы новые войска, получившие название ичэ-маньчжу (новых маньчжур), расселенные впоследствии гарнизонами в разных провинциях, покоренных Китайской империей (вне стены), названные поэтому также внешними знаменами (ли-чи) [И. И. Р. Г. Общ., 70 г., VI, № 7, стр. 237].

В настоящее время они составляют население города Хой-юань-чен: их официально считается до 1000 семей, по другим сведениям всего 520 семей. К ним в 1892 г. добавлено еще, по одним сведениям 1000, по другим всего 520 семей сибо, названных новыми маньчжурами и разделенных также на 8 знамен (па-чи). По вероисповеданию они буддисты, хотя одинаково почитают и духовенство остальных религий. Маньчжуры заняты службой; им отведены казенные поля, которые они и обрабатывают для своего пропитания, получая, кроме того, еще содержание частью зерном, частью деньгами. Живут они в таких же постройках, как китайцы, выстроенных казною.


Генри Лансделл. Сибо — военные поселенцы. 1882

Сибо (ли-па-чи 8 внешних знамен) по некоторым сведениям потомки маньчжур, выселенных сюда из-под Гирина и Мукдена при императоре Цянь-Луне (около 1765 г.). Сами себя они считают китайцами из Шан-хай-гуана (в Гуан-дуне или Ляо-дун'е близь теперешнего Порт-Артура), обращенными в маньчжур. По антропометрическим измерениям д-ров Мацеевского и Пояркова в 1882 г., это предание следует считать достоверным, так как полученные цифры измерений близки к китайским. Сибо говорят чистым языком маньчжурских завоевателей Китая [В. Радлов. И. И. Р. Г. О., 1870 г., т. VI, стр. 96], живут они в 7 укрепленных городах или сумунах [1-й и 3-й сумуны составляют один большое поселок Коджигер], расположенных на левом берегу р. Или. В сумуне считается теперь от 460 до 400 дворов или семей. Всего сибо считается до 3200 семей, или 20—23 тысяч обоего пола.


Семья сибо. Город Верный, 1908

По наружности, одежде и обычаям они вполне похожи на китайцев, но несколько их крепче телосложением. Жилища и предметы обихода их также вполне похожи на китайские. По характеру они вполне миролюбивы и при занятии нами Кульджи в 1871 г. отнеслись к этому факту вполне равнодушно.

Из 3200 семей, 1800 занимаются хлебопашеством, 1000 семей отбывают воинскую службу, а остальные занимаются поденною работою и другими случайными заработками. Они возделывают пшеницу, ячмень, мак, рис, хлопок, табак, джугару и много огородных растений.


В. В. Верещагин. Китайский чиновник племени сибо. 1869—1870

Сибо разводят много свиней, которые ценятся очень высоко: 4—5-летние продаются за 25 рублей, годовые за 5 руб. Свиное мясо ценится на базаре от 20 до 30 коп. цзин (1½ ф.).

Сибо производят много местной водки (шау-тью), прозванной русскими «чжун-чжун». Занимаются также приготовлением грубой ткани и плетут корзины. К работе сибо относятся достаточно лениво и наклонны к пьянству, отчего поселения их довольно бедны и весьма неопрятны.


Сибинки. Кульджинский край. Экспедиция К. Г. Маннергейма, 1906

В умственном развитии сибо ниже китайцев, грамотность между ними также менее развита. В каждом сумуне, однако, есть учитель, который учит в школе детей, за что получает жалованье от казны. Положение женщины униженное, они производят все полевые работы; как и у всех маньчжур, они не уродуют ног. Сибо любят театр, танцы, музыку и пение. По религии сибо буддисты. Богослужение соединено у них с большою театральностью. На все 8 сумунов сибо есть один старший лама (да-лама), один геске, четыре гелина, два бонза и младшие ламы. Ламы учат мальчиков — они пользуются почетом, но большого влияния на народ не имеют.

На все 8 сибинских сумунов существует один монастырь, построенный в 5-м сумуне амбанем Се на средства всех сибинцев. Храмов в нем несколько: средний, главный, малый и боковые; стены их расписаны картинами, изображающими события из жизни Будды. В главном храме помещается три идола-бурхана, по стенам полки с буддийскими книгами; украшением храма служат шелковые балдахины и китайские фонари. Ежедневное служение совершается в малом храме; в нем 44 бурхана, из которых самый большой изображает далай-ламу; перед бурханами стоит жертвенный стол с различными предметами: медными тазами, вазами и пр. Во время богослужения все ламы покрываются красными покрывалами и садятся на низкие скамьи перед столиками с музыкальными инструментами. Молитвы читаются всеми сразу нараспев и крайне беспорядочно, в конце богослужения начинается хаотическая музыка: звуки труб смешиваются с ударами барабана и медных тарелок. Близь храмов находится огромный чугунный чеканной работы жертвенник и две башенки-колокольни; храмы обнесены стеною, отделяющею их от жилищ лам, последних в монастыре 36; вообще, поступление в монахи не популярно. [Истор. Вест., 1900 г., июль, стр. 363].

Среди сибо сильно развит сифилис.


В. В. Верещагин. Дети племени солонов. 1869—1870

Солоны — племя маньчжурского происхождения, прибывшее в край с берегов Амура в составе китайской армии при завоевании его Цянь-Лунем.

Солоны, дахуры и килен — тунгусские роды, названные бутха-ни (т. е. зверопромышленники), издавна осевшие по р. Бутхай-ула, притоку Сунгари, в Гиринской области, и занимавшиеся исключительно звероловством; около 1782 г. они причислены также к новым маньчжурам (ичэ-маньчжу) и расселены военными гарнизонами по Китайской империи. Дахуров много в приамурском военном округе на нашем берегу Амура, к югу от р. Зеи. [И. И. Р. Геогр. Общ., т. VI, стр. 236].

Первоначально их было восемь знамен: четыре дахурских (донор-солонов), поселенных на урочищах Алимту, Кер, Фусеку (Сонюру) и Хоргос (Даур), и четыре ункур (хунхур, или онгор-солонов), поселенных на урочищах: Тышкан, Чедзи (Ак-кент), Самуль (Джаркент) и Тургун (Боро-худзир — Голубевская). Есть сведение, что прибывшие в Илийский край дахуры взяли себе в жены калмычек, почему в их крови и обычаях много калмыкского.

Солоны, как пограничное племя, вели нескончаемые схватки с киргизами и в своих набегах доходили до Алматы (Верного). По преданию, возвращаясь с такого набега, ункур-солоны остановились для отдыха на Алтын-Эмеле и во время сна были поголовно вырезаны киргизами. Илийский цзянь-цзюнь, боясь ответственности за гибель солонов, донес в Пекин, что ункур-солоны вымерли от повальной болезни, после чего император приказал на их места поселить часть сибо, назвав их ункур-солонами. Во время таранчинского восстания эти новые ункур-солоны убежали в Тарбагатай — остатки же коренных ункур-солонов и часть дахуров были вырезаны мусульманами. Остальные дахуры укрылись также в Тарбагатае. В последнее время был проект переселения их обратно в Или, но почему-то он не был выполнен.


В. В. Верещагин. Мальчик солон. 1869—1870

В настоящее время коренных ункур-солонов всего 10 семей (5 здесь и 5 в Тарбагатае), дахур-солонов всего 80 семей, из которых в Алимту 40 дворов, в Дауре 20 дв. и Кер-сумуне 20 дв. Такое вымирание солонов, по преданию, произошло от того, что они во время резни чжунгар (при Амурсана) перерезали на ур. Ак-таш 1000 лам, из коих спасся один старший, да-лама, ушедший на левый берег р. Или. Последний проклял солон и просил Бога лишить их потомства. К остаткам солон в последнее время вновь добавлено несколько семей сибо, получивших название сибо-солонов.

Эти вновь наименованные солоны поселены в недавно (1895 г.) выстроенной крепости Ссы-гун (близь развалин Чулак-агача). Их насчитывают около 1000 семей. Наречья коренных солон, дахуров и ункуров, и сибо разнятся между собой. Донор-солоны говорят монгольским языком с примесью тунгусского, а онгор-солоны особенным тунгусским наречием [В. Радлов. И. И. Р. Г. О., т. VI, стр. 97]. Что касается до наружности и обычаев, то они схожи вполне с сибо. Солоны, как и все маньчжуры, имеют военное устройство, но делятся теперь лишь на 4 знамени; остальные 4 знамени (ункуров) составляют сибо-солоны. Часть их получает содержание, прочие занимаются земледелием на отведенных им полях.

По вероисповеданию они буддисты, но имеют кумирни только сибо-солоны.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: ДУНГАНЕ


  • 1
Спасибо.

Вот и у солонов, как и у монголов, тогда распространён сифилис...

Транскрипции конечно как на душу положит, но некоторые китайские наименования и термины узнать можно

Не за что.

Быт монголов (и западных, и восточных) тоже, естественно, будет описан в одной из следующих частей...

Интересный вопрос, кстати: тогда с нравственностью, по крайней мере в физиологическом аспекте (простыня на забор, вот это все) было гораздо лучше чем сейчас; не знаю как у монголов, а у русских и, например, кавказцев точно.

При том сифилис был чуть не у половины населения. Бытовое заражение, как сейчас учат венерологов, практически невероятно. Как же тогда они заражались все?

Половым путем.

Откуда взяться половому пути в Чечне, например?

Там гулящих девиц тупо убивали, насколько мне известно.

А что, там не люди живут?
Женские измены были везде и всегда. А у мужчин свободы еще больше.

Все чему сейчас учат вранье! Бытовое заражение сифилисом возможно, так учат настоящие врачи.

Так не говорят "невозможно", говорят, что практически невероятно. Впрочем это при современной гигиене, в те времена вероятности возможно были другими. Хотя всё равно нестыковочка.

В чем нестыковочка-то? Основной путь передачи именно половой. Сифилис был широко распространен по всей Азии, от Счастливой Аравии до Дальнего Востока. В России и Европе ситуация была немного получше, хотя и там болезнь процветала среди всех сословий, от крестьян до дворян.

Потому что даже сейчас в Турции вдали от курортов и крупных городов нормально, если у парней по нескольку лет нет секса.

Строго тогда было с изменами, особенно у "туземцев". А жену за измену бедуины и сейчас даже в Израиле, как говорят, запросто убить могут.

Так что видимо дело всё-таки в каких-то специфических процедурах, повышающих вероятность неполового заражения.

Высокая нравственность была далеко не поголовной — как в те времена, так и сейчас)))

Даже в Хиджазе, в районе Мекки, были широко распространены гомосексуализм и проституция! Об этом писали в том числе посещавшие те края мусульмане, которых трудно упрекнуть в предвзятости.

Edited at 2016-02-25 01:53 pm (UTC)

"район Мекки" - это не "даже", это крупный по тем местам и богатый торговый город.

Кстати интересно что значит "широко распространены". Не удивлюсь, если это значит пару-тройку борделей.

> Высокая нравственность была далеко не поголовной

Дело не в нравственности, не только и не столько в ней, во всяком случае.

Понимание, что муж может безнаказанно (а в некоторых случаях - обязан, чтобы не потерять лицо) убить жену при подозрениях на измену, способно подтолкнуть к супружескую верности даже самую безнравственную женщину. То же для сестры или дочери.

Если бы распространение было преимущественно половым, то русские должны были бы быть поражены намного сильнее чеченцев, так как среди русских имели место отходничество в города с публичными домами, да и нравы были не такими дикими.

Но нет, чеченцы страдали больше.

Даже если жены были верными, то зараза легко могла вноситься мужьями, подцепившими ее от проституток. Именно так, по преимуществу, заражались сифилисом дамы высших слоев европейского общества.

Так не было в Чечне проституток. И у бедуинов с ними наверняка была напряжёнка, за исключением окрестностей торговых городов.

Очень частым источником заражения сифилисом у евреев и мусульман называют обрезание. Причем зараза переносилась чаще всего не инструментом, а самим оператором (например, при остановке крови ртом). Об этом, например, пишет Герценштейн ("Сифилис в России").

Во-о-от!

А Вы говорите "нравственность". Мне как раз в тему спам с change org пришёл:

За то, что Саба вышла замуж по любви, отец выстрелил ей в голову, сунул в мешок и скинул в реку. Он избежал уголовного наказания, поскольку пробелы в законодательстве Пакистана позволяют мужчине совершить так называемое "убийство во имя чести". Но невероятным образом Сабу выжила и создала проблеск надежды на прекращение этих бесчинств! У нас осталось 3 дня, чтобы ей помочь.


С такими "пробелами в законодательстве" женская нравственность по части измен и добрачных связей всегда будет ОК.

И нравственность тоже. Поголовная женская добродетельность "по части измен и добрачных связей", даже под угрозой наказания, — это миф. К тому же речь идет не только о женской, но и мужской нравственности. Заносят половым путем, а потом в семье и меж соседей разносят бытовым и передают детям.

У чеченцев могло быть, например, так:
1) с пленными русскими солдатами, принявшими ислам и оставшимися в Чечне;
2) в более поздние времена — с чеченцами мужского пола, подцепившими болезнь от проституток где-нибудь во Владикавказе.

Edited at 2016-02-26 09:22 am (UTC)

Герценштейн об исследованиях Э.Шперка, которого он называет главным исследователем сифилиса в России:


Именно! Через проституток мужики заражались и жён заражалм:(Наследственный недолеченный тоже: Бетховен и Гитлер имели наследственный сифилис, плдйчив его через кровь матерей...

Edited at 2016-04-22 07:27 pm (UTC)

Спасибо, очень познавательно А сейчас эти народы есть? как они называются?

И Вам спасибо за интерес.

Солонов, как я понимаю, осталось довольно мало. Живут в основном на северо-западе Дунбэя (Маньчжурии) — именно оттуда их переселяли на Амур и в Синьцзян. Переселенные на Амур ассимилировались с нанайцами.

Сибо сохранилось побольше, около 200 тысяч. При этом в Синьцзяне у них есть свой Чапчал-Сибоский автономный уезд (в составе Или-Казахского автономного округа).

Маньчжуров же сейчас около 11 миллионов...

Интересно, в Алматинской области остались только мусульманские народы - уйгуры и дунгане. По крайней мере, другие не встречались.
Остальных, видимо, и вправду вырезали.

(Deleted comment)
Кто то сам ушел, кого-то вырезали.

Edited at 2016-02-24 10:51 pm (UTC)

Спасибо автору за познавательный пост. Насчет сибо не знаю, но солоны до сих пор живут по обе стороны казахстано-китайской границы. Верно и то, что солоны сильно мешались с калмыками (правда не уверен, какими: остатками ойратов или потомками бежавших с Волги). Да так сильно, что ныне живущие в Казахстане потомки солонов пишутся по документам - именно калмыками (видимо, советская бюрократия здесь тоже руку приложила; хотя наверно во благо: представляю, что могло означать маньчжурское происхождение в 30-е годы, когда существовало Маньчжоу-Го). Сведения об этом мне доступны в силу моего этнического происхождения (по отцовской линии: дедушка - из солонов ("солон-калмыки"); бабушка - из калмыков ("кара-калмыки"). В Синьцзяне они (солоны) тоже есть. По крайней мере в 90-х годах к моим родителям в гости случайно заезжал оттуда настоящий солон (по его словам работал бухгалтером на заводе в Чугучаке, т.е. Тачэне). Разговаривали они (мои родители и приезжий солон из Китая) между собой на казахском. Как ни странно, это был единственный общий язык, которым владели обе стороны беседы. Гость рассказал тогда, что в Синьцзяне живут тысячи солонов (что подтверждается сейчас интернетом).

Вам спасибо за ценное дополнение!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account