Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Гурьев городок
kazak
rus_turk
В. Е. Фосс. Очерки Гурьева городка // Сборник статистических, исторических и археологических сведений по бывшей Оренбургской и нынешней Уфимской губерниям. — Уфа, 1868.

Гурьев-городок стоит на правом берегу реки Урала, в 17 верстах от впадения его в Каспийское море. Урал, текущий от города Уральска по общему направлению с севера на юг, впадает в море четырьмя устьями: Перетаскиным, Яицким и двумя Золотнинскими. К западу от Гурьева, в 7 верстах, находится морская пристань, называемая Ракушечьею, потому что по ней и по берегам моря много ракуши, то есть мелко искрошенных раковин. Пристань эта служит для нагрузки и выгрузки разных товаров и всех продуктов, привозимых из города Астрахани и вывозимых из Гурьева городка.

Гурьев находится в расстоянии от ближайших городов: от Уральска 488 верст — сухопутно и от Астрахани 350 верст — морем.

Городок окружен степью, очень мало возвышающейся над уровнем Каспийского моря. Наибольшее возвышение образует южная его оконечность. На левом берегу реки Урала против самого Гурьева расположен меновой двор, состоящий из старых деревянных амбаров. Лесов в окрестностях Гурьева городка нет, а имеется в 2½ верстах ниже городка, на правом же берегу Урала, небольшая насаженная рощица из довольно рослых деревьев чернотала; по берегам моря растет много камыша, который в Гурьеве заменяет дрова. <…>


Гурьев. Мазанки

Вид городка невзрачный; постройка домов в Гурьеве плохая; есть дома каменные, деревянные и сырцовые, т. е. из воздушного кирпича. Сырцовый кирпич делают здесь из земли с песком и даже отчасти с навозом; сырцовые дома малого размера: крыши на них плоские, окна малые; дома эти часто бывают обмазаны глиною и выбелены. При таких домах заборы большею частию из камыша, а ворота плетенные из таловых прутьев. Деревянные дома имеют балконы во двор, и часто на улицу, большею частию они не обшиты тесом и не оштукатуренные; крыши на некоторых — крашеные, а иные дома под камышовыми крышами. При каждом доме имеется два двора, и особая сырцовая кладовая с дверью на улицу, в этих кладовых обыкновенно хранится мука, предназначенная к продаже. Почти при каждом доме во дворе имеются высокие сушильни, выстроенные из длинных и высоких шестов с поперечинами. На этих сушильнях гурьевские казаки, после морских рыболовств, сушат сети и аханы. Часто стоят во дворах высокие мачты с флагами для узнавания направления ветра.

Жители в Гурьеве городке: уральские казаки — рыболовы, а иногородые — торговцы, которые беспрестанно ездят в Каспийское море. Казаки весною, осенью и зимою отправляются на рыболовство, а иногородые люди, преимущественно торговцы, отправляются в море для покупки рыбы, клею и икры.

Вообще, гурьевские жители беспрестанно ездят на косовых лодках и солмовках в Астрахань, во все навигационное время, для покупки там разных товаров и продуктов, а по большей части хлеба. В косовую лодку помещается от 200 до 350 кулей муки по 7 пуд каждый куль, а в солмовку от 50 до 80 кулей, по 7 пуд каждый куль.

Дома, как я уже сказал, в Гурьеве деревянные плохой постройки, старые; от старости получили цвет серый; маленькие сырцовые дома с плоскими крышами, камышовыми заборами и плетневыми воротами, засоренные улицы, виднеющиеся высокие сушильни и мачты с флагами, — все это человеку, вновь приезжему в Гурьев, сильно бросается в глаза, в особенности когда казаки после морских рыболовств развесят сушить сети и аханы.


Гурьев. Собор Николая Чудотворца

Церковь в Гурьеве одна — единоверческая, собор св. Николая Чудотворца, каменный семиглавый с колокольнею и каменною оградою, вокруг этой ограды стоят чугунные пушки. Есть и одна деревянная мечеть.

Казенных зданий 8, а именно: 1) квартира начальника Гурьева городка — деревянный одноэтажный дом с мезонином и балконом на улицу; 2) канцелярия начальника Городка — деревянный дом; 3) гауптвахта и при ней острог — деревянные; 4) пожарная каланча и при ней сарай с пожарными экипажами — деревянные; 5) сырцовый сарай, занятый пожарными экипажами и трубами; 6) три хлебных магазина, из них два деревянных и один сырцовый; 7) больница и аптека — деревянный дом одноэтажный с мезонином и балконом на улицу, и 8) гурьевская народная школа — каменный дом одноэтажный с мезонином и балконом на улицу; при этой школе есть небольшая библиотека. Все эти казенные здания, в том числе и мечеть, находятся на набережной реки Урала.

Уральский казак Железнов описывает историю городка [В примечании к своей повести «Василий Струняшев». — rus_turk.] следующим образом:

Теперь Гурьев-городок — без всяких укреплений, но в старину он был окружен сперва каменною с башнями стеною, а потом, когда стена пришла в разрушение — высоким и частым палисадом. По четырем углам этого палисада возвышались каменные барбеты или фланги (по крайней мере, их так называли казаки) вооруженные чугунными пушками и мортирами. В стене, а потом в палисаде было четверо ворот; из которых одни обращенные к берегу Урала, назывались Спасскими. Теперь от всего этого почти и признаков не осталось, исключая небольшой валообразной возвышенности, огибающей квадратом один квартал города с площадью — где был старый городок, да десятка полтора ржавеющих чугунных пушек. Настоящее свое название Гурьев городок получил от основателя своего — рыбопромышленника, русского купца Михаила Гурьева; но в старину вплоть до XVIII столетия, он именовался Яицким городком или городком на устье реки Яика, а иногда и Каменным городком. Построение этого городка относится к первой половине XVII века (между 1640 и 1645 г.). До 1753 года Гурьев городок состоял в ведении Астраханской губернии, а в том году он перешел в состав Оренбургской, именно в ведомство уральских казаков. С этого времени и стали в нем селиться уральцы; а дотоле они имели тут временное пребывание, посылаясь по наряду от войска в помощь тамошнему гарнизону, состоявшему из регулярных солдат.

Гурьев городок имеет важное значение в быту уральцев. Вот именно почему. До поступления его в ведомство Оренбургской губернии, при нем в самых устьях Урала были казенные рыбные промыслы, содержавшиеся на откуп у частных астраханских промышленников. Промышленники делали поперек всей реки из бревен перебои, или так называемые учуги, и тем заграждали вход рыбы из моря в Урал. Из-за этого у казаков с астраханцами возникали частые и большие споры, весьма затруднявшие начальство в разбирательстве. Наконец, по просьбе казаков и по ходатайству оренбургского губернатора Неплюева, право содержания учугов было передано, от Правительствующего сената, на вечные времена уральцам, со взысканием с них каждогодно в пользу казны той суммы, какую платили астраханцы (4692 руб. 69 к. ас.). Это было между 1742 и 1752 годами. Впоследствии времени казаки перенесли учуг к городу Уральску. [И. И. Железнов добавляет: «Но память о гурьевских учугах доселе сохранилась в названии Гурьева городка: Учук-Кала, в названии, которым величают его киргизы. Учук-Кала значит буквально „Город учугов“». — rus_turk.]

До 1775 года река Урал называлась Яиком, а уральские казаки — яицкими казаками.

Всех жителей в Гурьеве городке состоит 2880 обоего пола, из них: казачьего сословия 2480 человек обоего пола, иногородных русских 250 обоего пола и татар 150 человек обоего пола, почти все иногородние — торговцы. Из числа 2480 человек казачьего сословия одни принадлежат к единоверческой церкви, другие к старообрядческой, каковой в Гурьеве в настоящее время нет, и третьи — к беспоповщинской секте. Из числа 250 человек иногородных русских — староверов немного; татары исповедуют магометанскую веру. Гурьевские староверы, хотя в церковь не ходят, но зато дома примерно исполняют христианский долг. Посты казаки и иногородние исполняют весьма строго, в особенности в отношении пищи. Табак казаки вовсе не курят и считают его много раз проклятым; работников киргизов считают погаными, кормят их из особой деревянной посуды. Гурьевские казаки ведут жизнь весьма деятельную, постоянно находятся в трудах, свободного времени имеют они немного, дома бывают отрывками.

Казаки, находящиеся при исполнении, носят следующую форму: казакин синего сукна с малиновыми погонами и малиновым шарфом, шаровары синие с малиновым лампасом, шашку через плечо на черном ремне, а у офицеров на серебряном ремне, папах бараний черный с малиновой выпушкою. Когда казаки на лошадях, то при них бывает пика и за спиной ружье; урядникам пик не полагается. Форменная одежда, оружие и лошадь у каждого казака собственные. Но в таком облачении казаков в Гурьев видно не часто, а именно на смотрах и в большие праздники; в прочее время они носят полуформенное платье, а летом, по случаю больших жаров, носят вместо казакина рубашки и кителя, не только дома, но и на службе.

Форменные фуражки с козырьком носят почти все казаки, даже при штатском платье и при халате. Казаки, не находящиеся при исполнении службы, а также и отставные, носят халаты: шелковые, шерстяные и бумажные, не только дома, на улице, но даже иногда в праздничные дни некоторые казаки в халатах являются в церковь; достаточные казаки (не говоря уже про богатых) носят обыкновенное партикулярное платье: суконное, триковое и драповое. Бороды носят все казаки без исключения, т. е. служащие и не служащие; офицеры и иногородные чиновники бород не носят.

В Гурьеве казачки носят старинные сарафаны: штофные и шелковые, обшитые с верху до низу широкими серебренными — белыми и желтыми — галунами в два ряда и меж ними нашиты в длину сарафана бронзовые пуговки.

Рукава у сарафана, длинные во всю руку кисейные цветные и шелковые, обшитые кругом около плеч серебренным галуном. Молодые казачки носят сарафаны ярких цветов, а старухи казачки носят сарафаны темных цветов, чаще всего черные, галунное украшение на сарафанах всегда бывает. На голове они носят платки и косынки светлые и темные. Многие молодые казачки оставляют сарафаны и начинают носить платья; эта мода перенимается от иногородных; чиновные казачки сарафанов вовсе не носят.

Замечательны некоторые обычаи, предрассудки и провинциализмы в разговорах, употребляемые исключительно простолюдинами — казаками и многими иногородными, которые долго живут в Гурьеве. Так, например, при встрече на улице казака с казаком или иногороднего с иногородным они здоровываются, заводят меж собой разговор, и когда они приходят домой, то опять здороваются и продолжают разговор. Когда через перекресток улицы переходит женщина, а мужчина переходит улицу с бокового перекрестка, то женщина замедляет свой путь или вовсе останавливается и ждет, чтобы мужчина прежде ее прошел, или наоборот, если мужчина переходит перекресток улиц, а женщина идет посредине улицы или с бокового перекрестка, то она замедляет свой путь или вовсе останавливается, и тем дает дорогу пройти мужчине, а сама проходит после него. Если кто приходит в дом к семейному казаку и если в комнате этой находится жена казака, или вообще кто из женщин, то она поспешно уходит в другую комнату, а пришедший гость беседует с одним хозяином, и вообще мужчины в кругу женщин редко участвуют, а женщины, составляя свой круг, почти вовсе не участвуют в кругу мужчин. Казаки не имеют знакомства с посторонними людьми, для них чужими, а у каждого есть много родственников — близких и дальних, как со стороны мужа, так и со стороны жены. Когда главный член семейства — муж — бывает в отлучке из Гурьева, а жена его остается дома, и если только она не старуха, то всегда при ней находится компаньонка, почтенная старушка — у казаков казачка, а у иногородных иногородняя женщина. Если случится кому-нибудь придти в один из таких домов за делом, то сплошь и рядом бывает так, что даже дверь не отворят, а только спросят: кто и зачем? В заключение сего удовлетворят обычным ответом сквозь дверь: «Хозяин в Астрахань уехал». Иногда же отворят немного дверь, но не дождутся, чтоб человеку объяснить свое дело, а скорее захлопнут, будто боятся каждого. Этот странный этикет ведется не только у простолюдинов, но даже и у некоторых благородных людей.

Посуду с водой всегда покрывают чем-нибудь — салфеткой или дощечкой, и не только ту, которая стоит на двор или в кухне, но даже и ту, которая находится в комнате, хоть на короткое время, и не для того бы вода не засорялась, а собственно потому, что, как говорят казаки и казачки, погрешно пить воду из той посуды, которая была ничем не покрыта. Человеку мало знакомому не дозволят черпать воду из своей кадки для питья, а непременно кто-нибудь из хозяев дома или прислуга, русская женщина, подадут незнакомцу воду для питья. Это делается для того, чтоб незнакомец не опоганил в таком доме воды. Вообще говоря, человек, мало знакомый с гурьевскими жителями, в особенности староверами, должен быть весьма осторожен в отношении питья воды из хозяйской посуды без спроса, а в курении табаку еще более; в противном случае можно иметь много неприятностей от таких людей, не понимая даже часто, за что.

В Гурьеве в разговорном языке много в употреблении особенных слов и фраз, составляющих провинциализм гурьевцев; так, например, вместо того, чтобы сказать: «Неужели это так было?», говорят: «Вы что говорите?», вместо ничего нетдуху нет, вместо на днях или недавновасейка, вместо хорошогожо, вместо данешто, вместо целковыймонета, вместо точноровно, вместо хлопотатьхороводиться, вместо кинуллукнул, вместо кричалзивал. И много тому подобного.

Управление в Гурьеве городке состоит в зависимости наказного атамана Уральского казачьего войска и Уральской войсковой канцелярии, которая назначает в Гурьев начальниками казачьих офицеров на три года по очереди, а именно: начальника Гурьева городка, городничего, следователя по судебным делам, 2-х гранных офицеров для охраны казачьих вод от тайных рыболовств, комиссионера для надзора за казенным хлебом, начальников на каждое рыболовство в море [для наблюдения за] порядком рыболовства, 2-х учителей для гурьевской народной школы и 2-х торговых депутатов из среды казаков. Значение этих должностей по чинам и обязанностям следующие: начальник Гурьева городка, военный штаб-офицер, обязанность его состоит в заботливости о благосостоянии жителей и о порядке в городе; городничий, военный обер-офицер, заведует в городе полицейскою частью; следователь, военный обер-офицер, заведует в городе судебною частью, 2 гранные, или маячные, начальника, оба военные обер-офицера, заботятся исключительно об охранении реки Урала и северной части Каспийского моря от тайных рыбопромышленников; при них состоит команда казаков, 3 судна и при самых устьев Урала пикет. Маячные, или гранные, суда часто разъезжают вблизи устьев Урала во все навигационное время, т. е. с конца марта или начала апреля до половины октября. Комиссионер — военный обер-офицер — наблюдает за приемом и отпуском казенного хлеба для казаков, отправляющихся в поход, а также для продажи бедным казакам по умеренной цене. Начальники над рыболовствами назначаются в Гурьеве до начала морских рыболовств, весною, осенью и зимою; на каждом рыболовстве в море бывают два начальника, оба военные штаб-офицера, и при них два помощника, оба обер-офицера, должность их состоит в наблюдении за порядком производства рыболовства. Учитель в гурьевской народной школе — юнкер на правах офицера, и при нем есть помощник учителя — урядник; 2 торговых депутата, назначаемые из среды казаков, наблюдают за правильностью торговли, и один из них заведует гражданскими делами.

В Гурьеве инвалидной команды из солдат нет, а вместо ее имеется линейная команда уральских казаков, состоящая из 200 человек, казаков же. Команды эти подчиняются начальнику Гурьева городка и начальнику линейной и пожарной команд. Форменная одежда, вооружение и лошадь у каждого казака собственные; пожарные же экипажи и трубы — казенные войсковые. Служебные обязанности этих команд следующие: пожарные казаки находятся поочередно на часах при пожарных экипажах, трубах и лошадях; линейные же казаки поочередно занимают караул на гауптвахте, занимают посты в пикетах, находящихся вблизи устьев Урала и прибрежья Каспийского моря, для охранения казачьих вод от тайных рыболовств; отправляют почтовую гоньбу и служат вестовыми у начальников.

Гурьевские казаки служат в гурьевских — линейной и пожарной — командах по 1 году (кроме гурьевских казаков, служат в линейной и пожарной командах форпостные казаки). Каждый год бывает требование казаков на действительную службу: в линейную и пожарные команды на год, в степные укрепления на 2 года, и в Казань на 2 года (а в военное время требуют казаков в полки). Требование казаков на службу объявляется в городе Уральске войсковою канцеляриею, в марте месяце, но не так, как в прочих казачьих войсках, по очереди; очередь у уральских казаков хотя существует, но при этом дозволяется не желающим служить нанимать за себя другого казака; обыкновенно большая часть казаков, которые имеют средства, сами нейдут на службу, а вместо себя нанимают по добровольному согласию других казаков за наемную плату. Служба казакам считается с 18-летнего возраста, срок же службы двадцатипятилетний; действительную службу несут не все казаки, а сколько их потребует надобность. Если, например, требуют на действительную службу четвертую часть всех считающихся служащими, то трое из них нанимают четвертого по вольным ценам. Таким образом, один исполняет служебную повинность натурой и за то получает деньги с трех оставшихся, а эти оставшиеся несут свою службу деньгами и за это пользуются выгодами от рыболовства.

Цены за наем казаков на действительную службу следующие: за наем одного казака в линейную команду платится тремя казаками от 30 до 32 рублей в год; в пожарную команду за наем одного казака платится столько же; в степные укрепления за наем одного казака на 2 года платится от 200 до 300рублей за 2 года; в Казань за одного казака на 2 года платится от 250 до 300 рублей; в военное время в полки для походов против неприятеля платится за наем одного до 400 рублей. Казаки, которые не имеют средств для того, чтобы за себя нанимать других на службу, обязаны сами идти, когда их требуют. Казаки, которые нанимают за себя других, платят за наем деньги не казаку, который нанялся, а в войсковую канцелярию, которая в получении наемных денег выдает квитанцию, и затем сама канцелярия выдает деньги казакам, которые наняты и которые поступили на службу.

Деньги за наем казаков в полки отдаются прямо самим наемщикам.

Все те казаки, которые за себя нанимают других, а сами не несут никакой службы, считаются городскими казаками, и служба им считается действительною, хотя сами они не служат. Городские казаки занимаются хозяйством, а именно: рыболовством, боем тюленей, хлебною торговлею, скотоводством и торговлей фруктами.

У каждого казака особой земли нет, но каждый имеет право косить сено на лугах где угодно, т. е. вблизи ли Гурьева или вблизи которого-нибудь форпоста или крепости; косить он может столько, сколько требует его надобность. Дозволяется казакам нанимать для скошения иногородых работников; в первые 10 дней сенокошения, у казака и у урядника может быть 3 работника, у обер-офицера 6 и у штаб-офицера 10 работников. По прошествии 10 дней число работников может быть у всех произвольное. Сенокошение производится с дозволения войскового начальства; обыкновенно оно начинается с 1-х чисел августа и производится до конца этого месяца. Во время сенокошения Гурьев значительно пустеет, потому что большинство жителей находится в степи на сенокосе.

Полей около Гурьева казаки не возделывают и хлеб не засевают, потому что почва солонцевато-иловато-глинистая, требующая хорошего удобрения.

Почва до того содержит в себе много солонца, что иногда после дождя выступает из земли соль.

Огороды овощные, фруктовые сады и бахчи гурьевские казаки имеют по обеим сторонам реки Урала. Земля в них достаточно выщелочилась посредством хорошего унаваживания, и так как дожди в Гурьеве редки, то для этого в садах устроены на самом берегу Урала чихири, т. е. деревянные водокачки, которые посредством большого деревянного колеса, при помощи лошади и работника-киргиза, накачивается вода из реки для всего сада, для чего в саду устроены деревянные желоба, проведенные около растений. Вода, накачиваемая чихирем, тотчас течет по желобам и, таким образом, в короткое время все фруктовые растения снабжены водою. Постройка чихиря обходится в 200 рублей серебром. В садах растут следующие фрукты: яблони, виноград — белый и синий, вишня, слива — белая и черная, смородина, арбузы, дыни и тыквы.

Самый богатый промысел у уральских казаков есть рыболовство, которых бывает три в реке Урал и три в Каспийском море. Каждое рыболовство производится в известное время года: 1) весеннее — курхайское рыболовство в Каспийском море, производится с 1-х чисел апреля до 20 мая; 2) весеннее — севрюжье рыболовство в реке Урал; оно производится с 1-х чисел апреля по 1-ое число июля; 3) осеннее — жаркое рыболовство в море, производится с половины августа до половины октября; 4) осеннее плавное рыболовство, в реке Урал, производится с половины сентября по 1-е число ноября; 5) зимнее неводное рыболовство, в реке Урал, производится с половины декабря до половины января и 6) зимнее аханное (ахан значит сеть), производится в Каспийском море с 1 января по 1 марта.


Гурьев. Во время «плавни» на Урале

Аханное рыболовство в море считается у гурьевских казаков самым прибыльным; гурьевские казаки производят рыболовство в море, в р. Урал же на рыболовстве участвует малое число.

На каждое рыболовство наказной атаман назначает по очереди начальника — офицера, должность которого состоит в наблюдении за порядком рыболовства. Над рыболовством в р. Урал бывает 1 начальник и над рыболовством в море бывает 2 начальника — штаб-офицера, 2 помощника — оба обер-офицера. <…>

Во время аханного рыболовства часто попадаются в сети тюлени; их брать казакам дозволено и убивать на льду, но запрещается употреблять особливые средства, нарочно придуманные собственно для лова тюленя, а также и бить тюленя молодого. В феврале месяце тюлень щенится и выползает из воды на поверхность льда огромными стадами, довольно далеко от места рыболовства на глуби. В конце зимнего рыболовства многие аханщики отправляются бить тюленя; орудие их небольшая палка, в конце коей налит свинец, палка эта называется чакушкою; подходят они к тюленям осторожно и против ветра, чтоб его не испугать, потому что тюлень весьма чутлив и от малейшего испуга скоро уходит в воду. Удар чакушкою тюленю в лоб или по носу — смертельно. Убив одного тюленя, промышленник загораживают дорогу убитым тюленем живым тюленям и при удобном случае двое или трое казаков набивают в сутки до 100 штук тюленей и более. Набитый тюлень промышленники привозят на санях рекою Уралом в Гурьев, где уплачивают таможенной заставе акцизную пошлину по 30 копеек с пуда тюленя и продают его иногородным торговцам и торговым казакам, которые увозят тюленя в Астрахань и в Уральск; для предохранения от порчи, тюленей в Гурьеве солят.

Цена на тюлень в Гурьеве бывает в марте месяц по 1 рублю за пуд; шкуру его иногда продают отдельно по 25 или 35 копеек за штуку. Промысел этот не велик.

Главную промышленность скотоводства в Гурьеве составляет овцеводство — киргизский баран; пригоняют этот скот киргизы зауральной орды в Гурьев на меновой двор огромными партиями; мена его производится на меновом дворе с первых чисел августа по март месяц. Покупка баранов на наличные деньги и мена хлебом производится казаками и иногородными торговцами, многие же гурьевцы покупают огромные партии баранов на меновых дворах в Уральск и Оренбург. Годовая покупка баранов простирается до 400000 голов и более. Купленных баранов на меновом дворе каждый хозяин отсылает в степь для откармливания. Для чего у каждого торговца, для наблюдения за скотом, имеются приказчики, работники и пастухи, по большей части все киргизы. Цена баранам к покупке с 1 февраля по март месяц бывает, считая кругом, от 2 до 3 рублей за штуку. Весною же в марте месяце угоняют этот скот для продажи в Калмыковскую крепость на ярмарку, отстоящую от Гурьева в 240 верстах, где покупают его приезжие иногородные русские торговцы, ценою от 4 до 5 рублей за штуку. Кроме баранов, гурьевские жители покупают на меновых дворах от киргиз зауральной орды лошадей, верблюдов — одногорбых и двугорбых — и рогатый скот: коров, быков, коз и козлов, которых отсылают сперва в степь для откармливания, и потом угоняют для продажи весною, в марте месяце, в Калмыковскую крепость на ярмарку и осенью, в октябре месяце, — в Гурьев на ярмарку. Торговля эта менее значительна против овцеводства. <…> Торговлею скотом большею частью занимаются казаки, потому что они имеют право на войсковой земле пасти для откармливания беспошлинно определенное число голов скота, соответственно своему чину. Число голов скота беспошлинно могут иметь на войсковых лугах для откармливания следующие войсковые лица, а именно: штаб-офицеры по 1500 баранов и 210 штук рогатого скота, обер-офицеры по 1000 баранов и 140 штук рогатого скота, нижние чины и малолетки, несущие повинности, по 500 баранов и 70 штук рогатого скота. Сверх этого количества, за весь скот они платят акцизную пошлину по 10 копеек, с рогатого скота и по 4 копейке с барана в год.

Иногородные лица платят акциз с каждой головы имеющегося у них скота в войсковых лугах, для откармливания или прогона, по 14 коп. с лошади и рогатого скота и по 5 копеек с барана; акцизная пошлина со скота поступает в войсковой доход.

После рыболовства и скотоводства есть хлебная промышленность, которую, по обширности своего оборота, можно назвать главною в Гурьеве.

Ржаная мука, пшеничная разных сортов и овес привозятся сюда здешними казаками и иногородными из г. Астрахани морским путем и продаются в Гурьеве жителям, ржаную же муку продают киргизам зауральских орд. Привоз муки и овса из Астрахани в Гурьев бывает весною, летом и осенью, и из Уральска — зимою. <…>

Ярмарка в Гурьеве бывает один раз в год, именно осенью, сроком с 25 октября по 10 ноября. На Гурьевскую ярмарку привозят купцы из Уральска сухопутно следующие товары: красный товар, мелочной, обувь, железо, мед, сахар, чай, кофе и табак. Кроме уральских торговцев, на ярмарке торгуют и гурьевские торговцы красным товаром, мелочным, обувью, чаем, сахаром, кофе, пряностями, табаком и вином. На этой ярмарке, кроме товаров бывает продажа скота, как то: баранов, рогатого скота, верблюдов и лошадей. Скот этот пригоняют со степи киргизы зауральских орд, а также и пригоняют его некоторые казаки и иногородные для продажи. Торг на Гурьевской ярмарке преимущественно ведется красным товаром и скотом. <…>

Товары, которые в Гурьеве не производятся, привозятся из г. Астрахани морем, именно: хлеб, овес, крупа, вино, сахар, чай, кофе, пряности, сласти, табак, красный товар, обувь, железо, мелочной, и проч. Привоз товаров бывает весною, летом и осенью, и из Уральска сухопутно зимою эти же товары. Товары привозятся иногородными лицами и казаками, каждый для своей лавки, иные же снабжают товарами других торговцев, которые из Гурьева не каждый год ездят в Астрахань и в Нижний Новгород на ярмарку. <…>

Все мастера и ремесленники иногородные, и все торговые лавки, лавочки и заведения содержат большею частью иногородные лица, казаки же имеют лишь несколько лавочек и заведений. Казаки торгуют мукой и овсом из своих домов, при которых имеются отдельные кладовые, выстроенные из воздушного кирпича, и называются палатками. Рыбу и тюлень, которые привозят они зимою с аханного рыболовства, также продают дома из кладовых; некоторые же казаки вывозят рыбу на базарную площадь и продают там с возов. Сбыт вывозимых из Гурьева продуктов и товаров и покупка товаров и привоз их в Гурьев производятся самими местными жителями.


Гурьев. Плотовинская пристань. Извозчики-киргизы в ожидании высадки пассажиров

Пароходства в Гурьеве нет, но весною пристает к Гурьеву 1 пароход из Астрахани, 3 раза, в 12 верстах от устьев Урала, вблизи острова Большого Пешного, в Каспийском море, к самому же Гурьеву пароход не может проходить по причине мели. В первый раз пароход приходит к Гурьеву из Астрахани в половине апреля и через 2 или 3 дня отправляется из Гурьева в форт Александровский, куда он везет из Гурьева сотню уральских казаков на два года, для смены тамошнего гарнизона; в конце апреля пароход возвращается к Гурьеву во 2-й раз и привозит уральских казаков, отслуживших срок своей службы в форте Александровском; через три дня уходит пароход в Астрахань с пассажирами из Гурьева и в начале или половине мая приходит опять к Гурьеву с пассажирами из Астрахани, уже в 3-й раз, и через три дня отправляется из Гурьева с пассажирами в Астрахань и бое не приходит до следующего года.

Число морских судов в Гурьеве, как то: кусовых лодок, салмовок и других, определить верно нельзя, но можно сказать, что почти у каждого гурьевского промышленника, казака и иногороднего, есть суда, которые весною, с открытием навигации, отправляются из Гурьева в Астрахань с здешними продуктами, как то: рыбой, икрой, клеем, тюленем, салом и кожами. Некоторые же иногородные торговцы уезжают из Гурьева летом в Нижний Новгород на ярмарку для покупки разных товаров. Вообще, во время лета Гурьев городок значительно пустеет, потому что большая часть жителей уезжают оттуда на это время. Суда эти приходят с товарами из Астрахани в Гурьев, летом и осенью, останавливаются у Ракушечьей пристани, где выгружают из них товары, как то: муку, крупу, овес, сахар, чай, кофе. Пряности, сласти, вино и табак внутреннего приготовления: листовой в кулях и приготовленный в обандероленных помещениях. Товары эти с пристани перевозятся в Гурьев сухопутно самими хозяевами или наймом для перевозки их извозчиков-казаков. <…>

В буквальном смысле общественной жизни и увеселений Гурьеве вовсе нет. Большинство жителей в Гурьеве составляют войсковые обыватели: нижние чины из них одни состоят на действительной служб, а большая часть занимаются промыслами и торговлей, так что они не видят, как проходит год. Весною они заняты наймом казаков на службу, отправлением на курхайское рыболовство в море и отправлением в Астрахань для покупки там хлеба, овса и других товаров; летом они свободны, время проводят по большей части в безделье и сне. В конце лета, именно с 1-х чисел августа, отправляются на сенокос, где трудятся до сентября месяца, другие же в это время отправляются в море на жаркое рыболовство и возвращаются с него осенью в октябре месяце. С этого времени они до зимы свободны, некоторые же участвуют в осеннем рыболовстве по реке Уралу, большая же часть казаков приготовляется к аханному рыболовству в море, в домах их идут хлопоты и приготовления т. е. вязание аханов и сетей, заготовление провизии, исправление аханной сбруи и наем рабочих. Хлопоты эти и работы продолжаются доp самой зимы, с утра до позднего вечера они бывают заняты. Зимой же отправляются на аханное рыболовство в море, откуда возвращаются в Гурьев в 1-х числах марта. После аханного рыбpоловства, которое сопряжено с большею тратою денег на сборы, трудностью на самом рыболовстве, среди зимы в открытом море, и опасностью на глуби, за что вознаграждают их хорошие уловы больших белуг, чрез которые поправляются домашняя их обстоятельства, казаки в апреле месяце опять собираются на весеннее курхайское рыболовство.

Таким образом, гурьевцы весь год деятельно проводят в трудах и занятиях.

Конечно, не все гурьевские казаки буквально так проводят вес год в занятиях, есть и такие, которые не на все рыболовства ездят, и есть казаки, которые вовсе не ездят на рыболовство, а промышляют службою или торговлею. Из числа таких людей многие имеют много свободного времени, которые проводят в веселье и попойках, а иные даже просто от безделья пьянствуют в трактирах, погребках и кабаках.

Табак казаки дома не курят и другим не позволяют у себя курить, но в питейных заведениях сами по большей части курят, на рыболовствах тоже курят; в Гурьеве же, преимущественно из простых казаков, курят табак молодые люди, а также казаки, находящиеся на действительной службе.

Семейства их проводят время у себя дома в хозяйстве. В праздники казаки и казачки ходят друг к другу в гости; прогуливаются по Гурьеву, сидят группами около своих домов и проводят время в разговорах. На масленице катаются на лошадях по улицам и по льду реки Урала. На берегу Урала, пред домом атамана (казаки называют начальника Гурьева городка атаманом), устраивается из пластов льда небольшая пирамида с флагами, величиною в вышину 1½ сажени и в ширину 2 аршина, называемая городком; этот городок, казаки, по существующему издавна обычаю, берут приступом на лошадях верхом, для чего в последний день масленицы ставят на этот городок, в закупоренном бочонке, ведра полтора водки, купленной начальником на свой счет. Казаки-малолетки ездят верхом на лошадях верхом по улицам, некоторые из них наряжены в офицерское платье, и они считаются начальниками над прочими; кроме того, назначается начальником города из линейной команды человек 5 казаков, которые тоже с малолетками ездят. Наконец по данному сигналу начальником, все они скоро едут верхом мимо городка, разрушают его палками, и отличившийся казак в этом деле получает в награду за удальство бочонок с водкой. При этом случае не обходится без того, чтобы кто-нибудь из наездников не был ушиблен, обыкновенно достается ушиб пластом льда храбрецу, получившему вино.

Домашняя жизнь казаков довольно скучна и однообразна.

Благородные лица войскового сословия — офицеры, занимающие здесь должности, по большей части люди достаточные, живут они своими домами тихо и скромно, и, по большей части, особняками — скупо и однообразно, даже в некоторых случаях скучнее простых казаков; круг знакомых состоит из чиновных и богатых казаков. Мужчины по большей части носят форменное платье, а женщины общеевропейское, национальный же костюм надевают в редких случаях. Проводят свободное время в чтении книг и газет, в гостях друг у друга — в игре карточной и биллиардной, иногда в катаниях по городу и охоте на дичь, собраний же и семейных вечеров не знают, — у каждого мысль о торговле. Вообще, жизнь их скучна и однообразна без особенных тревог, но зато и без особых удовольствий; при всем том в казачьем благородном кругу — замкнутость, как будто один в другом не нуждается.

Иногородные здесь: купцы, мещане и крестьяне — все торговцы и ремесленники; проводят они время в торговле, ремеслах, поездках по своим делам в Астрахань и Нижний Новгород. Домашняя жизнь их та же, как в прочих городах; знакомы они меж собой и с казаками живут дружелюбно. Гражданских чиновников здесь самое незначительное число; досужное время от занятий проводят они в чтении книг и газет, знакомстве с офицерами, карточной игре и охоте; вечеров и собраний у них не бывает, одним словом, жизнь их также полна скуки и единообразия, как жизнь здешних казаков.

Казаки любят музыку и песни, музыка их — гармония, балалайка и гитара; песни у них в употреблении: общие русские, исторические, относящиеся ко временам казачьего самоуправления, военные и местные, про родной Яик и Каспийское море. <…>


Текст взят с yaik.ru.

  • 1
(Deleted comment)
Приятно слышать!

Благодарствую за обзор, отец родом из Гурьева - так что читал с тройным интересом:))

Не стоит благодарности.

Спаси Христос! Утяну к себе.)))
Махонькая поправочка. Единоверцы тоже служат "старым чином", значит церква не могла называться- "Николая чуд.", а должна - "Николы чуд." Старообрядцы не признают более позднее олатыненное имя "Николай", даже дражнютси- "Никола лающий".

Благодарю за комментарий!

Што-то ЖЖ не хочет копировать? Пишет -што дюже большая? Попробую вечером.)))

Можете где-нибудь подсократить... ))) Самому пришлось ужимать текст.

Вот, кстати, еще одно фото собора:

печально, но в Атырау совсем ничего старинного сейчас не видно. может где-то и осталось что, но я не видел. в отличие от войсковой столицы, Уральска.

Спасибо!
Всё верно: кричит, плачет - зеват.
Уральские казаки "глотали" "е" в окончаниях глаголов и получалось:
делат - вместо делает;
зеват - зевает;
бегат - бегает и т.д.
У меня бабка и дядья именно так и говорили.

Какой слог!

...после морских рыболовств...
Словно песня. Эх, жаль, что так сейчас не говорят.

2 гранные, или маячные, начальника, оба военные обер–офицера, заботятся исключительно об охранении реки Урала и северной части Каспийского моря от тайных рыбопромышленников; при них состоит команда казаков...
Ну-да, ну-да... Браконьеры и рыбнадзор уже тогда были :)

Спасибо!

Не за что!

Конечно, как без браконьеров! ))

Случайно попала на этот сайт. С огромным интересом прочитала о Гурьев-городке. Мой прапрадед предположительно оттуда родом. Пытаюсь собрать родословную моей семьи. Подскажите, кто знает, куда можно обратиться за информацией. (адрес городского архива, например)

игорь

(Anonymous)
2017-07-10 добрый вечер. я тоже прочитал эту статью с интересом. Мы сами из старинного казачьего рода, проживаем и по сей день тут, все что в моих силах я могу помочь Вам. Как ваша фамилия, точнее прапрадеда, можно разузнать где они жили или есть еще люди кто помнят фамилию ваших предком. Информации очень мало,но постараться можно.

Случайно попала на этот сайт. С огромным интересом прочитала о Гурьев-городке. Мой прапрадед предположительно оттуда родом. Пытаюсь собрать родословную моей семьи. Подскажите, кто знает, куда можно обратиться за информацией. (адрес городского архива, например)

игорь

(Anonymous)
мой тел. 8.701,7371249 Игорь. звоните попробуем.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account