Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
В трущобах Акмолинска
Val
rus_turk
Городские джатаки (корреспонденция из Акмолинска) // Киргизская степная газета. Особое прибавление к Акмолинским, Семипалатинским и Семиреченским областным ведомостям. 16 апр. 1895 г. (№ 14).

Город Акмолинск. Хлебная и мясная лавки. 1911


Акмолинск по преимуществу азиатский город. Преобладающий элемент его населения татары и киргизы. Татары, как везде и всегда, занимаются здесь исключительно торговлей и с помощью ее обирают добродушных и не сметливых киргиз, легко поддающихся разным обманам и хитростям их. Вообще татары, благодаря своеобразным торговым операциям, легко и скоро наживают себе состояния и живут совершенно обеспеченно: самые бедные из них, принявшись торговать по аулам мелочами, в каких-нибудь 5—8 лет богатеют и успевают обзаводиться хорошими домами и «кочующими лавками» в степи. Не то бывает с киргизами. Когда они переселяются в Акмолинск, негостеприимно их встречают новые условия и обстановка жизни, которые дают им понять, как трудно жить в городе. В первое время по переселении джатаки так же, как и в степи, продолжают вести бездеятельную и беспечную жизнь, пока крайняя необходимость не заставит их приняться тяжелым трудом добывать себе пропитание. При крайней бедности им приходится дорожить каждым добытым грошем и беречь его как какую-нибудь святыню, чтобы как-нибудь выйти из тяжкого материального положения. Впрочем, некоторые из таких киргиз, усвоив приемы татар, богатеют и тоже обзаводятся домами, лавками. Подражая татарам, они записываются в купцы и торгуют на славу. Другие, поправившись в средствах, добровольно записываются в мещане и охотно отправляют все повинности мещанского сословия. Большинство же джатаков подвергаются всем последствиям крайней бедности и нравственной распущенности. Такие несчастные джатаки исключительно живут в северной части города, в тесных, сырых и темных землянках. При виде этих человеческих жилищ невольно задаешься вопросом: неужели в таких норах живут люди? При входе в землянку вы увидите самую бедную обстановку, какая только может существовать; вместе с людьми увидите телят, ягнят, козлят, которые своим убогим видом как бы дополняют печальную картину человеческого жилья.

Вечно нуждаясь в средствах, обитатели этих трущоб, чтобы удовлетворить своим жизненным потребностям, нередко прибегают к разным непохвальным способам добывания себе денег. На кое-как заработанные гроши они «алыпсатарничают» и ловко обирают или обманывают своих степных братьев, которые слишком доверчиво относятся к ним в надежде, что те им свои люди — не обманут и не обидят, — и на добытые правдою и неправдою гроши пьянствуют, покупают табак и играют в азартные игры. Особенно распространены у них игры в «орлянку» и в «три листика». Городские джатаки целый день готовы проводить в игре в «три листика» — в особенности с приезжими из степи киргизами. При этом они пускают в ход мошеннические проделки, благодаря которым ничего не подозревающие простодушные степняки оказываются обобранными до последней копейки. Чтобы привлечь к этой игре и обыграть жертву, кто-нибудь из мошенников притворяется донельзя пьяным и является туда, где остановились только что какие-нибудь приехавшие из степи киргизы.

Те недружелюбно принимают его. Пьяный вызывает любителей карточной игры на деньги. Никто не изъявляет желания. В это время являются товарищи мнимо пьяного мошенника, которым он и предлагает играть с ним в «три листика». Новоприбывшие делают вид, что они совершенно незнакомы с пьяным, и только после некоторого колебания решаются играть на деньги. Начинается игра. Притворившийся пьяным сначала проигрывает им несколько рублей и, как будто сердясь на свои неудачи, объявляет, что у него много денег и он готов играть целый день. Для подтверждения своих слов мошенник из кармана вынимает большой кошелек. Товарищи уговаривают степных киргиз, чтобы и они приняли участие в игре, в одной с ними компании, чтобы обыграть до последней копейки пьяного богача. Приезжие киргизы упорно отказываются, говоря, что они не знают, как играют на деньги, и не знают самой игры в «три листика».

Помилуйте, — восклицают мошенники, — что за беда, мы вас живо научим, как играть в «три листика». Так как эта игра совершенно легкая, то степные киргизы скоро научаются и присоединяются к компании. Пьяный, чтобы воодушевить их, проигрывает несколько рублей. Последние, радуясь первому успеху, входят в азарт и, чтобы сразу обобрать пьяного, ставят большие ставки. Тут-то и действуют мошенники. В несколько минут воодушевившиеся игроки остаются без копейки. Если они, поняв в чем дело, примутся возражать, то дело кончается потасовкой, в которой они же обыкновенно и пострадают.

Прежде городские джатаки без всякого стеснения играли в орлянку и в карты на улице, на базаре, на площади, словом, везде, где можно найти неосторожных охотников карточных игр. Долгое время никто не обращал на это внимания, пока начальство не приняло меры и строго запретило публичные азартные игры. Однако до сих пор мошенники продолжают предаваться игре, скрываясь где-нибудь в затаенных местах, куда не заглядывают полицейские, а также на квартирах приехавших на время из степи киргиз.


Еще об Акмолах/Акмолинске, ныне г. Астана:
А. К. Гейнс. Дневник 1865 года. Путешествие по Киргизским степям;
В. А. Остафьев. Землевладение и земледелие Сибирского казачьего войска;
А. Шерстобитов. Акмолинск. (Очерк из заметок туриста).


Другие статьи из «Киргизской степной газеты»:
Из поездки в Петербург;
Поимка конокрада в степи.

  • 1
(Deleted comment)
Прежде всего казанских, конечно. В казахском оригинале (газета на 2 языках, русский текст -- перевод) они, как водится, зовутся "ногаями", ноғайлар / نوغاىلار

Вот о татарах, например:

Семипалатинск, начало 1860х:
http://rus-turk.livejournal.com/142676.html
"Но татары, исстари переселившиеся сюда из губерний Казанской и Вятской, да из промышленной Тюмени — уж совсем иное. Это народ торговый, промышленный, предприимчивый, деятельный, трудолюбивый, зажиточный. Дома их составляют лучшую часть города".

Тоже Семипалатинск:
http://rus-turk.livejournal.com/284960.html
http://rus-turk.livejournal.com/308981.html

Павлодар:
http://rus-turk.livejournal.com/325374.html

Зайсан:
http://rus-turk.livejournal.com/83363.html

Семиречье, в том числе Верный:
http://rus-turk.livejournal.com/259419.html
(и продолжение этого текста по ссылке)

Edited at 2014-12-02 05:57 am (UTC)

По данным переписи 1897 года, из 9688 жителей Акмолинска:
• русских 4728 (из них у 101 родной язык малорусский и у 8 белорусский; у остальных великорусский)
• киргиз-кайсков 3020;
• татар 1035;
• мордвы 223;
• немцев 205;
• евреев 173;
Остальных совсем мало; например, поляков 11.

в казахстане татар всегда много жило . особенно при союзе. щяс то поменьше наверное...

Ну как много, при Империи 1,3%, при Союзе максимум 2,13, а с 90-х годов прошлого века их численность, так же как и европейских народов, уменьшаться начала. Сейчас порядка 200 тыс. человек. В Алмате, например, на улице не чаще чем корейцы встречаются.

В Акмолинске преобладали татары и киргизы, казахи которые? Да откуда этот независимый бред. Я десять лет в архивах работал, от Москвы до Караганды по нашей теме. До 21 века их процент был минимален не просто в Акмолинске или Целинограде. Во всех городах Казахстана.
Целиноградский микрорайонский пацан. Из Целинограда.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account