Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Форт Перовский (бывшая Ак-Мечеть, будущая Кзыл-Орда)
TurkOff
rus_turk
П. И. Пашино. Туркестанский край в 1866 году. Путевые заметки. — СПб., 1868.

Другие части: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9].

Последняя станция застала нас утром. Мы были уже в виду станции, стоило только перебраться через маленькую речку Кувандарью. Решено было ехать в тарантасе, но разлив был так велик, что нельзя было рассмотреть порядком дня. Правая пристяжная упала и сбила коренника; должно быть, им была так приятна вода, что они ни за что не хотели встать, пока их не выпрягли. Ямщик был тот же, который сел к нам на козлы в форте № 2. Мы заставили его кричать, чтобы он разбудил на станции людей. Из кибитки высунулась сперва голова какой-то старухи, а потом вылезли и ямщики. Не знаю, откуда достали они лошадей, переправились к нам и решили, что тяжести нужно перевезти верхом. Началась переборка вещей до тех пор, пока в тарантасе ничего не осталось, кроме меня да к. Б-ского. Наконец, тронулись и мы; вода хватала лошадям выше брюха, но благодетельный тарантас был на высоких колесах, и, благодаря этому обстоятельству, нас не подмочило.

Утро было великолепное. Солнце отливало всевозможными лучами; однако это не помешало нам забраться в кибитку и посмотреть, как киргизка готовила бутку́ [бутка́ — каша из проса или какой-нибудь другой крупы] с верблюжьим салом, и ждать, пока Иван снабдит нас чаем. К. Б-ский решился поесть этой бутки´, я же не отважился.

Не знаю почему, нам пришлось долго побыть на этой станции. Нужно заметить, что здесь находился ямщик с предыдущей станции, которому следовало сдать лошадей, вожжи, хомуты и т. п. Кажется, происходил спор между ямщиком станции Кумкульской и содержателем станции Куликинской из-за недостающих ему частей сбруи.

О удивление! На козлах сидел опять тот же ямщик, который вез нас от форта № 1.

— Ты как опять сюда попал? — спросил я его.

Он объяснил мне, что поставляет саксаул от форта № 2 до форта Перовского, что ему надо побывать в форте Перовском и что он проедет туда с нами. А как он попал опять на козлы, это он пояснил нам, что с деньгами все можно сделать.

Часа через три мы были на берегу Сырдарьи, сдали там лошадей обратному ямщику и должны были ждать до вечера железного баркаса, который должен был выйти к нам навстречу. К. Б-ский поинтересовался спросить у казаков, есть ли тут в камышах фазаны и, узнавши, что есть, отправился на поиски. Казаки мне говорили, что ночи три тому назад гулял тигр в этих камышах; я испугался этого и по берегу отправился догонять Б-ского, чтобы предупредить его. Оказалось, что казак, отправившийся вслед за ним, рассказал ему уж раньше об этом. Наконец, на повороте реки завиделась мачта баркаса; но прошло еще порядочно времени, пока он причаливал к берегу, разложил мостки и принял нас к себе. Человек двадцать солдат под командою одного урядника составляли экипаж баркаса; тут были мордва и черемисы и казанские татары — словом, представители многих поволжских губерний.

Около нас разложили небольшой костер, и Иван распоряжался чаем. Солдатики шутили между собою сначала, а потом сели гресть и затянули песню, знакомую каждому русскому:

Вниз по матушке по Волге,
По широкому раздолью…

Под это пение мы, находившиеся все время на чистом воздухе, снова заснули и проснулись уже тогда, когда тарантас наш начали втаскивать на берег. Это было в ночь на 19 марта. Нас направили в дом благородного собрания, где мы нашли только сонного буфетчика и весьма приличное помещение, состоящее из гостиной и зала.

Наутро я был разбужен приходом начальника правого фланга [начальник правого фланга Сырдарьинской линии полковник Цёге-фон-Мантейфель — rus_turk], рассыпавшегося в извинениях, что он не успел поместить нас у себя, но что, ежели нам угодно, он надеется, что мы придем к нему обедать.

Дом собрания состоит из зала, гостиной, дамской уборной и комнат для прислуги. В зале направо от входа устроено помещение для музыкантов, которых здесь наберется едва ли много, но, по всей вероятности, есть человек пять-шесть, судя по месту, которое для них назначено. Дом одноэтажный с плоской крышей и с пристройками, которые состоят из ледника и амбара для провизии с одной стороны, а с другой — из квартиры переводчика татарского языка г. Хадисова, не окончившего курса в Императорской казанской гимназии, состоящего при начальнике населения г. Грузде. Из окон зала виднеется церковная палатка и имущество бухарцев, разложенное на площади, с часовым, прохаживающимся около него. В зале висит безграмотное расписание танцевальным и карточным вечерам клуба.

Проходя квартиру начальника фланга, мы увидели в полуразвалившихся воротах форта массу сложенных одно на другое бревен; каждое бревно обошлось правительству с доставкою из Оренбурга от 25 до 40 р. сер.

Форт Перовский, при входе в ворота, представляет улицу, обсаженную с обеих сторон деревцами. Мы вошли налево в ворота дома начальника фланга; там же помещались гауптвахта и развалины ак-мечетской башни.


Постройки в укреплении Перовском

Помещение начальника фланга одноэтажное, очень комфортабельное. В зале мы у него нашли накрытый стол, его супругу, весьма милую даму, и какого-то военного доктора. Стол был чрезвычайно вкусен, а для нас, проезжающих по степи, даже необыкновенно изящен; приятный разговор хозяйки дома доставлял нам громадное удовольствие. Я узнал, что сегодня отправляется в Россию почта, и после обеда расположился в кабинете хозяина писать в Петербург письма; к. Б-ский, наговорившись с хозяйкою, отправился домой заниматься тем же.

Кроме начальника правого фланга, здесь есть комендант и начальник киргизского населения [Груздь Константин Францевич — rus_turk], но я уже с ними познакомился на обратном пути, купивши у первого тарантас, а со вторым так, из любезности, потому что слышал про него много хорошего в Ташкенте. На обязанности начальника населения лежит собирание кибиточной повинности, решение споров между киргизами и суд над ними. Кибиточная повинность собирается через биев, так как сам начальник не может знать, сколько у него кибиток под началом. Кибиточного сбора полагается по 4 рубля с кибитки; вместо денег некоторые киргизы представляют баранов, но эти бараны никогда не доходят до рук начальника населения, а продаются биями же в степи; к нему привозятся только деньги. Решение споров, зависящее от него, не так велико, потому что киргизы обращаются по большей части с тяжебными делами в бийлик, суд биев. Там дела расследуются и решаются очень скоро, только не на основании наших законов, а на основании чингисхановой ясы. Эта ясá до того строга, что в настоящее время киргизы отдаются, в некоторых родах своих преступлений, русским судам, а в местах, близких к мусульманским городам, решению шариатского суда. Испортит ли один род киргиз у другого водопроводные канавы, или помнет хлебá, обиженные идут к начальнику населения жаловаться на злонамеренное покушение. При заключении каких-нибудь сделок или торговых договоров с каким-нибудь русским купцом они также его беспокоят. Беспомощные бедные киргизы постоянно идут к начальнику населения, так как у него за решения споров ничего не взыскивается; бийлик же иногда дорого обходится тяжущимся сторонам.

Свободное от службы время начальник населения тратит на что ему угодно, на рыболовство и охоту; г. Груздь, кажется, предпочитает заниматься первым, так как в обратный проезд мой я застал его на рыбной ловле, на которую он отправился с большою компанией офицеров, стоявших в форте Перовском.

В туркестанском, чимкентском и ташкентском районах начальники населения взимают с провинившихся киргиз аибные деньги, вносимые ими в штраф за какое-нибудь преступление. Аибных денег набирается в течение года довольно большое количество.

Начальник населения имеет квартиру с неслыханною здесь роскошью, с билиардом. Он — пожилой холостой человек, управляет киргизами уже не первый год, говорит по-киргизски как киргиз, и имеет постоянно около себя холостой кружок.


Перовск. Восточная часть города, вид из укрепления

Форт Перовский основан в 1853 году и носит грустный отпечаток степных укреплений. Масса одноэтажных домов, окруженных стеною, масса таких же домиков в форштадте и слободке нисколько не разнообразит картину. Вот сад имеет здесь особую прелесть, а такой здесь находится, дает плоды и виноград; мне не довелось ни одного раза быть в этом саду, но я ел фрукты, снятые в нем. Начальник фланга имеет право собирать фрукты из этого сада, и на обратном пути, в конце июня месяца, я пользовался у него ими. Природа в форте Перовском великолепна, кроме одного небольшого обстоятельства, которое обыкновенно связано с присутствием рек: это масса комаров, которая беспокоит не только проезжающего, но изнуряет и лошадей. В летнюю пору здесь лошади бывают покрыты белыми чехлами, которые будто бы спасают коня от этого кровожадного насекомого.

В торговом отношении форт Перовский давал результаты не хуже форта № 1, несмотря на то, что здесь мало пролегает торговых путей. На юге непроходимые пески Кызылкум отделяют его от Бухары, и только восточные провинции Бухарского ханства направляли свои транспорты на него; но зато масса киргизского населения окружает постоянно форт Перовский. Годовой торговый оборот форта Перовского доходит до 80.000 р. с лишком Бóльшая часть продаваемого здесь товара приходится на долю азиатской мануфактуры и местных произведений; из русских изделий здесь с громадною выгодою продаются вещи, выделанные из железа; также идут в ход юфть, кожи, ситцы и коленкор. Киргизы, кажется, в последнее время только начали сознавать преимущество русских изделий перед бухарскими; но бухарцы привозят к ним халаты, тюбетейки и готовую обувь и выменивают все это на баранов или верблюдов, а русский купец требует денег за не приготовленный еще материал; а где же киргизу тачать сапоги или шить себе халат? Понятно, таким образом, преимущество азиатских торгашей перед русскими купцами. Нужно заметить притом, что бухарцы ввозят товар полушелковый, употребляемый мусульманами всей Сибирской и Оренбургской линий и мусульманами всех наших поволжских губерний; мы же не входим в положение их и не ввозим каких-нибудь суррогатов сукон или шерстяных материй.

Огороды в форте Перовском и около него в киргизских степях разведены в громаднейших размерах. В слободке форта живут поселенные солдаты, для которых отведена земля; их огороды отличаются от киргизских только тем, что обсажены разве подсолнечниками; способ же обработки перенят ими от киргиз. Арбузы, дыни, огурцы, тыквы здесь поспевают в огромнейшем количестве; картофель к киргизам пока не привился; табак русские получают из России, киргизы же от бухарцев и от русских солдат. Они табак чрезвычайно любят, кладут его за щеку, нюхают, но не курят. Называют табак киргизы насвай, т. е. носовой нюхательный табак.

Для бахчей, разбросанных вдоль реки, вода получается из Сырдарьи. При отсутствии дождей в течение лета температура доходит до 37° (37°R = 46°C — rus_turk), земля пересыхает и требует старательной поливки; тогда русские прибегают к киргизскому способу поднимания воды из реки: он употребляют чигирь [чигирь — известный петербуржцам способ добывания воды; здесь чигирями очищали Фонтанку; только здесь действуют нарами, а там волами], которым наполняют водопроводные канавки. Нужно заметить при этом, что русские забрали себе самые лучшие места, а киргизы владеют землями похуже.

Здесь заселение края солдатами не привилось: они живут в форте с женами до бессрочного отпуска; а когда наступает возможность, так они являются к начальнику и умиленно просят об отпуске. Не знаю, не лучше ли было предложить казачеству свободное переселение на Сырдарью? Кажется, такая мера могла бы иметь успех, потому что Сырдарья река рыболовная, и живущие теперь в форте Перовском уральские казаки занимаются приготовлением балыков и икры, которую продают проезжающим чрезвычайно дешево. Во время обратного проезда моего казак Белочкин взял было несколько балыков в Перовском, но я не мог их есть, потому что они оказались перекопченными; впрочем, говорят, что балыки здесь по временам приготовляются весьма изрядно.


Перовск. Торговые ряды

В форте Перовском назначены две ярмарки, но эти ярмарки не имеют никакого значения, не прививаются. При определении ярмарочных сроков следовало бы обратить внимание на прибытие в форт караванов и на прилив киргизского населения к форту; вероятно, это было упущено из виду составителями проекта о ярмарках. Здесь существует на бухарском базаре несколько бухарских лавок, ведущих меновую торговлю с киргизами; есть также и русские лавки. В последних — такой сброд всевозможных продуктов, что нельзя и пересчитать всего, чем ведется торговля нашими купцами. Цены весьма высоки: пуд сахара стоил при мне 18 р. с.

К вечеру мы собрались уезжать. Часть наших вещей мы сдали на пароход. Перед тем, как нам садиться на тарантас, начали уже собираться гости в клубе. Полковник Мантейфель провожал нас. Мы проехали целую ночь одну станцию в 30 верст. В трех верстах направо от дороги мы увидели памятник по убиенным при осаде и штурме Ак-Мечети. Кругом растет джида и рядом с нею гребенщик; памятник сложен из кирпича, железная крашеная доска со стертою белою надписью плотно прибита. Рядом находится могила двух конфирмированных поляков; многие и не знают о существовании этих памятников.


Памятник над русскими, убитыми при осаде Ак-Мечети

ПРОДОЛЖЕНИЕ


Фотографии взяты из «Туркестанского альбома» (1871—1872). Все фото кликабельны.

Другие описания форта Перовский:
М. В. Дандевиль. А. Н. Плещеев в форте Перовском (по неизданным письмам);
А. К. Гейнс. Дневник 1866 года. Путешествие в Туркестан.

  • 1
Спасибо, очень интересно. И фотографии чудесные.

И Вам спасибо!

Присоединяюсь.

В посте был упомянут тигр. Интересно было бы узнать про среднеазиатских тигров. Неужели они все вымерли?

Да, увы, джульбарсов (туранский тигр) истребили всех. В 19 веке их было много (причем ареал обитания был довольно велик и доходил на севере до Балхаша), но потом, с колонизацией края, число стало сокращаться и к началу 20 века он стал уже исчезающим. Но и в 1950-е заходили отдельные особи из Ирана.

Здрасьте!!!

Нет, понятно - я не такой специалист - как Вы (даже ни секунды не претендую, честно), но всегда под "джульбарсами" подразумевал вовсе не туранских тигров и вообще не тигров, а второе-третье название снежных барсов (с детства подразумевал), либо каких-нибудь леопардов - неужели я не прав?

Утро доброе!

Да, я тоже раньше не задумывался над значением слова. И в детстве даже не знал, что по всему Туркестану и Семиречью, вплоть до Балхаша, жили в огромных количествах тигры (впервые прочел у Гиляровского). В популярных книгах про животных, в т.ч. редких и исчезающих животных, которых в детстве прочел много, этот вопрос обходился стороной. Видимо, был неудобным. Непросто же убедительно объяснить сейчас читателям, зачем истребили прекрасных животных, которые людьми-то закусывали лишь изредка, а больше кабанами...

Да, джульбарс (йолбарс/жолбарс/йулбарс/...), это - тигр.
Но в уйгурском слово может означать и просто барса.

Как видно из названия, слово означает "полосатый барс" (йол - это не только дорога, но и во вторичном смысле полоса...), по другой - бродячий ("дорожный") барс (из-за его миграций). Есть и другие версии. Вот что сказано в этимологическом словаре под ред.Севортяна:


Слово барс, разумеется, по смыслу шире и охватывает и тигра, и ирбиса, и льва, и других крупных кошачьих. Возможно, оно не исконно тюркского, а иранского происхождения.

Есть, кстати, предположения, что русское имя Борис означает как раз барса. В популярных советских (и теперь российских книжках) имя Борис объясняется как сокращение от Борислав, но это, разумеется, ерунда. Попробовали бы они объяснить это болгарам, у которых в соответствующий исторических период (когда они были еще тюрками, а не славянами) был хан Борис (после крещения уже не хан, а царь Болгарии)

Мммм..., интересно, спасибо большое.

Кстати - это само по себе отличная отдельная тема! И не только с тиграми. Я вот сейчас повспоминал - вроде как принято считать, что последнего льва на территории России убил Владимир Мономах (в низовье Волги) - по крайней мере после того случая львы не упоминаются в летописях, а до этого случая - полно.

Ну то в районе Астрахани (или что там тогда было - не помню - Тьмутаракань? Или вообще сплошной Хазарский каганат? - тогда что там делал Мономах, спрашивается? - присягал каганатчикам, защищая их от львов?), понятно - что там и не должно было быть много львов (всё-таки довольно населённые места) и Мономах вполне мог убить последнего.

Но в Казахстане-то их должно было бы быть полно при этом. Во всём Туркестане.

По крайней мере в Индии сейчас львов полно, как я с удивлением обнаружил год назад своими глазами (а до этого - из-за "Маугли" - я думал, что там одни тигры и пантеры). Наверняка - помимо тигров в Туркестане были и львы - раз Туркестан находится между Индией и Астраханью - где львы были. Кто их извёл и когда, интересно?

Ну и вообще отдельная тема для нас для алма-атинцев - это снежные барсы, конечно. В детстве когда я был в пионерском лагере, который был где-то в заповеднике в горах (то, что в горах - это точно, а что в "заповеднике" - это у меня в памяти отложилось, но что там за заповедник - не знаю и не помню) - мы только о снежных барсах и говорили - дрожали и боялись (это в младших группах когда я там был, а попозже, повзрослее - мы в том же лагере вообще не говорили о животных), ибо оные вокруг бродили стадами.

И ещё у моего брата есть шкура снежного барса. Утверждает, что сам его сбраконьерил, но я, разумеется - не верю. Не будет он в барса стрелять, не такой он человек. Купил, конечно (что тоже незаконно, разумеется).

Словом, а можно Вам заказать тему, дорогой друг?

"Дикие кошки Туркестанского военного округа" )))

))) Напишу как-нибудь. Когда наберу побольше материала. Я к фауне неравнодушен.

В путевых записках в основном про тигров пишут, конечно, а не про ирбисов, каракалов и манулов.
Хотя... и про манулов тоже!

"Вокруг дерева и на ветках его навешаны набожными киргизами кусочки разноцветных материй, ленточки, пасма крашеных лошадиных волос, и самая богатая жертва — это шкура дикой кошки, крепко привязанная к ветке".
http://rus-turk.livejournal.com/56307.html
Это Тарас Шевченко написал, "Близнецы"

Впрочем, это мог быть не манул, а камышовый кот. У манула ареал обитания несколько другой (по крайней мере сейчас)

Не знаю, не знаю... Не очень понимаю - как Шевченко мог назвать шкуру камышового кота или манула "самой богатой жертвой" - у них же маленькие шкурки, которые в принципе не слишком сильно отличаются по размеру от шкурки обычной разжиревшей на сметане серой в полосочку украинской деревенской кошки.

Может быть всё-таки подразумевается шкура того же снежного барса?

В тех краях барсы не водились...

Это я понимаю, но ведь они водились не так уж и далеко.

В конце концов в традиции привязывать ленточки на деревья прослеживаются явно традиции вовсе не кочевых казахов, а полубуддистов-полушаманов из числа горных киргизов. Горных киргизов - т.е. тех, которые живут там, где барсы водятся. А уж какого лешего они забрели в пустыню, где обитал Шевченко и устроили там буддистско-шаманское ритуальное дерево - это второй вопрос.

)))))))))))

Я бы не стал говорить о только лишь горных киргизах и тем более о буддистах. Практика очень древняя, и он захватывает регион гораздо бОльший, чем Средняя Азия и Казахстан.

Я не говорил про буддистов как таковых - скорее о традиции, которая часта в Тибете, в Индии и т.д., и мне самому встречалось около Иссык-Куля - более того - на то дерево я и сам (по нашей привычке обезъянничать) на то дерево привязал кусок от своей одежды (рукав, как помнится).

Вероятно - и не только в Тибете и Индии - это скорее вообще неизвестно откуда взявшаяся традиция общемирового характера - имеющаяся например и в Венгрии.

Но как бы то ни было - почти со стопроцентной уверенностью могу утверждать, что ничего такого нет в степном и в пустынном Казакстане. Я ведь не один там много ездил - и Вы тоже, полагаю. И знаете, что у степняков традиции совсем не те, да и таких деревьев по степям сейчас не встречается - хотя вот уж когда-когда, а сейчас возродились одновременно вообще все секты, "традиции", "религиозные обычаи", шаманские обряды и т.п. - и мы бы с Вами это увидели (дерево такое). А вот в горах - полно.

Нет, думается мне - Шевченко повезло странным случаем столкнуться с толпой горных киргизов, которые уже отчаялись, бродя по пустыни - найти хоть одно дерево, а найдя его - обвязали всей имеющейся у них одеждой, включая шкуру снежного барса )))

Да, тем более, что писать действительно есть о чём. И не надо даже для этого растекаться мысью по всему Туркестану - достаточно взять окрестности Алма-Аты.

Я вот, допустим - этим летом, будучи там у своих братьев (двоюродных) - поехал с ними на охоту на фазанов в район Капчагая. Точнее - не совсем Капчагая - а именно на Или, от Капчагая километрах в ста вверх по течению - у братьев там куплен большой кусок земли, что-то они там строить собираются развлекательного плана, но сейчас просто охотятся.

Так это я к чему. Вот сколько в Алма-Ате прожил, и сколько даже часто выезжал именно на Капчагай с родителями на рыбалку - я всегда думал, что там из фауны (не считая рыб) только змеи с пауками и черепахи водятся. А оказалось! Только за эти три дня охоты я сам лично видел три вида каких-то оленей (подчёркиваю - не сайгаков, которым я не был бы удивлён, а именно оленей), которых названия даже не помню, зайцев и фазанов немеряно, волчий и лисий помёт, кабанов (ну а где их нет) и бесконечные рассказы про местных медведей, рысей и снежных барсов - которых там пруд пруди.

И это где?! У нас на Капчагае, который я в детстве считал просто пустынной помойкой, где не может быть ничего интересного в смысле животного мира, кроме рыбалки (а змей я терпеть не могу, так что их я чем-то интересным для себя никогда не считал). Дак ведь там голимая вызженная степь, если не сказать пустыня! Ну понятно - вдоль реки есть всякие заросли колючего кустарника, но я никак не ожидал, что там может быть столько живности. Так что ни секунды не удивлюсь - если там в камышовых илийских зарослях и сейчас бродят тигры, а если ещё пофантазировать и послушать моих братьев, то можно себе представить, что туда и стада индийских слонов забредают. Но сказки-сказками, а то, что я видел сам лично - уже не мало.

P.S. Кстати сказать, помимо охоты мои братья увлекаются ещё и археологией, даже открыли маленький частный музей из всего того, что они накопали на шёлковом пути - но чаще всего это всякий хлам типа сабель и глиняных горшков разных веков.

Но тут выяснилось, что они ещё докапались (не помню точно где, вроде как рядом с Джамбулом, который, как я с удивление узнал - известен как город аж с пятого века) до арианской церкви восьмого века - что можно видеть по орнаменту пола, на развалинах которой потом сделали мечеть, а в советские годы сначала сарай, а потом вообще забросили. Так вот - они там всё откопали - и на следующий год собираются заняться этой развалиной совсем всерьёз - и меня зовут - и я непременно поеду, так как чую, что как минимум найду там арианскую библиотеку, превосходящую по историческому значению кумранские рукописи.

Фоторепортажи и дневниковые записи буду отправлять к Вам в ЖЖ, обещаю )))

Отлично, договорились))

Про Талас (или, в арабском произношении, Тараз) хроники свидетельствуют, что на момент арабского завоевания в городе была большая церковь, которую перестроили потом в мечеть.

Да?! Ну Вы просто кладезь знаний!

Впрочем, если судить по тому обрывку информации, что Вы сейчас написали - возможно речь идёт о другом здании. Как-то я сомневаюсь, что заброшенным оказалось здание именно былой БОЛЬШОЙ церкви, потом переделанной в мечеть. Тогда бы там в Джамбуле сделали бы что-нибудь вроде Дома культуры, зачем забрасывать большое здание? Не исключено - что это не единственный подобный случай в этом городе. Впрочем, я точно не знаю. Знаю только, что там есть какая-то ниша, которую на следующий год и и едем раскопать - ибо лично я надеюсь там найти именно то, о чём Вам сказал (рукописи всякие), а братья расчитывают найти хоть что-нибудь.

Да и вообще интересно, кстати. Я в Джамбуле никогда не был, в детские годы он у меня (как и у всех алма-атинцев, как Вы понимаете) ассоциировался лишь с дикими людьми, которые занимаются лишь грабежами и насилием, повальным алкоголизмом, жарой и грязью в виде пыли.

Ан-нет, гляди ж ты - это город аж пятого века, да ещё и с развалиной древней арианской церкви, в которой мне суждено найти свитки, превосходящие по значению вообще все книги вместе взятые за все века и во всём мире (за исключением, разумеется Гомера, Пушкина, Шекспира и Гёте).

P.S. Кстати, как Вы думаете - а может быть Чингиз-хан захороненным где-нибудь у нас под (или "над") Алма-Атой? Ну или вообще в Казахстане?

Вы забыли упомянуть библиотеку Иоанна Грозного!
>>за исключением, разумеется Гомера, Пушкина, Шекспира и Гёте
Чингисхан умер, но дело его живёт! и это главное.
А где захоронен - уже не так важно.

Я сильно сомневаюсь, что Иоанн Васильевич решил бы спрятать свои книжные богатства в Казахстане. Он, разумеется, был оригиналом, но Туркестан тогда ещё не был нашим.

А вот при всём моём шутливом тое на этот счёт, но прятанье каких-нибудь арианских рукописей восьмого и ранее веков при завоевании города дикими арабскими ордами - я вполне себе допускаю - равно как предполагаю, что они могут быть более чем интересны.

Что же до могилы Чингисхана, то, поскольку пророчество относительно начала БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ существовало лишь относительно вскрытия могилы Тимура, а про его могилу ничего не сказано - то считаю нахождение её важной по следующим причинам:

1) Это безопасно - война не начнётся.

2) Там может быть лежит с ним куча всякого добра. Золото в этом контексте меня не интересует, но он, как известно являлся обладателем "кольца власти" (уверен - Вы об этом слышали), которое уже к тому моменту совсем снаркоманившийся барон Унгерн, так его и не найдя - имитировал на своей руке какой-то китайской подделкой.

Найдя это кольцо - я, как верный сын матушки нашей Православной Церкви, но опираясь на текст одного английского католика, который лишь отдалённо и намёками понимал - о чём именно он пишет - должен буду снести на Камчатку и бросить его в кратер вулкана (ой, нет, лучше и логичней - с точки зрения логики Толкина - брасить его в лаву Везувия).

И тогда можно будет считать, что я не зря прожил свою жизнь - ибо настоящий мужчина долже не только родить сына, посадить дерево, построить дом и написать книгу, но ещё и совершить подвиг - равный указанному как минимум.

На худой конец - если с кольцом мы обломаемся и не найдём его - можно просто будет положить себе на письменный стол череп Чингисхана. В утешение.

Замечательная статья, спасибо.

Было бы не за что, не говорил бы, я не сторонник пустых комплиментов, и бессмысленных комментариев. Поэтому и Вас буду комментировать редко, но читать постоянно)).

Благодарю за интерес к журналу.
Но всё ж хочу отметить, что роль моя достаточно скромна: я беру готовые тексты (как правило, довольно известные) и иногда снабжаю их иллюстрациями (зачастую тоже довольно известными).

Дык и Шекспир сюжет с Гамлетом не сам придумал, и Гёте с Фаустом )))

Автомат Калашникова был собран, из давно известных механизмов и на давно известных принципах... но он стал выдающимся автоматом)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account