Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Зачем ходить в русскую школу (взгляд революционера)
Врщ1
rus_turk
Отрывок из рассказа «Детство Якуба», написанного революционером и писателем (этнографом и фантастом) Порфирием Инфантьевым (1860–1913).

П. П. Инфантьев. Детство Якуба // Инфантьев П. Этнографические рассказы. Из жизни татар, киргизов, калмыков, башкир, вогулов и самоедов. СПб., 1909.











  • 1
замечательный рассказ, но, вообще-то на русскую агитку похоже ;-) Насколько мне известно, в Бухаре или в Кокандском ханстве мусульмане очень неохотно отдавали детей в русские школы, предпочитая обучение у муллы. Потому что русские школы были "рассадниками" чуждой религии и идеологии.

мусульмане очень неохотно отдавали детей в русские шк

так ведь автор -- фантаст :)

Точнее, похоже на революционную агитку (что характерно, цензура ее пропустила, хотя из романа про жизнь на Марсе вырезала целые главы).
Казахи тоже не особо охотно отдавали детей в русские школы.
Гейнс описывает, как в 1865 году их Степная комиссия заезжала к султану Чингису, вскоре после смерти его знаменитого сына Чокана Валиханова. С учетом печальной судьбы сына, у семьи Чокана было стойкое желание больше никого в русскую учебу не отдавать.
С другой стороны, казахская школа (как на фото) была сама по себе создана по большей части русской властью, которая поощряла приезд татарских мулл в степи для привития казахам мусульманской веры...

я не очень в курсе, как это было у казахов, но у кокандцев и бухарцев муллы действительно представляли реальную власть: судопроизводство над местным нерусским населением, налоговые сборы осуществляла мусульманская власть. Тогда как русский переселенец находился под опекой русской власти и имел право жаловаться на притеснения в Санкт-Петербург. Таким образом, местные, оставаясь под собственной же властью своих же мулл, чувствовали, что называется, разницу, между "своими", дравшими с них выше меры и судившими их жестоко по столь любимому ими шариату, и переселенцами, не страдавшими под властью зарвавшихся и утопавших в роскоши "богатств неправедных" мулл, не обремененными непосильными сборами, но даже наоборот, получавшими всяческую поддержку и деньгами, землею и скотом от русской власти. Умнее не придумаешь, очень мудрая была политика, за исключением некоторых препятствий, чинимых, к сожалению, мудрым во всем остальном Кауфманном по части сдерживания русского потока переселенцев, несмотря на желание Николая II христианизировать дикарей. Все же в этом вопросе, как мне кажется, он был не прав. Христианизировать надо было интенсивнее и строить как можно больше русских школ и церквей по всему краю, выкорчевывать местную культуру и язык, постепенно русифицируя местное население. Короче, проводить империалистическую политику до победного конца, а не останавливаться на половине. Откуда-то взялось мнение, что на Востоке, с исламом такое невозможно проделать. А почему тогда ислам все это успешно проделал в Египте, Сирии и т.д.? Мне кажется, это мнение ничем не обосновано. Нет же, пожалели местных, они без земли-де не могут прокормиться. Гнилой либерализм да и только.

Видимо, у Вас описка: не Николай II, а Александр II.

У казахов глубокого соблюдения ислама никогда не было, а народными судьями у них были не казии, а бии (уважаемые знающие закон люди, часто родоначальники), которые следовали не шариату, а традиционному праву казахов.

В России на уровне госполитики ислам начали поддерживать во времена Екатерины II и продолжили в 19 веке. В частности, выражалось это в госфинансировании строительства мечетей для татар, башкир и казахов; поддержке укрепления мусульманства среди казахов (чтобы "окультурить" их для сдерживания набегов на русскую границу): то же строительство мечетей, поощрение засылки татарских мулл для проповеднической деятельности.

конечно описка, спасибо, какой же Николай II в конце 60-х. ;-)
Интересно, кто повлиял на Екатерину в этом отношении? Не Вольтер ли посоветовал? Вам не попадалось?

Возможно. Татарский историк (см. ссылку) тоже считает, что Вольтер мог повлиять:
http://historytat.ru/3/133.html

спасибо за ссылку

интересно (в очередной раз:))

все такъ и случилось

Интересный рассказ! У них один был мотив, чтобы ходить в русскую школу, но не ради грамотности.

Этот мотив был, я уверен, у ничтожного меньшинства казахов, ходивших в русскую школу. У остальных были другие мотивы - или желание сделать карьеру в адмиристрации, или тяга к науке.

В дополнение процитирую известный призыв казахского мыслителя Абая Кунанбаева из его "Книги слов":

Слово Двадцать Пятое

Хорошо бы дать казахским детям образование и вполне было бы достаточно научить их сначала хоть тюркской грамоте. Но наша земля — Дар-аль-Харб, к тому же чтобы отдать детей учиться, надобно скопить богатство, необходимо знать персидский и арабский языки. Голодному ли сохранить ясность ума, радеть о чести, питать прилежание к учителю? Скудость достатков, межродовые раздоры способствуют развитию в людях таких дурных наклонностей, как воровство, насилие, стяжательство. Будет скот, значит брюхо будет сыто. А там появится и тяга к знаниям, ремеслу. Начнут люди подумывать как бы получить образование или хотя бы детей чему-нибудь научить.

Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Чтобы избежать пороков русских, перенять их достижения, надо изучить их язык, постичь их науку. Потому что русские, узнав иные языки, приобщаясь к мировой культуре стали такими, какие они есть. Русский язык откроет нам глаза на мир. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами. Просвещение полезно и для религии.

Тот, кто живет раболепствуя, готов продать мать с отцом, родных и близких, веру и совесть ради милостивого похлопывания по плечу. Иной не смотрит на то, что зад оголился, ему лишь бы заслужить одобрительную улыбку чиновника.

Русская наука, культура — ключ к мировым сокровницам. Владеющему этим ключом все другое достанется без особых усилий.

Казахи, обучающие детей в русских школах, пытаются использовать их грамотность как знак превосходства в распрях с сородичами. Избегай этих намерений. Стремись научить детей честным и разумным трудом добывать свой хлеб, пусть другие последуют доброму примеру, тогда мы не будем терпеть произвол вельможничающих русских, коль у них нет единого для всех закона. Нужно учиться, чтобы узнать то, что знают другие народы, чтобы стать равными среди них, чтобы стать защитой и опорой для своего народа. Пока из той молодежи, что получила русское образование, не вышло выдающихся личностей. Потому что родители и родственники портят их, сбивают с праведного пути. И тем не менее, они намного лучше тех, кто не получил никакого образования. Жаль только, что всей их образованности хватает лишь на то, чтобы растолковывать чужие слова. Состоятельные люди редко отдают своих детей в учение, они скорее всего отдадут детей бедняков на поругание и унижение русским учителям. Чему они могут научиться, эти несчастные?

Ссорясь с родственниками, некоторые восклицают: "Чем терпеть ваши обиды, отдам сына в солдаты, а сам отращу волосы и бороду!" Не боятся такие люди ни божьей кары, ни людского позора. Чего может достичь отпрыск такого человека, если даже и получит образование? Да и многое ли даст ему это образование? Далеко ли уйдет он от других? Учатся абы как: пришел, посидел, ушел. Никакого стремления, никакого усердия. Отец с трудом соглашается отдать ребенка в учение, когда кто-то другой берет на себя все расходы. Разве он согласится расстаться с добром ради обучения ребенка?

Мой тебе совет, можешь не женить сына, не оставлять ему богатых сокровищ, но обязательно дай ему русское образование, если даже придется расстаться тебе со всем нажитым добром. Этот путь стоит любых жертв.

Бога почитай, людей стыдись! Если хочешь, чтобы сын твой стал человеком, отдай его в учение! Не жалей добра!

Останется он необразованным негодяем, кому от этого польза? Станет ли он утешением для тебя? Будет ли счастлив сам? Облагодетельствует ли свой народ?

Очень сильно сказано.
"Русская наука, культура — ключ к мировым сокровницам..." - верное понимание.

как и русская береза, русский мир, русский космос

Полностью с Вами согласна!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account