rus_turk (rus_turk) wrote,
rus_turk
rus_turk

Categories:

За женой в Китай

Ф. В. Поярков. Сватовство (ше-мий) у дунган // Этнографическое обозрение. Кн. LVII. 1903 г., № 2.

Дунганская семья. Каракол, Семиреченская обл.

Живя в Китае, дунгане, как мусульмане, обыкновенно рано вступают в брак: сыновей своих родители женили на 10—17 году, а дочерей выдавали замуж 13—15 лет, но нередко и ранее этого возраста. Из моих немногочисленных записей [эти записи будут приложены к антропологическому очерку дунган] видно, что, будучи в Китае, дунгане женили своих сыновей даже на 13 году их жизни, а дочерей выдавали замуж на 12 году; случаи же более раннего вступления в брак, в бытность их в Китае, большинство дунган отрицает. С переходом же их в русское подданство, браки в столь раннем возрасте нашими властями были воспрещены дунганам, но, в первые годы по их прибытии в Россию, ранние браки между ними совершались нередко, особенно наблюдались очень часто случаи ранней выдачи замуж девушек. С одной стороны — это происходило потому, что за ними нельзя было уследить, а с другой — родители преднамеренно скрывали года своих детей, что было легко им делать, потому что дунганские муллы не вели записей родившихся ни в Китае, ни здесь в первые годы по их прибытии, да и наши власти вначале не слишком строго вмешивались во внутреннюю жизнь дунган, находя это по многим причинам для себя неудобным: и без того нашей администрации вначале было много с ними дела, тем более что дунгане оказались людьми довольно беспокойными и непослушными. Между ними очень часто происходили ссоры и крупные пререкания, принимавшие нередко острый и бурный характер; ссоры оканчивались в большинстве случаев ожесточенными побоищами между противниками, часто пускавшими в ход ножи, следствием чего бывали тяжелые увечья, а нередко и смерть кого-либо с той и другой стороны. Разбор всех этих неурядиц и ссор, то и дело случавшихся между дунганами, отнимал много времени и сил у наших чиновников.


Типы дунганок. Каракол, Семиреченская обл.

Но, независимо от этого, наша областная администрация неоднократно издавала циркуляры, воспрещавшие раннее вступление в брак как между дунганами, так и между другими инородцами мусульманами. Насколько эти циркуляры достигали и теперь достигают своей цели, мы судить не беремся; но и помимо этого запрещения, браки между прибывшими в пределы России дунганами стали совершаться в громадном большинстве случаев уже в более позднем возрасте. Произошло это, во-первых, под влиянием киргизского обычая, скоро перенятого дунганами, как они сами говорят, брать за невесту большой калым и, во-вторых, благодаря обнаружившемуся в самом начале недостатку в лицах женского пола; последнее было главной причиной, так как это способствовало высокому поднятию калыма. Правда, дунгане, живя в Китае, также платили калым за невесту; но, как они сами говорят, платили калым самый небольшой. Каковы бы ни были эти причины, но неоспорим факт, что браки у них стали совершаться гораздо позднее и самая свадьба, по словам дунган, с переходом их в русское подданство стала им обходиться гораздо дороже, нежели в Китае.

 
Дунганки в праздничных костюмах. Пишпек, Семиреченская обл.

Для того чтобы сделать свадьбу, приходится затратить целое немаленькое состояние, так как самая бедная свадьба обходится не менее 150—200 рублей, а свадьба средней руки стоит не менее трехсот рублей. Деньги же на свадьбу надобно заработать и припасти — особо продавать для этой цели что-либо из их имущества у дунган не принято; это считается у них неудобным: соседи и знакомые будут смеяться и острить, да, пожалуй, и ту невесту, которую желают взять, не отдадут, скажут: «Собирается брать жену, а в доме ничего нет; задумал жениться, а жены кормить нечем». Но, главное, будут обвинять в недомовитости, чего дунгане особенно боятся: это значит потерять уважение, кредит во мнении своих односельчан. Все это вместе взятое заставляет дунганина немало потрудиться, чтобы скопить двести-триста рублей. При всем громадном трудолюбии и бережливости дунган, при их замечательно воздержной, нетребовательной жизни, такая сумма ими не скоро накапливается для свадьбы. Лично мы знаем не один случай, когда дунганин средней зажиточности употреблял около трех лет тяжелого и упорного труда, чтобы скопить необходимую сумму для свадьбы, бедняки же употребляли не менее четырех-пяти лет. Вот почему в настоящее время многие дунгане женятся довольно поздно. Встречается немало случаев вступления в брак дунган на 25—30 годах.


Семиреченские дунгане. Джаркент

Благодаря этим чисто экономическим условиям, многие женятся и еще в более позднем возрасте, а бедняки обречены иногда на невозможность жениться или же, в крайнем случае, женятся на киргизках, женитьба на которых стоит гораздо дешевле. Таких случаев, правда, немного. Вследствие этой же причины, некоторые из дунган, с большим риском для себя, в первые годы ездили в Китай, чтобы там жениться на своих единоверках, для чего брали от русских властей билет на беспрепятственный туда проезд; для этого они выставляли тот предлог, что им нужно привести оставленную там жену или престарелых отца и мать, которые по слабости сил не могли прийти одновременно с ними, а некоторые из дунган для этой же цели уходили в Китай тайно и, женившись там, обратно возвращались в Россию. Задумав тайно бежать в Китай, такой дунганин, по возможности секретно не только от русских властей, но и от своих односельчан (чтобы последние не обнаружили и не выдали его) отращивал себе длинную косу. Это делалось для того, чтобы в китайских пределах, при случае, выдать себя или за чистокровного китайца, или, хотя и за дунганина, но за китайского подданного и, таким образом, не поплатиться жизнью. Многим это, однако, не удавалось, потому что они или сами с большими волосами случайно попадались низшим русским полицейским властям, — а отращивать волосы дунганам строго было воспрещено по переходе их в Россию, — или случалось, что таких нередко выдавали свои же односельчане, облеченные властью десятника или полицейского. Тогда им без церемонии и моментально обрезывали косы. Жаловаться они не могли, да и не смели, а потому и должны были покоряться своей участи. Но с каждым годом случаи отправления дунган в Китай с целью там жениться становились все реже и реже, и в настоящее время о них уже почти совсем не стало слышно.


Дунганская семья. Кульджа. Конец XIX в.


Дунганки. Кульджа. Конец XIX в.


Автор очерка, военный врач (а помимо этого — известный краевед и этнограф) Ф. В. Поярков, был другом семьи пишпекского фельдшера В. М. Фрунзе, отца революционера (подробней см. в публикации про дом-музей М. В. Фрунзе).


См. также:
В. Цибузгин, А. Шмаков. Заметка о жизни дунган селения Каракунуз Пишпекского уезда Семиреченской области;
Tags: .Китайская Джунгария, .Семиреченская область, 1876-1900, дунгане/хуэйхуэй, история казахстана, история китая, история кыргызстана (киргизии), казахи, казни/пытки, киргизы, поярков федор владимирович, семья, чиновники/администрация, этнографическое обозрение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments