Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Немного о казахах в Китае
Врщ1
rus_turk

В одном из сообществ, где был опубликован предыдущий пост, уважаемый bogenbai высказал мысль, что «власть России принесла приобщение к цивилизации пополам с геноцидом». В ответ было замечено, что после прихода русских в Среднюю Азию у коренного населения имел место демографический взрыв, наиболее четко зафиксированный у казахов. Он был обусловлен сначала замирением края русскими, остановившими кровопролитие в непрекращавшихся междоусобицах, а затем — приходом каких–никаких благ цивилизации (в частности, организацией борьбы с эпидемиями). [Быков А. Ю. Истоки модернизации Казахстана (Проблема седентаризации в российской политике XVIII — начала XX века). Барнаул, 2003].

Естественно, проблемы были. И казахи, спасаясь от притеснений, зачастую откочевывали в соседний Китай. Что ждало их там? Об этом пишет подполковник генерального штаба Д. Федоров (Опыт военно–статистического описания Илийского края. Ташкент, 1903).


В 1883 году цзянь–цзюнь Си–лунь, желая навести страх на киргизов, совершенно уничтожил аул Ходжаке, вырезав всех жителей, не исключая детей, кибитки были сожжены, а скот разграблен назначенными для экзекуции солдатами. Поводом к такой жестокой расправе послужило неповиновение киргизов этого аула китайским властям возвратить вещи разграбленного у Музаратского прохода каравана тяньтзинских купцов, в чем обвинялся этот аул.

В 1888 году цзянь–цзюнь Сэлэнгэ запретил киргизам долго оставаться на одних и тех же кочевках. Спускаться с гор в долины и города им было разрешено лишь с особою красною палкою или дощечкою (пай–цзы), заменявшею билет. Таких палок на каждое старшинство было выдано всего по 10; за появление без пай–цзы киргизы подвергались смертной казни. Это распоряжение было отменено не особенно давно (лет пять). Все эти меры строгости вызывались, главным образом, барантою.


А известный православный миссионер Ефрем Елисеев (татарин по национальности) записал слова одного казаха, сказанные в 1890–х годах: «Неразумно поступают наши киргизы, когда бегут в Китай; по нашей пословице, народ русский — это ременная узда (мягкий), а народ китайский — железная узда (твердый, жестокий); у нас всякое дело сначала разберут, а потом уже накажут, а у китайцев без всякого суда снимут голову».

См. также замечательный отрывок из «Путешествия по Киргизским степям» А. К. Гейнса.


  • 1
среди всех народов встречаются "националисты", опирающиеся на якобы нанесенную "их народам" обиду. Это бывает, как смешно, так и опасно.

Цзянь–цзюнь Сэлэнгэ — не ханец и не маньчжур, кстати. Имя монгольское.

а Си–лунь — похоже, тот самый тарбагатайский хэбэй–амбань Си–Лунь, который участвовал в переговорах с российской стороной в 1882–1884 годах по вопросам изменения границы в связи с возвратом Кульджи.

ЕМНИП, за несколько десятков лет до описанных тут событий, была война в Абхазии. По окончании, власти РИ дали выбор - оставаться или уйти в Турцию. У оставшихся, потомки-абхазы, живут в Абхазии. Кто ушел, растворился в турецком этносе без следа.

да нет, :) РИ была единственной империи спасавшей местные народы от геноцида, хотя при этом требовавшей жить всех по общим правилам . При чём не во всём, а только в том что обеспечивало существование империи как таковой. Местных правителей включали в общую систему дворянства на равных. При этом никакой заботы о местном населении конечно не было и в помине - а какая империя заботилась о простолюдине ?

Естественно, о простолюдинах не заботилась — ни о русских, ни о инородцах.

>>Местных правителей включали в общую систему дворянства на равных.

Не все народы были, одинако, в одинаковом положении. К грузинам был один подход, когда мельчайших землевладельцев признали князьями, а к казахам — другой, где даже султаны не смогли ничего добиться, хотя формально их претензии на титул соответствовали законодательным нормам.

Да нет , разница просто была в подходе. Вы не улавливаете . Грузины кто ? Христиане, да ещё и православные. Всех христиан включали сразу и целиком вообще не отделяя от общей массы. А казахи кто ? Полуязычники, полумусульмане. Поэтому система переваривала их с трудом. У неё было два разных подхода - один к язычникам другой к мусульманам. От мусульман требовалось лишь повиновение эмира. Его присяга на верность Царю. остальной народ продолжал жить под своим правителем , за исключением татар но это особая тема. Мелкие их вассалы в систему не включались , это отдавалось во власть мусульманского правителя. И вообще мелкое мусульманское дворянство для империи было дикарским и не желательным явлением. В тоже время язычники полностью включались в систему государства. При этом ставилась цель сделать так чтобы их в конечном итоге сделать хоть и простолюдинами ( ибо князей язычников быть не могло, однако принявший православие тут же становился первой категории как свой) но первой категории - то есть как свободный гражданин империи типа какого либо городского обывателя. При этом простолюдин мог быть и язычником. В тоже время делать мусульман таковыми государственная политика не была направлена. Ибо мусульманство хотьи терпелось но считалось не очень желательным . Так как оно конкурент христианства в отличии от язычества.
Казахи же тут для госмашины являлись выносом мозга. От того она и вела с ними не всегда адекватно. В тоже время посмотрите на бухарцев - именно стандартная мусульманская политика.

>>разница просто была в подходе. Вы не улавливаете.

Да нет, мне как раз понятно.

Просто закон сделали для всех подданных единый, а эти нюансы с христианством оставили за его рамками. И султаны потом тщетно писали письма, подтвержали происхожение от Абылай-хана, показывали древние грамоты и т.п.

Вы в какой стране живёте ? Всё ещё не привыкли что писаной это писанное .....

Я-то это понимаю. А вот султан Чингис Валиханов не очень понимал...

кстати, надо отметить, что политика Российской Империи в Средней Азии более-менее учла ошибки предыдущей колонизации Кавказа и была куда умней последней

  • 1
?

Log in

No account? Create an account