Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
У переселенцев Павлодарского уезда
Врщ1
rus_turk
А. Л. Трегубов, священник, член Государственной Думы. Переселенческое дело в Семипалатинской и Семиреченской областях // Вопросы колонизации, 1910, № 6.

Маленький уездный городок Павлодар обещает сделаться крупным торговым центром. Несмотря на то, что заселение уезда только что началось, по сведениям, полученным мною у представителей различных фирм, в 1908 году куплено ими больше 500.000 пудов пшеницы чудного качества (образцы имею) по цене 80—86 коп.


Переселенческий склад сельскохозяйственных машин и орудий в Павлодаре

Из Павлодара выехал в уезд и посетил почти все переселенческие участки, сколько-нибудь отдаленные от существующих уже церквей. Посетил поселки и участки: Романовский, Чербакты, Кара-Ой, Джангых-Карагай, Гончаровская заимка, Вознесенское, Турсунбай (немецкий), Кугалы (немецкий), Ефремовская и Кобджел.

Во всех поселках с православным населением совершал литургии, освящал поселки, кладбища, колодцы, посевы, скот, места для постройки домов и дома, совершал таинство крещения над младенцами, отпевал прежде умерших и погребенных без отпевания, напутствовал больных.

Кто видел нашего русского крестьянина, заброшенного в далекую чужую страну, тоскующего по родине, обреченного на первых порах переносить нужду, только тот может судить, насколько велика жажда религиозного утешения. Мой приезд был для всякого поселка праздником. Оставлялись все работы. При совершении всенощной и божественной литургии присутствовали век жители поселка. В некоторых поселках почти все взрослые говели: исповедовались и приобщались Святых Таин. Не обинуясь скажу, что и я, видя их глубокую искреннюю веру, переживал счастливые часы жизни, которые будут для меня вечно памятными. При всяком богослужении и совершении треб я считал своей святой обязанностью обращаться с словом назидания и религиозного утешения. Указывал на долг переселенцев перед Государем Императором, который, как любящий отец, печется о всех подданных, а особенно о крестьянах, указывал им на необходимость жить в мире с своими соседями инородцами и иноверцами; убеждал их между собою жить в мире и по-христиански, чтобы иноверные, «видя добрые их дела, прославляли Отца нашего, иже на небесех». Говорил, что устраиваются они с тем, чтобы внести знание в страну дикую и помочь киргизам-скотоводам перейти к более высокой культуре земледельческой.

На всех поселках приходится прежде всего выслушивать одну и ту же просьбу о постройке хотя бы молитвенного дома и назначении священника.

Не могу забыть рассказа, выслушанного мною на поселке Гончаровская заимка.

«Праздник Пасхи пришлось нам, 20 семействам, проводить здесь. На вербной неделе снесли мы по горсти муки и испекли кулич. На страстной послали одного из односельчан в Павлодар за сто верст освятить кулич. Возвратился посол в Великую Субботу. В ночь перед Светлым праздником собрались мы в одну избу, вспоминали своих родных и близких, но далеко живущих на родине. Когда настала полночь, запели мы: «Христос Воскресе», но окончить не могли, все разрыдались. Вспомнились наши родные деревни, призыв колокола ко всенощной, радостный говор спешащих в храм, освещенный храм и торжественное богослужение, а мы тут, заброшенные, забытые всеми, лишены радости великого праздника». И теперь, передавая пережитое, все горько плакали. Вот как велика нужда переселенцев в религиозном утешении. И это вполне понятно. Ведь у нашего бедного крестьянина, у которого жизнь полна скорби, единственное утешение — это его вера, и только злейший враг может посягнуть на его святыню. Кому же дорог крестьянин, тот должен всеми силами ограждать его святое святых, и не отказывать в помощи, которая необходима, чтобы удовлетворить его религиозные потребности. Милости, а не жертвы просят наши братья, и ни правительство, ни законодательные учреждения не должны отказать в просьбе.

В северной части Павлодарского уезда, Ивановской волости, из восьми поселков три сектантских (Тихомировский, Благовещенский — штундисты, Верный — молокане). В пяти православных поселках числится 3.000 душ. Причт назначен в центральный Федоровский поселок, но церковь не отстроена пока, и священник с семьей живет в землянке, страшно бедствуя. Необходимо в поселках хотя бы временно выстроить молитвенные дома и назначить разъездные причты. В центральной части уезда, где я посетил восемь поселков, нет ни одного молитвенного дома, ни причта. В этой местности нужда крайняя. Необходимо назначить причт в один из центральных поселков — в Гончаровскую заимку или Кара-Ой.

 
Павлодар. Свято-Троицкий собор (1893); разобран в 1940 году. Владимирский собор, строился с 1910 года и достроен не был; окончательно разрушен в 1975 году. (turistpavl.ucoz.ru)

  • 1
http://pcs.org.ua/f/2Vo.png

наверняка у вас есть, но меня впечатлило очень

"Русская колонизация Астрабадской провинции в Персии" / А. Сахаров

Спасибо большое за отрывок! Не подскажете, где эта книга выложена в сети?

К сожалению, упоминаемая крестьянами "выпаханность земли" очень часто была следствием низкой сельскохозяйственной культуры (несоблюдение правил севооборота) и хищничества, когда без пара землю выпахивали и переселялись в другое место, зачастую совсем в другой регион...

Да, эту нашел. Просто надеялся, что книга есть в более удобном виде...

"...и священник с семьей живет в землянке, страшно бедствуя".
На фоне этого фрагмента какими отвратительными смотрятся нынешние метаморфозы.

Наверное, никогда не было, чтобы сельские священники в глубинке жили богато.
А землянка — потому что еще отстроиться не успели.

В Чимкентском уезде (Ванновское) было так, причем сразу после голодных 1891-1892:
"Прежде всего сельский сход постановили взять на себя постройку дома для священника, для чего решил выставить от каждого «венца» [муж и жена] по 200 штук кирпича, а на вклад в церковную сумму произведена общественная запашка и посеяна кубанка". http://rus-turk.livejournal.com/133414.html

  • 1
?

Log in

No account? Create an account