Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Народы Илийского края (3/6): дунгане
Врщ1
rus_turk
Д. Федоров, подполковник Генерального штаба. Опыт военно-статистического описания Илийского края. — Ташкент, 1903.

Другие части: 1. Китайцы (хань), 2. Маньчжуры, сибо, солоны, 3. Дунгане, 4. Монголы восточные и западные, 5. Уйгуры, казахи, 6. Население Кульджи и Россия.

Дунгане — выходцы из северо-западных провинций Внутреннего Китая, преимущественно Гань-су и Шень-си. По преданию, в крае они появились впервые с армиями императора Цянь-Луня в качестве торговцев и поставщиков при них, т. е. 150 лет тому назад. Живут они почти исключительно в гг. Кульдже и Суйдине — всего в крае их насчитывают до 3½ тысяч мужчин.

Вопрос о происхождении дунган спорный и темный, несмотря на интерес, возбужденный этим народом своим знаменитым восстанием. Вопрос этот, как слишком специальный, не может, конечно, здесь разбираться, — для полноты же изложения приводятся, однако, мнения некоторых авторов, занимавшихся исследованиями по этому поводу: Г. Гейнс. (О восстании мусульманского населения, или дунгеней, в Зап. Китае / Воен. сбор. 1866 г., VIII) считает дунган потомками уйгуров. Самое слово «хой-хой» он считает измененным «уй-гур», что отчасти подтверждается тем, что для изображения на китайском письме названия «хой-хой» нет особого знака, могущего объяснить происхождение этого слова, чем доказывается, что слово «хой-хой» есть позаимствованное из другого языка [по Реклю, под общим именем хой-хой обыкновенно смешивают всех китайских магеметан; прежде это наименование применялось к уйгурам. (Стр. 316, т. VII)].

А. Н. Куропаткин (Кашгария, стр. 128) упоминает о преданиях, относящих происхождение дунган то к эпохе Александра Македонского, то Чингиз-хана, то Тамерлана. Наиболее внимания, по его мнению, заслуживает предание о том, что дунгане суть мусульмане Восточного Туркестана, оставшиеся в Китае после покорения Чингиз-ханом Пекина и входившие в состав его войск. [Реклю указывает, что название «дунгане» имеет магометанское происхождение, и что смысл его обыкновенно переводят словом «отставшие» или «исключенные» (воины); впрочем, название это употребляется только для обозначения мусульман Северного и Северо-Западного Китая. Реклю с уверенностью говорит, что мусульмане Китая не составляют однородной этнографической группы. Уйгуры, татары и разные другие северные народцы, исповедовавшие западную религию, перешли в магометанство, вероятно, в эпоху Тамерлана, и это именно потомки несториан, под названием дунган, наводили страх на китайцев и подвергали опасности целость империи. (Стр. 324, т. VII)].

Н. Н. Пантусов (Война мусульман против китайцев, приложения, стр. 41) приводит предание, что дунгане произошли от браков с китаянками воинов Александра Македонского, предпринимавшего поход в Пекин из Самарканда, в результате которого сам Александр Македонский женился на дочери богдыхана и прожил в Китае три года.

Ф. В. Поярков, посвятивший себя исследованию дунган (Семир. обл. вед., 1901 г. № 55), ссылаясь на мнения известных синологов проф. Васильева и архимандрита Палладия, считает дунган теми же китайцами, изменившимися духовно и физически, благодаря принятию мусульманской религии.

Уместно также будет упомянуть о мнении покойного чугучакского консула г. Борнемана, объяснявшего слово «дунган» названием места их поселения Дун-Ган, т. е. Восточный Ган, или восточная часть провинции Ганьсу. [Мне пришлось слышать, однако, от миссионеров, живших долго в провинциях Ганьсу и Шеньси, что в восточной части первой из них почти нет дунган. Наиболее густые поселения дунган находятся близь г. Хе-чжоу и местности Салар в западной части Ганьсу и г. Си-ан-фу в южной части Шеньси].

Г. Е. Грум-Гржимайло (Описаше путешествия в Западный Китай, II т., стр. 65. 1897 г.) видит в дунганах потомков мастеровых и художников, насильно переселенных в Китай и Монголию, преимущественно при Чингиз-хане, из Самарканда, Бухары и других городов покоренного турано-иранского Запада.

В заключение позволю себе прибавить, что, наблюдая лично дунган в Илийском крае и беседуя с миссионерами, жившими подолгу в пров. Гань-су, вынес впечатление, что в дунганах, судя по наружности, есть примесь посторонней китайцам крови — трудно сказать, конечно, какой именно, так как история указывает многочисленные случаи, когда китайцы могли смешиваться с различными народами, исповедовавшими ислам.

По преданию местных дунган, слышанному лично, они происходят от смешения тюркских племен с китайцами путем женитьбы на китаянках. Часть дунган, будто бы, произошла от воинов Тамерлана, совершавшего, как известно, в 1404 г. поход в Китай, оставшихся в нем на жительстве. Отсюда и объяснение слова «дунган» как испорченного китайцами тюркского слова «турган» — «оставшийся»; это предание довольно хорошо согласуется с известием Н. М. Пржевальского [Prchewalski. Beisen in Tibet. Iena, 1884. p. 183], выводящего дунган из Самарканда под предводительством имама Раббан в начале XV столетия и считающего новой родиной их г. Синин. Вообще, в преданиях дунган Самарканд играет значительную роль. Другая часть дунган (саларские [Салар — местность на правом берегу Желтой реки ниже Гуй-дуя /пров. Ганьсу/. — Грум-Гржимайло, стр. 131]) и хе-чжоуские), будто бы, произошли от отцов тюрков (вероятно, уйгуров). Название дунган употребляется собственно тюркскими народами Средней Азии и не известно ни дунганам, ни китайцам — те и другие для обозначения рассматриваемой народности употребляют слово «хой-хой», т. е. мусульманин.

По вероисповеданию дунгане принадлежат к строго набожным мусульманам суннитского толка. Они не фанатики, если религия их не преследуется. Их ахуны и муллы в мечетях читают Коран на арабском языке, хотя большинство молящихся не понимает смысла читаемого, ученые муллы излагают толкование Корана на китайском языке. Дунгане говорят на китайском языке и сохраняют китайские нравы и обычаи. Кроме мусульманских имен носят также китайские.


Дунганская семья. Кульджа, конец XIX в.

По наружному виду их можно отличить от китайцев: они крепче, мускулистее, скулы у них не выдаются, лоб выпуклый, зубы здоровые, глаза часто слегка выпученные. Лицо более круглое, чем продолговатое. Окружность груди на 6 мм более половины роста, вес и мышечная сила значительно больше, чем у китайцев. Волосы на голове они бреют, усы и бороду носят. Одежда их, за исключением шапочки, такая же, как у китайцев, но гораздо опрятнее. Вообще, это народ видный, с мужественной осанкой. Женская одежда также похожа на китайскую, обычая уродовать ноги у дунганок нет.


Дунганки. Кульджа, конец XIX в.

Пища дунган похожа на китайскую, но способ приготовления несколько другой; для бедного класса овощи составляют главнейший вид пищи; как мусульмане они не едят свинины, зато имеют несколько национальных блюд. Любимое кушание лапша. Чай пьют так же часто, как и китайцы. Опиума и табаку не курят, водки не пьют. Они чистоплотны, бывают в бане, дома содержат опрятно.

По характеру дунгане очень храбры, решительны, вспыльчивы и мстительны, чрезвычайно склонны к ссорам, как с окружающими, так и между собою; китайцы называют их злыми. По малейшему поводу они хватаются за ножи, которые носят с детства. Дунгане отличаются замечательною способностью переносить боль; они выдерживали страшные пытки китайцев, не произнося ни одного слова.

Браки у дунган заключаются по выбору родителей и в возрасте мужчины лет 18, женщины 15. Браки не допускаются между родственниками до 3 степени. Дочерей своих за немусульман в замужество не отдают, сами же на китаянках охотно женятся, но детей своих воспитывают в исламе. Свадебный обряд, как у всех мусульман, совершается муллами. За невесту уплачивается калым: в Илийском крае от 400—1000 руб. Вообще, свадьба обходится от 500 до 3000 руб. Многоженство допускается; разводы довольно редки и имеют основательную причину. Положение женщины, в общем, довольно свободное и почетное, ходят дунганки с открытыми лицами. Дунгане отличаются строгостью семейных нравов и за преступления против них мстят смертью.

Обрезание совершается по мусульманским обычаям на 5 году.

Среди дунган грамотность очень развита, учатся не только мальчики, но и девочки. Школьные занятия схожи с китайскими, изучают также и мусульманские духовные книги и арабский алфавит. Главное основание воспитания — подчинение и повиновение родительской воле. Дунгане не любят выделять детей и живут большими семьями. Старший в семье главное лицо.

Похороны совершаются по мусульманскому обряду. Траур носят 40 дней. Траурный цвет белый, как у китайцев. Дунгане строго соблюдают правила своей веры, и мулла пользуется большим почетом и влиянием.

Дунгане занимаются, большею частью, хлебопашеством: почти исключительно они возделывают рис; славятся также как отличные садоводы, мясники и повара. Немало дунган занимается торговлей и извозом.

В сравнении с прочими народностями края дунгане менее болеют и более долговечны, чему способствует сравнительно гигиеническая обстановка, лучшая пища, здоровые занятия и простой образ жизни. Наиболее часто встречающаяся между ними болезнь — болотная лихорадка от возделывания риса.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: МОНГОЛЫ ВОСТОЧНЫЕ И ЗАПАДНЫЕ


  • 1
однажды в Оше купил приправу под названием дунганская смесь. очень мне понравилась эта приправа, спустя какое-то время она закончилась.
вот уже четыре года не могу найти нигде, придётся лететь за дунганской смесью в Ош!

Кухня у дунган хорошая!

позвольте не согласиться. очень однообразна вкусом. консистенция блюд неприятна.

Скорее всего, так и есть, если питаться долгое время. Но, думаю, будет довольно быстро приедаться почти любая "чистая" национальная кухня, если она не является родной...

+100500
генетическая память помогает мне жрать беш хоть каждый день, до потери способности передвигаться

как этнограф этнографу хочу заметить, что региональные различия названий теста в беше крайне не характерны для вполне гомогенного казахского языка. например, у нас эти лепёшки называют инкаль, что подозрительно похоже на хинкали.

а ещё самоназвание дунган не 'хой-хой', а просто 'хуй', по-русски стыдливо транскрибируют как хуэй.

)))

Да, в переписях населения многие записывались без ложного стыда. Кто ж виноват, что в русском это слово означает нечто другое?

Умник. Посмотри пининг. Балбес

Опыт общения с дунганами был небольшим, к сожалению, но сложилось впечатление о их женщинах, как о великих труженицах и умницах. Интересно, как этому народу живётся в современном Китае?

Бегло прилистал книгу "Between Mecca and Beijing: Modernization and Consumption Among Urban Chinese Muslims" (2000) — складывается впечатление, что им сейчас в Китае живется нормально. Стараются сохранить нравственность, в мусульманских кварталах организуют "антиалкогольные комитеты" и т.п.

"История мидян темна и непонятна" (с)

:)

Любопытно, а кто-нибудь обращал внимание на повторяющееся для региона название "оставшиеся"? Калмыки вот тоже "оставшиеся". Плюс "хуй", очень и очень любопытно, особенно если учесть что собственно в русском употреблялся "уд" и достаточно долго(в этнографическое время точно).

Конечно, не могли не обратить.
Но если со словом "калмак" все просто, то версия происходжедия слова "дунган" от "турган" критиковалась еще в XIX веке.

Например, у Терентьва ("Россия и Англия в Средней Азии"):

==============

В VIII веке по Р. Х., когда мусульманство начало распространяться в Туркестане, принадлежавшем в то время Китаю, и выразилось рядом беспорядков и мятежей, китайское правительство выселило новых мусульман в Китай, где переселенцы скоро утратили и язык, и обычаи, и самую религию, сохранив только по преданию запрещения на вино и мясо некоторых животных. Основываясь на показаниях самих китайцев, наш кульджинский консул Павлинов, а за ним и другие, писавшие об Азии, уверяют, что мусульмане сосланы были в провинцию Гань-су, откуда стали проникать и в соседние провинции, где их и прозвали будто бы: «Тун-Гань-су» то есть «те же, что и в Гань-су».

Хуттон, в своем сочинении «Central Asia», преподносит, для объяснения слова дунган — следующий винигрет: «В начале христианской эры Туркестан был заселен [118] отраслью великого Уйгура, тюркского племени, названного китайцами Хийеке, Ойор и Хоай-хоай. В конце VIII столетия китайцы переселили множество семейств из Восточного Туркестана в Канзу и Шензи. Уйгурский род Тагасгас, состоявший частью из манихейцев, частью из несторианских христиан, двинулся из окрестностей Кашгара в границам Китая. К концу X века кашгарские Уйгуры, со своим правителем Сатук-Букра ханом, приняли мусульманство, овладели Маверанагром и привели с собою пленных Тургаев тюркского племени. Большая часть их вернулась в Самарканд, но некоторые весьма немногие остались и были названы своими одноплеменниками тургани, или тунгани, что означает «оставшийся». Чингис и Оккодай привели в Китай множество уйгурских и тунганских магометан, которые имели сношения с центральной Азиею через посредство караванов, ходивших из Кашгара в Пекин. В Восточном Туркестане племена уйгуров и тунганов постепенно слились и стали называться дунганами или Дундженами, но у китайцев они были известны более под именем уйгуров или хоай-хоай. В позднейший период китайцы называли впрочем именем Тен-Джен или «военными людьми» тех магометанских поселенцев, которые поселились на Тен-чиане или военной земле по западной границе Империи».

Уж одно то, что китайцы придавали имя Тен-джен не тем, кого разумеет Хуттон — должно было бы натолкнуть почтенного ученого на сомнение, а справка в турецко-английском словаре показала бы ему, что кроме глагола «турмак» — стоять, ждать, есть еще: тунмак — думать, тонмак — потемнеть, дунмак — возвратиться, отвернуться донмак — замерзать. Причастие от этих глаголов будут: тунган — думающий, тонган — потемневший, дунган — отвернувшийся, воротившийся и донган — замерзающий. Из этих слов конечно легче выбрать подходящее к данному случаю и притянуть его за уши к своему выводу. Слово же турган — [119] ни каким родом не может перейти в тунган — так как законы языка этого не потерпят.

Мне кажется однако же, что вернее будет произвести слово дунган от названия Дунь-хуан, которое дали китайцы еще в 111 году до Р. Х., новоучрежденной области в губернии Гань-су. Область эта в 570 г. по Р. Х. переименована в округ и получила название Ман-ша-чжеу. Это я нашел в «Собрании сведений о народах, обитавших в Средней Азии» — отца Иакинфа... Если мусульмане переселены были в Ганьсуйскую губернию, то вероятно в округ Ман-ша-чжеу или прежний Дунь-хуан, а мы знаем и по собственному опыту, как упрямо держатся старые названия. Как ни называйте привислянские губернии, а туземцы все таки величают их Царством Польским; прибалтийские — все та же Ост-Зея и т. д. Китайская неподвижность вошла в пословицу и потому не мудрено, что и китайцы сберегли до VIII века название Дунь-хуан. Затем легко уже перенести название округа на его жителей, и наконец китайское слово изменить сообразно с требованиями тюркского языка. Дунган производить от дунь-хуана, конечно законнее, чем от турган или гань-су.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1860-1880/Terentjev/text3.htm

============

Схожесть же звучания русского и китайского слова — просто совпадение.

По поводу самоназвания дунган. Написание в китайском пинине слова "hui" на пекинском диалекте действительно читается и произносится как "хуэй". А так называемые "советские" дунгане произносят это слово как "hwi".

Спасибо за информацию!

Происхождение

(Anonymous)
Дунгане произошли от Арабов и китаянок!

Re: Происхождение

Весьма распространенная версия среди дунган, кто-нибудь когда-либо встречал дунганина с арабской внешностью?
Не в Китае, не у нас мне не довелось. А вам?

Ответ очень прост, дети первого поколения от арабов и китаянок женились на китаянках (из за отсутствия арабок в Китае), затем их дети женились на китаянках и т.д. таким образом внешность уже не арабская, но вера исламская осталась по отцу, а язык переняли у мам-китаянок с премисью арабских слов

Мне кажется, что для того, что-бы принять Ислам, совершенно не обязательно связывать узы с арабами.
Совершенно очевидно внешне, что народность хуйцзу скорее всего одно из китайских племен принявших в свое время Исламскую религию. Сколько реальных историй происходит, когда в мононациональной семье рождается ребёнок с выраженной внешностью представителей другой национальности, в итоге всплывают "грешки" предков. Так и здесь, генетически "арабчонок" какой глядишь и появится должен был бы?

Edited at 2017-01-28 05:52 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account