Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
В гостях у хана Джангира
Val
rus_turk
А. М. Фадеев. Воспоминания Андрея Михайловича Фадеева, 1790—1867 гг. — Одесса, 1897.

В октябре [1839 года] я был приглашен киргизским ханом Джангиром посетить его в кочевье, вместе с военным губернатором и всею астраханскою знатью. На пути туда я проезжал через гору Богду, известную по благоговейному уважению к ней калмыков, и заезжал на Баскунчакское соляное озеро, главнейшее из многих таких озер в Астраханской губернии.



Джангир, хан Внутренней Киргизской орды (1824—1845)

Хан Джангир стремился выказывать, что он умеет быть европейским барином, хочет образовать своих киргизов, ввести цивилизацию в орду, завести городок, учредить школы и проч. и проч.; но все это была одна фантасмагория, все составляло только один наружный лоск, странно выдававшийся в противуположности с настоящим бытом. У хана были и русские повара, и много шампанского, и музыканты, и роскошная обстановка, но все это нечистоплотно, дико и без всяких удобств. Когда вечером я сказал камердинеру хана, чтобы мне в спальне на ночь приготовили все необходимые принадлежности, то, ложась спать, я нашел под кроватью большую серебряную вазу, в которой на другой день за парадным обедом подавали суп!

Мы пробыли у хана несколько дней. Пир шел горой; увеселения всякого рода в смеси европейского с киргизским почти не прерывались. Под конец, приехал на этот праздник саратовский губернатор Бибиков, по причине близости кочевья к пределам Саратовской губернии, которую он ревизовал. Бибиков был страстный охотник покутить, и потому, с прибытием его, пир возгорелся с новой силою и оживлением.


См. также:
Ф. Гёбель. Обзор путешествия профессора Гебеля в степи Южной России в 1834 году;
А. В. Терещенко. Следы Дешт-Кипчака и Внутренняя Киргиз-Кайсацкая орда;
А. Н. Харузин. Степные очерки (Киргизская Букеевская орда).

  • 1
Весело попировали... :))))

алаверды про столет спустя

Отец рассказывал о 60х годах прошлого века, как после института сокурсник пригласил его погостить в иртышскую степь. По случаю стали готовить торжественную еду - лагман, лапшу, короче. За неимением в юрте других развитых поверхностей женщины раскатывали тесто на собственных ляжках.

Я в курсе. Просто впервые слышу, чтобы им увлекались негородские казахи. Вы с бесбармаком не спутали?

Хоть прошло примерно 25 лет, но слово было употреблено именно это. Да это и неважно, комментарий не столько о блюде.

Про блюдо было бы интересно тоже, но комментарий этнографически ценный был и без того, да.

Очень упорно европейские И русские путешественники не хотят видеть ничего кроме дикости и грубости. Интересно, это правда так было или они что-то важное не замечали?

Ну почему же ничего кроме грубости? Хорошее тоже отмечают, в первую очередь душевные качества — достаточно почитать воспоминания путешественников.

А грязь и грубость были, но часто те же самые русские путешественники, которые описывают грязь в жилищах казахов, киргизов, калмыков, якутов, говорят и о невероятно грязных русских курных избах, с детьми вперемешку с телятами и свиньями.
В утешение можно сказать, что Европа так и осталось грязной, за внешним красивым фасадом побольше антисанитарии будет, чем у нас! )))

Кстати, в следующем отрывке (другого автора) тоже будет про хана Джангира, но там он изображается исключительно положительно. Правда, автор до ханской ставки не добрался, и описывает встречу с ханом во время приезда того в Астрахань...

:) а ведь да - не очень зная язык не очень просто понять душевные качества собеседника, напуганного твоим появлением
Снимаю свою критику :)

это нужно было для сугубого романтизма на манер африканских приключений Ливингстона и проч., такая замануха для читателя

Чингизиды планомерно зачищали императив всадника, т.е. все тюркское

Всегда отдыхаю с пользой в Вашем журнале.

Очень рад!
Спасибо за интерес.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account