rus_turk (rus_turk) wrote,
rus_turk
rus_turk

Category:

Плутовство арбакешей

С. Д. Карейша. Среднеазиатский хлопок; его культура, очистка, прессовка и отправка на рынки Европейской России. (Отчет по командировке в Среднюю Азию для изучения вопроса о хлопке). — Киев, 1892.

В тех местах Средней Азии, где не проходит Закаспийская ж. дорога, перевозка хлопка и всех других товаров и грузов производится или на верблюдах, или на двухколесных арбах. Владельцами верблюдов являются киргизы, кочующие в степях от Ташкента до Оренбурга; поэтому на верблюдах исключительно перевозятся товары в Оренбург и преимущественно товары в Самарканд из района Ташкента. Что же касается до Ферганской и Самаркандской областей, то киргизов там почти совсем нет, а потому перевозка отсюда товаров на верблюдах почти совсем не практикуется, а делается сартами на двухколесных арбах.


Коканд. Приемка хлопка-сырца на завод

Один верблюд может в среднем поднять груз от 14 до 15 пд., который распределяется на два вьюка по обоим бокам горба; ввиду этого хлопок, предназначаемый для перевозки на верблюдах, и прессуется в кипы весом в 7 пд. с фунтами. Двухколесная арба поднимает обыкновенно от 35 до 40 пд. груза, вследствие чего на нее можно положить или пять 7-пудовых кип, или четыре 9-пудовых кипы. Как исключение, на особенно надежную арбу можно погрузить до 50 пд. товара.

Особенность местных обычаев состоит в том, что уплата за перевозку как на верблюдах, так и на арбах производится обязательно сполна вперед, причем, согласно установленному в Туркестанском крае обыкновению, владельцы верблюдов и арб (по-местному, арбакеши) принимают на себя перевозку грузов из Ташкента до Самарканда и обратно; что же касается до Ферганской области, то арбакеши из Андижана, Намангана и Нового Маргелана берутся перевозить грузы только до Коканда, где расположены конторы транспортных обществ «Кавказ и Меркурий», «Российского» и других, а из Коканда приходится отправлять грузы уже на других арбах. В то время как доставка грузов в Ферганской области до Коканда производится довольно быстро и аккуратно, доставка товаров далее из Коканда до Самарканда затягивается иногда на очень долгое время, вследствие нижеследующего. Осенью, когда наступает время перевозки хлопка и цена на арбы возрастает, арбакеши, приняв от какой-либо конторы партию груза для перевозки в Самарканд и получив всю плату сполна вперед, отъехав несколько верст от Коканда, сгружают товар в каком-либо кишлаке и затем вновь возвращаются в Коканд, где берут новую партию для перевозки или в другой конторе, или в той же самой, причем уславливаться о перевозке приходят, конечно, другие сарты. Подобная история повторяется иногда несколько раз, причем сгружаемые в разных местах товары никогда не пропадают и доставляются-таки в конце концов в Самарканд, но, конечно, не в договоренный срок, а гораздо позже. Особенно случаи эти учащаются, когда во время дождей дороги начинают портиться, и вследствие этого и стоимость перевозки возрастает.


С. М. Прокудин-Горский. Арбакеш. (Самаркандская область)

Полученным вперед деньгам арбакеши дают разное назначение: одни покупают на них добавочных лошадей и арбы, другие занимаются скупкою хлопка, третьи, наконец, проделывают такие операции лишь для того, чтобы получить для перевозки как можно более грузов по более высокой провозной цене. Если подобные проделки арбакешей и открываются, то ни с них, ни с их старост, так называемых караван-башей, все равно нечего взять. Некоторые говорят, что такое положение вещей происходит оттого, что не обращаются к присяжному караван-баше, имеющемуся во всяком кишлаке и городе, а к обыкновенным караван-башам; но едва ли это правда, так как все равно как те, так и другие караван-баши не могут предоставить владельцу товара никакой гарантии в том, что перевозка будет произведена исправно.

Что касается до перевозки товаров на верблюдах киргизами, то она производится гораздо добросовестнее, и случаи сбрасывания товаров по дороге бывают крайне редки.

Скорость перевозки как на верблюдах, так и на арбах совершенно одинакова, равно как и стоимость перевозки. Если перевозка товаров и хлопка из Коканда в Самарканд и теперь составляет больное место среднеазиатской торговли, когда почти все грузы, двинувшиеся из Коканда осенью, все равно могут тронуться из Узун-Ада в путь не ранее как будущей весной, с открытием навигации, то обстоятельство это еще хуже будет отражаться на деле, когда, с открытием движения хлопка по жел. дорогам, явится понятие о срочности доставки.


Красноводск. Туркестанский хлопок, ожидающий погрузки. (Красноводск стал главным портом Восточного побережья Каспия в 1899 г., когда туда перенесли из Узун-Ада начальный пункт Закаспийской железной дороги)

По моему мнению, ни о какой срочности доставки в Туркестанском крае на лошадях не может быть и речи. Быть может, можно бы несколько помочь делу, если бы в известных пунктах между Кокандом и Самаркандом иметь лиц, которые, имея дубликаты накладных, проверяли бы накладные, выдаваемые арбакешам, и тем могли бы обнаруживать случаи сгрузки товаров по горячим следам.

Tags: .Самаркандская область, .Сырдарьинская область, .Ферганская область, 1876-1900, Андижан, Коканд/Кокан, Наманган, Новый Маргелан/Скобелев/Фергана, Оренбург, Самарканд, Ташкент, Узун-Ада, гужевой транспорт, железные дороги, история туркменистана (туркмении), история узбекистана, казахи, карейша сергей демьянович, народное хозяйство, сарты, флот/судоходство/рыболовство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments