Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Упорный кяфир
Врщ1
rus_turk
П. И. Пашино. Туркестанский край в 1866 году. Путевые заметки. СПб., 1868.

…Я слышал об этом путешественнике [Вамбери] от видавших его людей. Один казанский татарин, бывший в Самарканде во время пребывания там Вамбери, рассказывал мне, будто этот ученый не был там дервишем, а выдавал себя за посланного от султана чиновника, привезшего ханам инвеституры, и при представлении эмиру, будто бы разговаривал с ним о прекращении торговли невольниками, так как этого желают султан, шах персидский и английское правительство; будто эмир чрезвычайно оскорбился таким предложением и велел ему убираться из Самарканда, так что Вамбери, при истинном желании посетить Коканд и Ташкент, должен был ретироваться на юг.

Я знал одного афганца, который был очень хорошо знаком с Конолли. Он рассказывал мне про него с особенною любовью к нему, что было заметно по выражению его лица и по словам, которые он говорил. Конолли был в Ташкенте, носил мусульманский костюм, был чрезвычайно красив в нем и великолепно говорил по-персидски. Когда он хотел отправиться в Бухару, то многие не советовали ему этого делать, предсказывая неизбежную гибель. Конолли отвечал на подобное возражение тем, что правительство приказало ему побывать в Бухаре, и если он этого не сделает, то не выполнит важнейших поручений, возложенных на него начальством, а для него важно исполнение приказаний своего начальства.

– Не знаете ли вы, не было ли здесь еще инглисов (англичан) после Конолли? – спрашивал я старого афганца.

– Нет, не было, – отвечал он мне, – а вот урусов (русских) так было много, но те были все простого звания, принимали скоро ислам, женились и обзаводились домом, или поступали на службу к ханам в сарбазы; вон там на базаре сидит один – с тем много возни было, чтобы обратить его в ислам: и пороли-то его, и мучили всячески; только тогда кяфир принял ислам, когда его подвели к виселице. Такой был упорный, право.

Я знал этого упорного кяфира. Он имел небольшую лавочку на базаре и сидел в ней с утра до вечера в очках. Только когда мы проезжали мимо его лавочки, он выскакивал из нее, чтобы крикнуть нам: «Здравия желаю». Он был сослан в солдаты за польское восстание 31-го года и украден ташкентцами*.
____________________
* Немного ранее П. И. Пашино уже описал встречу с этим поляком во время торжественного проезда генерала Романовского по Ташкенту в честь взятия Ходжента: «На базаре все лавки были отперты, возле них стояли хозяева их, которые кланялись и глухо произносили: «Мубарак башет»; только один состарившийся в плену поляк со вздернутыми на носу очками поднял руку к феске и закричал: «Здравия желаю, с победой поздравляю!». Он занимается здесь каким-то мастерством и имеет свою лавку».


Продажа свечей


  • 1
А зачем крали людей, что это за рабство такое, что человек потом женится, заводит дом и держит лавочку?

Лавочка - это уже после освобождения из рабства. А освободить могли после смерти хозяина, по отработке определенного срока, просто в качестве богоугодного дела и т.п.

Но все равно, похоже, это было довольно распространенное дело - жена и лавочка?

Конечно! причем некоторых освобождали даже без перехода в ислам, и они оставались там жить (но к таким кяфирам мусульманское население относились презрительно).
А в описанном случае казнь поляку наверняка грозила не просто за упорство в непринятии ислама, а за какой-то проступок (поймали с алкоголем, например). И перейти в ислам предлагали для последующего помилования.
В ближайшее время готовлю еще один пост про невольников, там про это будет.

Хотя в данном случае очень даже вероятно, что поляк был военнопленным, захваченным в ходе русско-кокандских войн, и его просто поставили перед выбором: ислам или виселица.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account