rus_turk (rus_turk) wrote,
rus_turk
rus_turk

Упорный кяфир

П. И. Пашино. Туркестанский край в 1866 году. Путевые заметки. СПб., 1868.

…Я слышал об этом путешественнике [Вамбери] от видавших его людей. Один казанский татарин, бывший в Самарканде во время пребывания там Вамбери, рассказывал мне, будто этот ученый не был там дервишем, а выдавал себя за посланного от султана чиновника, привезшего ханам инвеституры, и при представлении эмиру, будто бы разговаривал с ним о прекращении торговли невольниками, так как этого желают султан, шах персидский и английское правительство; будто эмир чрезвычайно оскорбился таким предложением и велел ему убираться из Самарканда, так что Вамбери, при истинном желании посетить Коканд и Ташкент, должен был ретироваться на юг.

Я знал одного афганца, который был очень хорошо знаком с Конолли. Он рассказывал мне про него с особенною любовью к нему, что было заметно по выражению его лица и по словам, которые он говорил. Конолли был в Ташкенте, носил мусульманский костюм, был чрезвычайно красив в нем и великолепно говорил по-персидски. Когда он хотел отправиться в Бухару, то многие не советовали ему этого делать, предсказывая неизбежную гибель. Конолли отвечал на подобное возражение тем, что правительство приказало ему побывать в Бухаре, и если он этого не сделает, то не выполнит важнейших поручений, возложенных на него начальством, а для него важно исполнение приказаний своего начальства.

– Не знаете ли вы, не было ли здесь еще инглисов (англичан) после Конолли? – спрашивал я старого афганца.

– Нет, не было, – отвечал он мне, – а вот урусов (русских) так было много, но те были все простого звания, принимали скоро ислам, женились и обзаводились домом, или поступали на службу к ханам в сарбазы; вон там на базаре сидит один – с тем много возни было, чтобы обратить его в ислам: и пороли-то его, и мучили всячески; только тогда кяфир принял ислам, когда его подвели к виселице. Такой был упорный, право.

Я знал этого упорного кяфира. Он имел небольшую лавочку на базаре и сидел в ней с утра до вечера в очках. Только когда мы проезжали мимо его лавочки, он выскакивал из нее, чтобы крикнуть нам: «Здравия желаю». Он был сослан в солдаты за польское восстание 31-го года и украден ташкентцами*.
____________________
* Немного ранее П. И. Пашино уже описал встречу с этим поляком во время торжественного проезда генерала Романовского по Ташкенту в честь взятия Ходжента: «На базаре все лавки были отперты, возле них стояли хозяева их, которые кланялись и глухо произносили: «Мубарак башет»; только один состарившийся в плену поляк со вздернутыми на носу очками поднял руку к феске и закричал: «Здравия желаю, с победой поздравляю!». Он занимается здесь каким-то мастерством и имеет свою лавку».


Продажа свечей

Tags: .Бухарский эмират, .Кокандское ханство, .Сырдарьинская область, 1826-1850, 1851-1875, Ташкент, англичане, афганцы/пуштуны, ислам, история узбекистана, казни/пытки, невольники, пашино петр иванович, перебежчики/ренегаты, поляки, русские, татары, тюрьма/ссылка/каторга
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments