Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Француз в русском плену
kazak
rus_turk
Souvenirs du chevalier de Cussy, garde du corps, diplomate et consul général, 1795—1866. Paris, 1909.

Шевалье Фердинанд Корно де Кюсси, дипломат и генеральный консул короля Людовика XVIII в Дрездене. Отрывок перевел тамыр severr (http://severr.livejournal.com/869822.html).



(Начало июня 1820 г.)

… В мои обязанности входило контролировать возвращение наших соотечественников из плена в России. Через мои руки прошло 3 или 4 тысячи человек, множество с женами и детьми…

Я очень хорошо помню одного из них. Он долгое время служил в Итальянской армии, и там, в Италии, попал в плен в бою с войсками знаменитого русского генерала Суворова.

После пленения его отправили к азиатским границам Российской Империи, где через какое-то время он попал в руки к кочевому племени киргизов. Что бы помешать ему бежать, киргизы сделали ему на каждой пятке надрезы в форме креста, которые они врачевали [Обрабатывали. — rus_turk.] коровьей шерстью.

Вынужденный существовать с ранами на ногах, лишенный полноценной возможности двигаться, он прожил у киргизов несколько лет и постепенно привязался к своим хозяевам, которым он стал готовить кушания, дотоле неизвестные в азиатских степях, и которые очень нравились кочевникам…

Мало-помалу его раны зажили, и однажды он сбежал от киргизов к русским границам.

Однако, поскольку он был пленным, его направили работать на правительственный конезавод на Кавказе.

Со дня, когда он попал в плен к Суворову, до дня, когда императорский указ позволил всем французским пленным вернуться домой, наш соотечественник абсолютно ничего не знал о событиях, прокатившихся по Европе. Он мне задал множество вопросов, среди которых было несколько о судьбе командующего Итальянской армией, маленького генерала Буонапарте. Он спрашивал, приходилось ли мне когда-нибудь слышать это имя — Буонапарте? Жив ли он еще, или погиб в боях?

Это был человек, свалившийся из другой эпохи. За годы, проведенные среди кавказского населения, он ничего не слышал ни о величии имени Наполеон, ни о Французской Империи, ее славе, взлете и падении…


  • 1

надрезы на пятках

Об этом писал Лесков в "Зачарованном страннике". Я думал, он сам выдумал.

Re: надрезы на пятках

Нет, это была стандартная процедура.

http://rus-turk.livejournal.com/178377.html
Русские невольники не являются редкостью в Средней Азии, хотя и не так многочисленны, как прежде. Киргизы калечат своих узников, помещая в рану на пятке конский волос. После такой процедуры человек делается хромым на всю жизнь. При побеге он не может полагаться на свои ноги, поэтому принимаются меры, чтобы он не завладел лошадью.

http://rus-turk.livejournal.com/187638.html
Те же пленные явились неумолимыми обвинителями и правдивыми свидетелями противу купца Зайчикова, бывшего, так сказать, тайным комиссионером по поставке в Хиву русских невольников. Они рассказывали, затем, что их, по доставке в Хиву, всячески склоняли принять мусульманство и, в случае успеха, женили на хивинках. С девушками поступали гораздо проще: их прямо разбирали по гаремам. Если же замечали у пленника намерение бежать, то делали ему, немного повыше пятки, разрез, насыпали туда мелко нарезанного конского волоса и долго, искусственным образом, растравляли рану, чтобы пленнику нельзя было скоро ходить. Если же кто–нибудь из пленных убегал из Хивы и его ловили, то сажали, в страх другим, на кол, и несчастный умирал в жесточайших мучениях. Спастись от казни, в случае поимки, был лишь один исход — принять ислам и жениться на хивинке, что некоторые и делали.

dersay о своем предке:
http://rus-turk.livejournal.com/76124.html?thread=259420#t259420
Отличавшийся жестокостью в отношении коренных жителей степей, Тырыданов был выслежен и взят в плен. "А чтобы он не убег, - вспоминал орский старожил И.С.Васильев, - разрезали ему пятки и набили в раны сеченого конского волоса. Пятки срослись с к онским волосом. Два года мучили в плену этого Тырыданова. Но вот как-то киргизы выехали из аула на байгу - так называется ихний праздник. Во время байги все они съезжаются к своему святому дереву и увешивают его всякими подарками. В это время Тырыданов и убежал из плена. Вызволила его молодая киргизка. Она дала ему лошадь и показала дорогу к русским..."

Судьба однако. Хорошо еще киргизы его воевать не заставили. Японских военнопленных в Индокитае коммунисты позже использовали как инструкторов в войне с французами, а потом и американцами.

Худшее, что могли сделать, это продать туркменам.
Надо наконец допереводить и выложить воспоминания персиянина Василия Михайлова. Там был такой момент: Василий побыл некоторое время в неволе у казахов, а затем его повезли на продажу в Хиву. Зная, что Василий не желает этого и намерен хитрить и отпугивать покупателей, говорят: смотри-де, обратно не повезем, не продадим здесь — продадим туркменам, тогда пожалеешь, что родился...

А русские инструкторы (дезертиры и пленные) были во всех среднеазиатских ханствах: и в Бухаре, и в Хиве, и в Коканде...

Edited at 2013-03-03 08:32 am (UTC)

Худшее, что могли сделать, это продать туркменам.//

Да реально суровые ребята, как я читал, были.
Киргизы тоже могли проявлять жестокость к пленникам, при исследовании Тянь-Шаня от их рук погибли ряд европейских ученых.

А русские инструкторы (дезертиры и пленные) были во всех среднеазиатских ханствах: и в Бухаре, и в Хиве, и в Коканде...//

Все как по другую сторону Гиндукуша, у Типпу-саиба)) Если вы писали о них то прошу ссылку, интересно почитать.

Вот 2 отрывка про Бухару, про Коканд и Хиву (там артиллерией заведовали русские) можно найти по тегу "перебежчики/ренегаты".


1) Н. П. Стремоухов. Поездка в Бухару. (Извлечение из дневника) // Русский вестник, 1875, № 6.
http://rus-turk.livejournal.com/194503.html

Если есть полки и в них какой–то намек на порядок и дисциплину, если есть полковая музыка, команда по–русски, если, наконец, солдаты бухарские хотя несколько похожи на воинов, то всем этим Бухара обязана сибирскому казаку, Алексею Яковлеву. Попав по своей оплошности в неволю к бухарцам, этот казак употребил первые усилия свои на то, чтоб освободиться от рабства: объявил эмиру, что нисколько не намерен бежать, и что если только примут его услуги по устройству войск, то он сделает все, чтобы быть полезным. Сеид–Музаффар согласился на его предложение, переименовал его в Османа, и вскоре, убедившись в искренности его намерений, поручил ему начальство над своею армией, возведя его в достоинство бека. Осман–бек немедленно принялся за нововведения. Он научил бухарцев делать порядочный порох, лить пушки, хотя и плохие, исправлять ружья, образовал полки, которые одел в одинаковые мундиры, ввел русскую команду и полковую музыку. Кончил же Осман, как и многие другие, насильственною смертью. Нашлись завистники, которые повели против него интригу, к фальшивому документу (письму, в котором он будто подговаривал против эмира) приложили его печать; эмир поверил, и Осман был задушен.

2) М. В. Лыко. Очерк военных действий 1868 года в долине Зарявшана. — СПб., 1871.

http://rus-turk.livejournal.com/194865.html
В 1868 году во главе бухарского войска стояли Осман (беглый сибирский казак) и Ходжа (турок).

<...>

Больше всего делом обучения бухарских войск руководил Осман [в прошлом, 1870 году он казнен]. Мы считаем нелишним сказать несколько слов об этой личности, подвинувшей далеко вперед бухарские войска.

Осман — урядник Сибирского казачьего войска, бежавший семь или восемь лет тому назад в Кокан. До бегства, он пробыл в образцовом полку, сидел в тюрьме и два раза был прогнан сквозь строй. По словам наших пленных солдат, бывших в Бухаре, он человек умный, рассудительный, бойкий.

В Кокане Осман скоро был замечен тогдашним умным правителем Кокана, муллою Алим–Кулом, который поручил ему обучать пеших коканских сарбазов по нашему уставу. Обученные им сарбазы в первый раз действовали в 1864 году под Ак–Булаком, где коканские скопища атаковали наш небольшой отряд, высланный из Туркестана под начальством генерального штаба капитана Мейера, для соединения с отрядом генерала Черняева. Под Ак–Булаком, пешие сарбазы, под начальством Османа, в первый раз довольно стройно атаковали наш отряд, залегший за бруствером, устроенным из конских и верблюжьих трупов, выдерживали по семи картечных выстрелов и приближались к брустверу на расстояние 15 сажен.

Осман участвовал потом в атаках коканцев на сотню уральских казаков под Иканом. Командовавший этою сотнею есаул Серов (ныне подполковник), после продолжительных, но тщетных усилий удержать за собой позицию, решился, наконец, пробиться сквозь толпы окружавшего его неприятеля. Коканская конница, предводительствуемая Османом, выезжала несколько раз на путь отступления казаков, спешивалась и встречала казаков выстрелами.

В 1865 году, когда генерал Черняев штурмовал Ташкент, Осман, после смерти Алим–Кула, командовал значительною частию коканских войск, оборонявших Ташкент.

В том же году он участвовал при обороне Кокана против войск эмира, овладевшего Коканом. Взятый в Кокане после упорного сопротивления в плен, он был в числе тех пленников, которые приговорены были эмиром за дерзкое сопротивление к смертной казни, от которой избавился лишь предложением обучать бухарские войска на русский лад. Эмир сначала поручил ему 25 сарбазов; впоследствии он сделался влиятельным беком, пользовался большим доверием эмира, принадлежал к горячим противникам мира с Россией, всегда подавал голос за войну и командовал 3.000 конных сарбазов.

Обыкновенно, каждый беглый или пленный наш солдат, которых в 1868 году было до 30 человек, представляется эмиру. Сеид–Музафар тотчас же приказывает ему выдать красную куртку и поручает от 10 и 15 человек новобранцев, из которых тот должен сделать в непродолжительное время хороших сарбазов, обучив их ружейным приемам, поворотам, маршировке. Обучающий обязывается быть непременно строгим при обучении и почаще бить новобранцев палкой; иначе беки, наблюдающие за обучением, приказывают наказывать ударами палок самого обучающего.

В 1869 году, один из наших беглых артиллерийских солдат очень часто подвергался палочным ударам за кроткое обращение с учениками, причем отговорку его, что он артиллерист и мало знаком с пехотною службою, беки не принимали в соображение, отвечая: «Ты русский, значит, должен все знать, что касается до обучения сарбазов».

В последнее время всех беглых русских, не исключая и арестантов, бежавших из Сибири и никогда не служивших в войсках, заставляли обучать сарбазов.

<...>

Обучением бухарских артиллеристов занимаются также наши беглые артиллеристы–солдаты.

Вот что рассказывал покойный Служенко [он убит при обороне цитадели г. Самарканда] о смотре, сделанном им, по приказанию эмира, всей бухарской полевой артиллерии: «Когда я подъехал к выстроенной на сарбаз–хана бухарской артиллерии, ко мне приблизился начальник артиллерии, беглый артиллерийский солдат, и, вместо определенного приветствия, воскликнул: „Ваше высокоблагородие, не погубите!“ — „Что такое?“ — спросил я его, удивленный этим восклицанием. — „Я только и учил их: жай, да пли“, — отвечал начальник артиллерии. Обрадовав его похвалой, я продолжал смотр и доложил эмиру, что артиллерия его в порядке».

Большое спасибо.

Удивительный случай.

Да, интересная судьба.

Никандр Бухарин, автор "Хивинки", высказывал сожаление, что крайне мало записано рассказов бывших невольников...

Судьба!

Самое печальное, что и ныне такое вполне возможно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account