rus_turk (rus_turk) wrote,
rus_turk
rus_turk

Categories:

Неудержимый поток

Письма Н. И. Ильминского к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Петровичу Победоносцеву. — Казань, 1895.

4 апреля 1887 года. <…> Русские колонизаторы, на первых порах раскольники, наглые и злые, явились [на Алтай] с враждою к православию и с пренебрежением к инородцам; в слух новокрещенцев ругали церковь или насильственно отнимали у них угодья и земли. Со многих сторон приводилось мне слышать, что вообще великоруссы — плохие колонизаторы: они все норовят на даровое и на чужое, в религиозном отношении — невежды, в нравственном — распущенные, в хозяйстве — неряхи. Гораздо способнее к колонизации оказываются хохлы: трудолюбивы, домовиты, трезвы и степенны, знают молитвы и усердны к церкви.



Начало заселения участка в степи. Тургайская обл. Начало XX в.


Усадьба переселенца-екатеринославца через 5 лет
по водворении на участке. Тургайская обл. Начало XX в.


Вообще у нас колонизация, особенно усилившаяся за последние годы, ведется нехорошо. Это как бы огромный поток, с которого сняли плотину, и он понесся неудержимо, все затопляя и разрушая. Вот, например, в Оренбургский край понаехало множество русских и посели небольшими кучками — хуторами в среде башкир-магометан, нет ни церкви, ни школ: иные отдают своих детей в башкирские школы. Одна башкирка-магометанка, кончившая курс в женской гимназии, русским ученикам преподавала Закон Божий по установленной программе и по одобренным учебникам, и по требованиям новой дидактики объясняла наш символ и молитвы. Ведь это же предосудительно нашему русскому небрежению.

В Кустанай-Тургайской области в продолжение лет пяти набралось свыше 10 т. русских крестьян с разных губерний, разных сект и толков. Назначенная заблаговременно для переселенцев земля оказалась для такой массы народа недостаточной: начались самовольные захваты, побоища, чуть не убийства. Церкви нет, т. е. была прежде походная малейшая церковь для малейшего гарнизона, вмещающая не более 40—50 человек, она остается и теперь; есть и училище русско-киргизское двухклассное, но оно устроено раньше переселенцев, на киргизские деньги для русского образования киргиз, и далеко не достаточно, да и по своим программам не соответственно нынешнему населению многолюдному и нуждающему собственно в православно-религиозном воспитании и обучении. А разные сектанты, среди этой неустроенной хаотической массы, имеют свои собрания и радения. Татары-магометане в числе 30—40 дворов успели как-то втереться и поселиться тут же, — это торгаши, — стало быть, не посягают на киргизские земли, люди твердой религиозности и пропаганды, — сразу, конечно, завели и свое богомолье, и свое ученье. Вот Вам миссионерская обстановка: с одной стороны русские в положении несимпатичном, в борьбе за существование, с другой стороны тонкие и хитрые татары. Не распространяясь далее в подробностях картины, скажу, что в это и подобные места надо направить казенные средства на устройство церквей и школ, как в Западном крае.



Кустанай. Соборная улица. Конец XIX в.


Кустанай. Пассаж купцов Яушевых. (kostanai.biz)

Tags: .Оренбургская губерния, .Семипалатинская область, .Томская губерния, .Тургайская область, 1826-1850, 1851-1875, 1876-1900, Кустанай/Николаевск/Костанай, алтайцы, башкиры, ильминский николай иванович, ислам, история казахстана, история российской федерации, казахи, колонизация/колониальная политика, переселенцы/крестьяне, православие, русские, сектанты, староверы, татары, украинцы, учеба/образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments