Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Неудержимый поток
Врщ1
rus_turk
Письма Н. И. Ильминского к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Петровичу Победоносцеву. — Казань, 1895.

4 апреля 1887 года. <…> Русские колонизаторы, на первых порах раскольники, наглые и злые, явились [на Алтай] с враждою к православию и с пренебрежением к инородцам; в слух новокрещенцев ругали церковь или насильственно отнимали у них угодья и земли. Со многих сторон приводилось мне слышать, что вообще великоруссы — плохие колонизаторы: они все норовят на даровое и на чужое, в религиозном отношении — невежды, в нравственном — распущенные, в хозяйстве — неряхи. Гораздо способнее к колонизации оказываются хохлы: трудолюбивы, домовиты, трезвы и степенны, знают молитвы и усердны к церкви.



Начало заселения участка в степи. Тургайская обл. Начало XX в.


Усадьба переселенца-екатеринославца через 5 лет
по водворении на участке. Тургайская обл. Начало XX в.


Вообще у нас колонизация, особенно усилившаяся за последние годы, ведется нехорошо. Это как бы огромный поток, с которого сняли плотину, и он понесся неудержимо, все затопляя и разрушая. Вот, например, в Оренбургский край понаехало множество русских и посели небольшими кучками — хуторами в среде башкир-магометан, нет ни церкви, ни школ: иные отдают своих детей в башкирские школы. Одна башкирка-магометанка, кончившая курс в женской гимназии, русским ученикам преподавала Закон Божий по установленной программе и по одобренным учебникам, и по требованиям новой дидактики объясняла наш символ и молитвы. Ведь это же предосудительно нашему русскому небрежению.

В Кустанай-Тургайской области в продолжение лет пяти набралось свыше 10 т. русских крестьян с разных губерний, разных сект и толков. Назначенная заблаговременно для переселенцев земля оказалась для такой массы народа недостаточной: начались самовольные захваты, побоища, чуть не убийства. Церкви нет, т. е. была прежде походная малейшая церковь для малейшего гарнизона, вмещающая не более 40—50 человек, она остается и теперь; есть и училище русско-киргизское двухклассное, но оно устроено раньше переселенцев, на киргизские деньги для русского образования киргиз, и далеко не достаточно, да и по своим программам не соответственно нынешнему населению многолюдному и нуждающему собственно в православно-религиозном воспитании и обучении. А разные сектанты, среди этой неустроенной хаотической массы, имеют свои собрания и радения. Татары-магометане в числе 30—40 дворов успели как-то втереться и поселиться тут же, — это торгаши, — стало быть, не посягают на киргизские земли, люди твердой религиозности и пропаганды, — сразу, конечно, завели и свое богомолье, и свое ученье. Вот Вам миссионерская обстановка: с одной стороны русские в положении несимпатичном, в борьбе за существование, с другой стороны тонкие и хитрые татары. Не распространяясь далее в подробностях картины, скажу, что в это и подобные места надо направить казенные средства на устройство церквей и школ, как в Западном крае.



Кустанай. Соборная улица. Конец XIX в.


Кустанай. Пассаж купцов Яушевых. (kostanai.biz)


  • 1
Христос Воскресе!

Воистину воскресе!

Интересно, спасибо.

правильно поняла?
Ильминский тут ругает русских, хвалит украинцев
неприязненно относится к землевладельцам и уважает торгашей
при этом, какбы, насаждает православие

странный человек

А украинцы мусульмане? Я что-то пропустил?

только читал невнимательно

>>ругает русских, хвалит украинцев
А может, за дело? Кстати, он пишет только о переселенцах, а не о составных частях русского народа вообще.

>>неприязненно относится к землевладельцам
Там, в "вольном городе Кустанае", был беспредел как на Диком Западе. Повторю ссылку из текста: http://rus-turk.livejournal.com/155038.html

>>уважает торгашей
Торгаши в кровавой борьбе за территорию особого участия не принимали, в отличие от земледельцев. И хотя татары-мусульмане были для него серьезными соперниками, Ильминский трезво оценивал их положительные качества.

>>при этом, как бы, насаждает православие
...нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

С Праздниками!

Взаимно! с Праздниками!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account