rus_turk (rus_turk) wrote,
rus_turk
rus_turk

Categories:

В замирённом Самарканде. 2. Еврейский квартал

В. В. Радлов. Средняя Зерафшанская долина // Записки Императорского Русского географического общества по отделению этнографии. Том 6. 1880.

НАЧАЛО

Обыкновенных мечетей с открытыми галереями для ежедневных молитв — бесчисленное множество. Мечети здесь вообще любимые места для стечения народа, ибо у всякой самой маленькой мечети есть бассейн и садик, и в тени деревьев там приятно отдохнуть от знойного жара открытых улиц: поэтому у этих мечетей очень оживленное движение. Толпы пестро одетых мужчин занимают всякое защищенное от солнца место. Сидят здесь купцы, громко разговаривая о каком-нибудь очень важном деле; недалеко от них собралось множество слушателей вокруг дервиша или муллы, рассказывающего священные легенды; между ними расположились в различных группах наслаждающиеся простым завтраком из фруктов и хлеба. Здесь постоянное движение; казалось бы, что находишься в трактире, если бы между этими группами не заметны были молящиеся, исполняющие обряды ежедневных молитв. Замечательное, непонятное дело — фанатизм этих магометан! Те самые люди, которые несколько дней тому назад были готовы убить всякого неверного, осмелившегося войти в святой город, теперь меня пригласили в мечеть завтракать, и вокруг себя я не замечал ни одного лица, смотревшего с ужасом на кафира; напротив, присутствующие вмешивались в наш разговор, который мы вели в довольно веселом тоне.


Еврейские свадебные обряды. Сватовство (шушмин)

Вообще, нельзя отрицать, что християне здесь в Самарканде не слишком часто видят приветливые лица; черные глаза, которые на нас смотрели, очень часто блистали из-под черных бровей довольно диким огнем, и невольно рука искала за поясом оружия, когда на нас направлен был один из этих ядовитых взглядов. Только одна часть жителей Самарканда, хотя весьма незначительная, здесь приняла християн с величайшею радостью — это евреи.

Замечательная игра судьбы! Еврей, который в Европе столько столетий жил во вражде с християнином и теперь еще так резко от него отделяется, в Азии приветствует его с сияющим лицом, радостно присоединяется к нему и счастлив, когда он может поклониться ему. С гордостью смотрит он на християнина как на своего друга, своего защитника, чувствуя себя безопасным возле него, и смотрит с презрением на магометанина.


Еврейские свадебные обряды. Осмотр приданого (тахт зенан)

Некоторые евреи, с которыми я познакомился, пригласили меня посетить их жилища. Как только мы въехали в еврейский квартал, снаружи ничем не отличающийся от остальных частей города, мы увидали себя окруженными густой толпой, которая с громкими восклицаниями радости провожала нас по улицам. Приглашали нас входить в дома и везде встречали приветливо. Угощали нас хлебом, фруктами, чаем, выкуренным из винограда вином, и мы принимали предложенное нам на открытых галереях, окруженные густою толпой любопытных.


Еврейские свадебные обряды. Свидания жениха с невестой (куда-бини) до брака


Еврейские свадебные обряды. Девичник (шеби духтаран)

Дома евреев такие же, как дома магометан, и большею частию построены работниками-магометанами. Некоторые из евреев, особенно аксакал (старшина), к которому мы и зашли, как казалось, довольно зажиточны. Гостиная у аксакала была хорошо убрана и большой сад примыкал к дому. Хозяин немало путешествовал и рассказывал нам даже о Германии, которую он посетил несколько лет тому назад.


Еврейские обычаи. Праздник Кучки (бид бендан)

Радушный прием, который здесь делают евреи християнам, объясняется тем ужасным гнетом, который они по настоящее время терпели от магометан. Они должны были уже одеждой отличаться от правоверных: подпоясываться веревкой, а не поясом, и на голове носить острый колпак, чтобы правоверный по ошибке не поклонился бы неверному. Запрещено было им ездить верхом на лошади или на осле; и каждому правоверному они должны были давать дорогу, с почтением преклоняясь перед ним. Понятно, что теперь это изменилось, и евреи носят пояса и шапки, обшитые мехом. Они бреют голову как магометане, только над висками оставляют часть волос — песики, которые обыкновенно в виде длинных локон падают на грудь. Это единственное отличие евреев от остальных, магометанских жителей города.


Еврейские свадебные обряды. Заключение свадебного договора (хаты катуа)


Еврейские свадебные обряды. Бракосочетание (шив’а барахут)

Кроме обыкновенных податей, евреи должны были платить еще особую дань, которая бралась поголовно и от 2 доходила до 12 рублей. Гонение на евреев была вещь очень обыкновенная, и часто, когда эмир или беки были в нужде, они без церемонии угрожали убить всех евреев, которые тотчас откупались большими деньгами. Эмир даже в нынешнем году, как говорят, принудил евреев заплатить бо́льшую часть требуемых от него контрибуционных денег. Если евреи теперь еще не смеют носить чалмы, и вообще скромно держатся, то они делают это лишь ради своих братьев в Бухаре, которых эмир грозил убить, если они осмелились бы носить это святое украшение правоверных.


Еврейские свадебные обряды. Привоз невесты в дом жениха (шеби зенан)

Главное занятие евреев есть торговля, и именно торговля шелком, который они сами красят, и курение вина, которое прежде от них тайком покупали правоверные. Теперь они тотчас захватили в свои руки торговлю с русскими: большая часть комиссионеров, посещающих лагерь, — евреи.


Винокурение у евреев

Тип евреев остался совершенно чистым: длинные горбатые носы, узкие бледные лица с довольно выдающимися губами, вообще очень благородные черты. Женщин я видел очень немногих, но девушки были почти все удивительной красоты.


Еврейские обычаи. Пеленание в люльку (гавара бендан)

Все движения евреев показывают ясно отпечаток рабства, которое они столько лет переносили. Страсть к приобретению и наклонность к торговле у них обнаруживаются не менее, чем у европейских их единоверцев, но это здесь менее заметно, потому что магометане в этом отношении им нисколько не уступают.


Продажа фруктов (г. Ташкент)

Язык, которым говорят здесь евреи, без исключения персидский, когда они говорят между собою; но все, и даже самые маленькие дети, говорят по-татарски; некоторые из них, уже в течение тех немногих недель, что русские в Самарканде, выучили много русских слов, так что уже могут кое-как объясняться по-русски.


Еврейская школа в г. Самарканде

Во время моего пребывания в еврейском квартале посетил я также между прочим синагогу. Мы остановились перед маленьким домиком, прошли через два или три узкие двора, и наконец вышли на довольно большой двор, где под открытой галереей сидело около 40 маленьких детей. В средине их сидел молодой человек, лет двадцати, и читал из большой библии нараспев громким голосом еврейский текст, причем он в такт качал свое туловище. Мальчики сидели по трое, с поджатыми ножками, вокруг одной библии, и повторяли хором слова учителя, подражая вместе с тем и его движению туловищем. Мне сообщили, что мальчики здесь только учились читать по-еврейски, и что здесь им не объясняют читанного.


Уроки молитвы в школе

Через несколько времени мы пошли далее: пройдя еще через двор и узкий коридор, мы дошли наконец до маленького домика, окруженного со всех сторон высокими домами. Перед этим домиком была открытая галерея. Здесь опять сидело до сорока мальчиков, от 10 до 16 лет, и среди их сидел седой старик раввин. Он заставлял их по очереди читать и объяснял им прочитанное. И здесь читающие качали туловищем. Я взглянул на некоторые из книг и увидал везде, к крайнему моему удивлению, венские и лондонские издания. Я спросил учителя, нет ли у них старинных рукописных книг, но он мне ответил, что таких здесь найти невозможно, что все их книги получаются через Россию или через Индию.


Выслушивание уроков


Урок чистописания

О происхождении здешних евреев он мне рассказывал, что они переселились лет 100 или 150 тому назад из Персии в Бухару, и оттуда в Самарканд. Он сам помнит еще стариков, родившихся в Персии. Только в последнее время переселились отсюда евреи в Ташкент.

Евреев здесь более 1000 душ, и большею частию они грамотны.


Чтение псалмов


Коленопреклонение

Потом раввин ввел меня в маленький домик без окон; это была синагога. Внутри она была без всякого украшения, в задней стене находились двери и за ними стояли молитвенные свертки в футлярах из красного бархата. Эти свертки были писаны на новой бумаге, и в почерке не обнаруживалось ничего старинного. Когда я выразил удивление, что синагога такая маленькая, раввин мне объяснил, что до сих пор они могли лишь втайне исполнять обряды своего богослужения, и что они все лишились бы жизни, если бы магометане узнали о существовании синагоги. Но теперь они намереваются построить большую новую синагогу.


Самарканд. Еврейская молельня (кениса)

У евреев я встретил много индейцев из Пенджаба. Во время осады занятой русскими цитадели они искали себе убежища у евреев. Большая часть индейцев была убита во время этих смут магометанами, и с ними же много евреев. Индейцев в Самарканде очень немного. Они здесь, как и в остальных городах Средней Азии, ростовщики. Индейцев магометане ненавидят еще более, чем евреев.


Общественные увеселения среднеазиатцев. Пляска индейцев

Дать статистические сведения о Самарканде я никак не в состоянии. Я полагаю, что в Самарканде по крайней мере до 10.000 жителей. В своем объеме Самарканд гораздо незначительнее Ташкента, который, бесспорно, самый большой город трех ханств.


Самарканд. Сарай, склад для оптовой торговли

Как место торговое, Самарканд также далеко не имеет значения Ташкента, потому что через него идет только торговый путь между Бухарой и Коканом. Русские, как и индейские, товары привозятся сюда через Бухару только в количестве, потребном для нужд самого Самарканда и его окрестностей, ибо Кокан получает русские товары через Ташкент. Промышленностью самаркандские жители мало занимаются, здесь всего несколько фабрик шелковых и бумажных материй; главные занятия жителей — садоводство, производство шелка и хлопка.


Приготовление основы для тканей из хлопка (тенига). Самаркандский способ

Что особенно отличает Самарканд от других городов — это его прошедшее и множество священных мест, к которым стекаются паломники со всех сторон.



Фотографии заимствованы из «Туркестанского альбома» (1871—1872).


Другие материалы о Самарканде:
Е. Л. Марков. Россия в Средней Азии;
А. Д. Гребенкин. Таджики;
Г. А. Арандаренко. Малоизвестные города Зеравшанского округа;
Н. А. Варенцов. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое;
Ф. М. Керенский. Медресе Туркестанского края;
А. А. Кауфман. По Среднеазиатской дороге;
И. С. Васильчиков. То, что мне вспомнилось…;
В. Н. Гартевельд. Среди сыпучих песков и отрубленных голов;
Л. Ю. Брик. Пристрастные рассказы;
На базаре: Средняя Азия 140 лет назад [фотографии из «Туркестанского альбома»];
Фотографии Поля Надара (1890);
С. М. Прокудин-Горский. О применении фотографирования в истинных цветах к наглядному изучению России.
Tags: .Бухарский эмират, .Самаркандская область, 1851-1875, Самарканд, войны/Туркестанские походы, восстания/бунты/мятежи, города/укрепления, евреи, индийцы, история узбекистана, народное хозяйство, под властью Белого царя, сарты, учеба/образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments