
Цитадель г. Пянджикенда
Пенджекент сопричислен к городам единственно, кажется, за то, что прежде в нем жил бек, а ныне пребывает управляющий нагорными тюменями, с канцелярией и местной командой. Благодаря этому обстоятельству, Пенджекент имеет теперь 4 дома полуевропейской архитектуры с русским населением 38 мужчин и 4 женщин, всего 42 души, и 382 двора туземного города с населением 1140 мужчин, 624 женщины таджиков, 9 мужчин пришлых индийцев, 1 мужчина и 3 женщины евреев, всего 1819 душ.
Русское население группируется в класс «нематериальных производителей» (гражданская администрация — 5, фельдшер — 1, военные казаки — 30; всего 36 мужчин) и лиц, живущих на счет самостоятельно трудящихся, мужчин 2 и 4 женщин, всего 42 души, что, по отношению к туземному населению, составляет 2,5% общей цифры [с июня месяца 1877 года русское население Пенджекента увеличилось на 150 нижних чинов Пенджекентской местной команды с двумя офицерами и на 350 чел. «переселенцев» уральцев].
Пянджикенд. Часть города Кургани-Миана
Туземный город имеет в
В Пенджекенте, при равномерном распределении земельной собственности, при высшей сравнительно доходности земель, обрабатываемых под злаками, экономическое положение населения лучше, а потому гигиенические и бытовые условия его жизни несравненно благоприятнее, чем в Ургуте и в других, меньших оседлостях нагорного района.
Сплав леса у Пянджикенда
С другой стороны, это хозяйственное довольство коренного населения, притянув к себе довольно многочисленный класс рабочих, повлияло на характерно резкое отношение полов населения, выражающееся цифрами так: на 100 мужчин — 56 женщин. Нам кажется также, на основании цифровых показаний о количестве холостых горожан, что этот факт столь значительного перевеса мужского элемента над женским находится в связи с особенностями социального положения в городах Средней Азии класса зажиточного, отвлекающегося от семейной жизни страстным поклонением Афродите, которую представляют здесь пригожие мальчики (батчи). Мало-мальски денежно состоятельная молодежь пенджекенцев, предварительно поклонения Гименею, до 30-летнего возраста предается вполне кутежу, проводит все вечера зимы вне своего дома, в сообществе батчей, содержимых на артельных началах довольно оригинального устава. Компания приятелей-сверстников, человек
Бача из труппы музыкантов
Если мальчик наделен белизною и чистотою лица, правильными перламутровой белизны зубами, тонкими бровями, выразительными черными глазами, двумя-тремя родинками на пухлых щеках, если он обладает звучным каким ни на есть голосом, если, главное, он достаточно строен телосложением и вообще выразительностью форм, если ноги у него гибки «как тал (ива)» настолько, чтобы исполнить самое трудное эротическое па, долу повергающее правоверных созерцателей, ему, «даровитому, счастливому созданию», предстоит слава и почитание такие же, какие воздаются в Европе первой балерине; ему и всей компании предстоит торжество в соперничестве, апофеозом которого нередко бывает кража «эфирного сладкопевца», побоища между дольщиками. Родители, обладающие таким сокровищем, считают себя вполне счастливыми получением каждогодно 60 рублей ангажементных, и, в период с 12- до 20-летнего возраста сына их, возносят Аллаху и пророку Магомету теплые молитвы за сохранение детищу «долголетия, здоровья и красоты». Минуло 20 лет, от бессонных вакханальных ночей болезненно пожелтело лицо, ввалилась грудь от ранней привычки сосать кальян, горловые связки захлябали, поблекло «даровитое чадо» и обратилось в настоящего блудного сына, не способного по непривычке к труду, по слабому здоровью, кормить не только Богу усердный родителей, но и себя самого. Куда преклониться такому произведению страшного социального недуга, если бывшие почитатели прогнали его с таким же спокойствием, с каким гоняют надоедливую голодную собаку; если дорогие родители отправились обозревать рай (бигиш), к которому особенно расположены правоверные, или если ближайшие родственники не могут накормить несчастного по неимению кормежки и для себя? Ему, этому бывшему тихому мальчику, пожинателю затем славы «танцора», «певца» (созанда), решающему посреднику в турнирах состязания поклонников в каламбурах и восточных, античных комплиментах, предстоит прямой путь из заштатных батчей в банги-хуры (опиекурители), прозябание которых в городах Туркестана ничем не отличается от пресмыкательства индийских париев.
Курильщик опиума
Записные батча-базы (почитатели), при материальном довольстве, услаждаясь оргиями на артельных началах до 36 лет, успевают, [неся] до 30 рублей каждогодной затраты на очередные угощения (гаштак) и подарки батче, спровадить в вертепы
В зиму 1877 года было открыто в Пенджекенте 60 дольщиками 7 гостиных (михман-хана) с 10 батчами, 20 музыкантами (дайрадас) и затрачено на пятимесячный сезон приблизительно 1400 рублей, что составляет по 22 рубля на каждого члена артели.
Пянджикенд. Часть города Базари-Бала
Нельзя сказать, чтобы рядом с этим увлечением к тратам на удовольствие созерцать батчу, в характере сартов обозначалась небережливость в других случаях или щедрость в благотворительности, в доставлении себе и семейству жизненного комфорта. Совсем нет; первый богач способен носить бессменно по месяцам бязевую, грубой бумажной ткани рубаху, способен валяться со всей семьей в сакле на дырявых войлоках (кошма), прикрываясь ночью ежедневно самым засаленным халатом или
Если хочешь видеть богатство,
Иди в Индию.
Если хочешь видеть благочестие,
Иди в Мекку.
Если не хочешь видеть ни того, ни другого,
Не выезжай из Самарканда.
Самарканд. Базарная площадь между трех медресе (Ригистан)
Ошибаются, жестоко ошибаются те из многочисленных наших любителей покушать и паче испить, которые, садясь за стол в сакле какого-нибудь богатого сарта, провидят в таком явлении созывания на тамашу (угощение) нравственный метаморфоз, стремление «одухотвориться в цивилизации путем постепенности и умеренности». Ничуть не бывало. Бывший в
Казы Камалятдин, самаркандский судья
В приведенном примере заблуждения зиждителей раннего, торопливого насаждения между сартами цивилизации нет ни малейшей субъективности, и мы позволяем себе считать Камаль-Этдина передовиком единственно за то, что он понял знамение времени и, оставаясь воплощенным сартом, приносил прямым и косвенным путем некоторый доход акцизу, что и требовалось доказать. Но ведь на таких рельсах можно добраться только к крайнему полюсу цивилизации, к вырождению духовному и физическому — ни больше ни меньше. Кто же в самом деле решится нелицемерно утверждать, что вино братьев Елисеевых, обеды по-европейски и сладкая улыбка цивилизованных барынь в поощрение лукавого гостеприимства отжиревшего подрядчика «золотых дел» способны выполнить миссию развития в крае здоровой гражданственности? Нет, не это требуется для такой задачи, а нечто совсем другое.
Пянджикенд. Часть города Дашти-Карабид
Доканчивая характеристику туземного населения Пенджекента, в порядке распределения групп, в сделанной ниже сводке, мы должны свести сначала счеты с воспитательным персоналом и с духовенством как такими профессиями, которые, находясь в тесной связи между собою, имеют несомненно огромное влияние на весь строй жизни правоверных, на нравственные и интеллектуальные функции ее. Цифры современного состояния школьного дела здесь уясняют, что местное духовенство как будто бы чует близость западного, окноделательного топора цивилизации. В самом деле, процентное отношение учащихся к населению таково здесь, что ему могли бы позавидовать (конечно, только не качеству элемента) даже многие города и селения Ближнего Запада.
В Пенджекенте имеются 4 медресе с тремя старшими профессорами (мударисы) с
Туземная школа в Самарканде. Фото Генри Мозера.
Курс учения в мактаб-хане, начинаясь с азбуки (алиф), проходя затем склады (абджат), далее, на
Школьный обряд (алям-нашра)
Существовать с семьей на два рубля в месяц даже тем порядком жизни, который называется тиричилык (прозябание), конечно, нельзя, и мулла-учитель не прожил бы и с удвоенным комплектом подносимых лепешек, если бы на выручку не представлялось совместное исполнение обязанностей имама (священника) мечети. Эта должность приносит хотя также не особенно много, но с гонораром учителя дает сумму 47 рублей годовых, на которую с грехом пополам прожить можно. «Не согрешишь — не проживешь», — говорит беднякам имам-мулла и усердно лебезит пред зажиточными прихожанами, чтобы вместо 20 коп., платимых ежегодно каждым домовладельцем, получить 30 коп., чтобы при общей раздаче в годовой праздник Уразы по 5 фунтов хлеба с каждого члена семьи домовладельца-прихожанина урвать большую долю на счет бедняков, которым уделяют в эти дни (фитири-руза) от восточной poor low.
Суфи, муаззин Мулла-Риза
Еще более безотрадно материальное положение низшей братии духовной, муазинов — созывателей на молитву, труд внимания которых к солнечному зодиаку оценивается всего
Религиозные обряды и обычаи таджиков. Азан — возвещение о времени молитвы
Достается духовенству всяких упреков и при последнем акте человеческого земного скитальчества, при сопровождении покойника на кладбище (кабистон). Как в акте венчания (никох) внятное отчетливое чтение молитвы (худба-никох) решает вопрос между 20 коп. maximum и 10 к. minimum поощрения, так на похоронах только вдохновенная, прочувствованная молитва (джаноза) сниспошлет мулле 12 к., а то могут насытить пророческим «Бог пошлет» («Худай береди») и выпроводят, даже не дав номинального куска бязи, обязательно раздаваемого каждому присутствующему на похоронах, в память (иртыш) о покойнике, будь то мужчина, женщина или двухмесячный ребенок.
Обычаи среднеазиатцев. Обрезание
Городским туземцам три главные эти события жизни: венчание, обрезание (хот-насыр), похороны обходятся не особенно дорого, но зато шумно. Прокричать сарту призыв на той, праздник обрезания, особенно чтимый правоверными, ничего не стоит, но он с бо́льшим еще спокойствием способен прирезать к празднику больного барана, напоить публику отваром миндальных листьев вместо чаю, дать цирюльнику (сартораш) за операцию 40 коп. вместо обещанных 4 рублей, способен выставить в скаковой приз совершенно больную лошадь, слепого на оба глаза быка, старый поношенный халат. Ни один той не оканчивается у сартов без сильной перебранки, если не между хозяином и гостями, иногда смиренно увлекающими с турнира слепого бычка, то непременно при расчете с поваром (ош-паз) с созывателями (пайкал) на пир, получающими обыкновенно от 2 до 3 коп. за каждое торжество. Такие же перебранки, такое же торгашество сопровождают и свадьбу, где сарту среднего состояния приходится расходовать в сложности 20 рублей, и похороны, где непременно обделят телоомывателя (мурда-шуй), могильщика (гурь-кау), плакальщицу (гуянда), подносителя номинальная угощения (ходым) и не поколеблются иной раз проводить насухую искот-бардаров (нищих).
Таджикские похороны
В Самарканде, где кичливые сарты, при венчании, традиционно несут, кроме 2 рублей казию — судье, доброхотные расходы на
Таджикские свадебные обряды. Бракосочетание (никах)
Теперь приходится возвратиться к воспитательному персоналу высшему, к мударисам и студентам. По отношению ко всему учащемуся классу, эта группа высшей мусульманской учености составляет в Пенджекенте 37% учеников.
Самарканд. Медресе Надыр-Диван-беги. Кельи, окружающие внутренний двор
Учащееся духовенство здесь никаким влиянием на массы не пользуется. Их, включительно с мударисами, считают людьми божьими, не имеющими никаких отношений к интересам мира светского. Они достаточно понимают свою роль и держат себя всегда и во всех случаях совершенно пассивно, на удивление тем странным прозерцателям, которые, отворачиваясь от ишанов, отыскивают в самых спокойных элементах населения общества масонов.
Религиозные обряды и обычаи таджиков. Мирза Васих, глава секты (пир)
Большинство фотографий заимствовано из «Туркестанского альбома»
Того же автора:
• В гостях у сарта. Дастархан;
• Пир в степи. Ишаны;
• Суд биев. Волостные выборы.
Чего уж "скорбный"? -
Подумать только, каких-то 100-150 лет назад всё было по другому...
Угу. «Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти… как их… трамваи, автомобили…»
Вы правы, «Досуги» хороши.
Из рецензии, данной в «Этнографическом обозрении» (1889):
"Автор этого сочинения провел с лишком двадцать лет в Туркестане. Находясь на службе при администрации, он много сталкивался в течение этих лет с инородцами нашей дальней восточной окраины, близко знакомился с местными условиями быта. Но его опытность и близкое знакомство с краем, лежащим далеко от коренной Руси, не проходили даром и для нас: г. Арандаренко неоднократно делился с нами своими впечатлениями, выпуская в свет то ту, то другую статью. В настоящее время он издал сборник своих статей и назвал их «Досугами в Туркестане». Нельзя не пожелать, чтобы всякий, особенно тот, кто живет в местах мало знакомых или совсем неисследованных, проводил свои досуги столь плодотворно, как автор этого сочинения. Прочитывая статьи, преисполненные живого интереса, преисполненные правды и чуждые пристрастия, мы невольно воздаем должную честь автору их".
Досадная опечатка:
Вам спасибо - тексты дивно интересны, и очень обидно, что всего этого никто не знает.
А насчет текстов — действительно обидно. Множество интереснейших "азиатских" книг не переиздавалось ни в советское время, ни сейчас. Хотя историки и этнографы исправно на них ссылаются.
Кстати, об Омске (Вы ведь там сейчас живете?) в журнале тоже есть несколько текстов.
Впрочем, всему своя мера, место и время. В более благополучном Самарканде даже зеленого городского парка не сохранилось.
Машина времени