Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Жалобы биев
Врщ1
rus_turk
А. К. Гейнс. Дневник 1865 года. Путешествие по Киргизским степям.

27-го октября. Едва мы расположились на Акичкинском пикете, как к нам стали набираться киргизы. Оказалось, что близ пикета мировой съезд (топ) почетных киргиз двух округов: Копальского и Алатавского. Неприязнь киргизов того и другого округа началась с того, что джаланховские киргизы (Большой орды) имели претензию на земли между рекою Караталом и хребтом Джоном.

Здесь же мы узнали историю Тайнике Дюсетева, человека, игравшего в свое время большую роль. Еще до поступления в подданство Большой орды, последняя имела разные счеты с Средней ордой по грабежам и барантам. Когда накапливались претензии подобного рода с обеих сторон, влиятельные люди обеих орд предлагали кончить дело мировым съездом. Кажется, в начале 1840-х годов один из султанов Большой орды Рустем Абулфензов произвел несколько раз баранту и угнал много скота у пограничных волостей Средней орды. Когда дело дошло до расчетов, Рустем выразил желание договориться о вознаграждении с шестью выборными биями от пограничных киргиз Средней орды. Едва последние прибыли на назначенное место, как Рустем изменнически убил их. Спасся только один из приехавших биев, Тайнике.

Добравшись до родных аулов, Тайнике, сгорая желанием мести, кликнул клич и собрал несколько сот отчаянных головорезов, готовых исполнить все по слову своего вождя. После того он начал громить всю Большую орду и преимущественно султана Рустема, отгоняя стада и отнимая все, имеющее цену. Этот погром имел большое влияние на подчинение Большой орды России. После подчинения той части Орды, которая лежит на правом берегу Или, заилийские киргизы не подчинялись под тем предлогом, что они находятся под давлением ташкентцев, теперь же они звали русских. Послали к ним Гутковского с отрядом в 1851 году [неточность: отряд капитана Гутковского был направлен в 1850 — rus_turk]. Заилийские киргизы, состоявшие частью из недовольных и удалившихся за реку Большой орды киргиз, встретили наши войска враждебно, несмотря на просьбы о присылке отряда. Послали другой отряд, [подполковника] Карбышева. [Генерал-адъютант] Анненков, бывший на ревизии киргизских степей, предложил отправить с отрядом и желающих принять участие в экспедиции киргиз Средней орды. Тогда Тайнике отправил своих джигитов, одетых в кольчуги и вооруженных как нельзя лучше. Какое чувство испытывала Большая орда при виде джигитов Тайнике, можно судить по тому, что юсеневцы вызывались послать с Карбышевым сколько угодно джигитов, лишь бы отозвать отряд Тайнике. Удачи Тайнике избаловали его. Из лихого наездника, мстящего за кровь, он превратился в грабителя. Ему показалось выгодным тянуть свою роль и тянуть ее без конца, благодаря подкупности нашей администрации. Во время нашего пути нам много раз жаловались на грабежи и самоуправство Тайнике. Казаки в Копале говорили, что с Тайнике «нет рады, а окружной приказ всегда его находит правым».

Утром 27-го октября в одиннадцать часов мы отправились на урочище (кажется) Кара-Су. Хотя Тайнике разбил для нас юрту, но мы заехали в юрту старшего султана Копальского округа. Недалеко от нее ждали нас все съехавшиеся на топу киргизы. Это был целый полк всадников на хороших конях, которые дождались нас, а потом тронулись с нами.

В небольшую юрту султана набрались важнейшие бии и уселись кругом. Зная, что мы едем по Высочайшему повелению, они начали с жалоб на казаков, на притеснения со стороны последних, на забирание ими киргизских земель. Эти жалобы приносятся нам на каждом пикете и в каждом ауле, где заранее узнают, кто мы; но они, жалобы, касаются обыкновенно не того, что казаки поселены в степи, но их произвола и незаконных поземельных захватов. Теперь бии двух орд жаловались на самое поселение казаков в степи, на то, что поселения стесняют киргиз, наконец, на то, что казаки, сбирая на своих лугах сено, продают его не киргизам, а сартам и татарам.

До этого я не говорил ни слова. Но тут, после подобной жалобы, произнесенной вслух представителями всей Сибирской степи, я почел долгом ответить через Ибрагимова следующее. У китайских киргизов, как нам говорил султан Ботаке, очень много земель. Их в зимовках никто не стесняет. Казаков там нет. Китайцы прежде требовали со Средней орды всех податей 1000 лошадей, лучше сказать, ничего не требовали. Китайцы в управление киргизов не вмешиваются. Кажется, хорошо. Отчего же китайские киргизы спасаются теперь в наши пределы? Оттого, что они на средства, сбираемые с киргизов, не могут содержать войска, достаточного для поддержания порядка между ними. Мы знаем, что теперь за то, что китайцы не берут податей, они не могут защитить своих подданных. Теперь калмыки там режут и грабят киргизов, так что последние не знают, куда спастись. У нас в России земли много. Вы подданные России, и последняя, несмотря на свое поземельное богатство, посылает русских заселить ваши степи, чтобы охранять вас. Россия не может допустить, чтобы ее подданные не пользовались полнейшим спокойствием. Для охраны покоя против внутренних и внешних врагов необходимы войска. Несмотря на редкое население, Россия послала своих сынов, приказав им охранять ваш покой и приказав им оставаться для того постоянно в степях. Это и составило поселения. Потому ваша жалоба на стеснение имеет очень странный характер. Вы будто хотите, чтобы опять поднялись баранты, усобицы и войны.

С моими словами комиссия согласилась и они произвели сильное впечатление на киргиз, которые замяли свои слова и сказали, что мы их не так поняли.


  • 1
Хотел скопировать трехтомник А.К. Гейнса - как-никак был нашим губернатором. Но в НБЛ КГУ оказался дефектный экземпляр - без хвоста третьего тома.
Жаль.
Как-нибудь выложу у себя картинки по теме из "Нивы" восьмидесятых годов. Особенно привлекли гравюры по фотографиям строительства Закаспийской ж.д. Вот где был подвиг. И вообще, история создания инфраструктуры, промышленности и администрации на окраинах РИ - очень увлекательна. Я в восторге от Ващего журнала.

Спасибо за Ваш отзыв!
Согласен, это подвиг. И отдельная большая тема. И, разумеется, подвиги не закончились в Империи, советский период был героическим! С другой стороны, и трагического было много...

В советский период очень многое перевернули вверх дном. И политику в Средней Азии в том числе.

Здравствуйте! Не могли бы прокомментировать портрет приведенный в данном материале. Откуда взят, кто на рисунке? Если верить нарисован Верещагином, подписан "как богатый киргиз".

Здравствуйте!
Портрет взят из известной книги Реклю "Земля и люди". В данном случае — из французского издания (Nouvelle geographie universelle. La terre et les hommes. Livre VI: L'Asie Russe. Paris, 1881). В русском издании портрет подписан "Богатый киргиз" без ссылки на Верещагина. Причем в тексте на странице, где размещена иллюстрация, речь идет именно о казахах, а не о кыргызах.
Надо сказать, что иллюстрации Верещагина с портретами представителей разных народов довольно часто встречаются в русских и зарубежных изданиях конца XIX века. Но именно этот портрет я видел только у Реклю.

В своей книге "Vassili Verestchagin. Painter, Soldier, Traveller: Autobiographical Sketches" (1887, 1-й том) Верещагин упоминает казахов несколько раз, но только в общих чертах, за исключением описания бия Ахмеда из Урджара, которого он взял в Китайский Туркестан в качестве переводчика (кстати, Верещагин даже ночевал у него в юрте). Так что я бы не стал исключать, что на портрете именно Ахмед. Вот это описание

My interpreter was Achmed, a Bii, i.e. an official of the local Kirghiz community, the son of a Kirghiz mother and a Tartar father. He speaks Russian well, knows the people and the country, and has often been in Tchugutchak in the time of its prosperity and after its destruction.
.......................
I spent the night in Achmed's kibitka, which he had spread with carpets in my honour. His two wives also (the younger of whom, a lively, pretty woman, he had simply taken away from his own younger brother) were dressed out in their best. After the inevitable tea, I chatted with this sprightly young woman. I told her that by Russian law a man must not have more than one wife, so I should take her away from Achmed and carry her far, far away. She laughed like a child, and answered that she would not allow that; but if her husband should take it into his head to marry a third wife, then she would run away from him and come and ask me to carry her far, far away.

No,' said Achmed, quite seriously, ' we cannot live with one wife : the consciousness that she is the only one makes a wife capricious and disobedient ; but as soon as there are two of them they become much more obedient.' ' What do you mean by more obedient ? ' ' Why, I mean that they are peaceable ; each knows that I shall love her less than the other if she does anything to displease me.' I tried to explain to my host that a different relation between man and wife was possible ; but he interrupted me with the question, ' Well, but tell me, can I, according to your views, live with my wife when she becomes, say, blind of one eye ? ' ' Why not ? ' ' What a law ! ' cried Achmed in disgust, and added, with a deprecatory wave of the hand, 'If that be the case, it is no good saying anything more about it.'

Спасибо за ответ! Я удивился, потому что этот же рисунок был найден в российских архивах кыргызскими историками. Там этот человек фигурирует как Умбет-ала (Уметаалы) сын Ормон хана. Ксерокопия портрета взята из газетного сообщения о сдаче влиятельнейшего кыргызского манапа Уметаалы русским властям в 1867. Копию портрета можете посмотреть здесь: http://www.facebook.com/photo.php?fbid=360211564010484&set=a.140662475965395.20612.100000649294551&type=1&theater

Зная одного из потомков Уметаалы могу сказать, что сходство у них есть. Такие вот дела :)

Спасибо и Вам! очень интересно! ))
А не знаете, из какой именно газеты взят портет (и, главное, от какой она даты)?
Если газета с портретом вышла в 1867-68 годах, возникают дополнительные вопросы. Ведь Верещагин находился тогда в Ташкенте и Самарканде. Мог ли он зарисовать Умбет-Алу с натуры (привозили ли его в Ташкент)?

С Уметаалы встречались П. П. Семенов в 1856-57 гг и А. С. Северцев 1867 году. Информацию про встречу с Верещагином не встречал. И среди работ Верещагина приведенный здесь портрет ранее не встречал, не знаток творчества. Потому и удивлен. А про дату газеты не в курсе, но, теперь буду интересоваться, хотя, вряд ли, концы найдутся.

Данный портрет явно верещагинский, как мне кажется. У него ведь десятки портретов, нарисованных именно в таком стиле. Да и многотомник Реклю - солидное издание, навряд ли бы спутали.

И нельзя исключать, что издатели газетной заметки схалтурили: нашли первый попавшийся портрет с подписью "киргиз" и выдали его за изображение Умбет-Алы...

Чтож, будем дальше уточнять

Вот описание Северцовым Уметаалы: Вскоре к нам приехал и Умбет-ала, как уже упомянуто. Это был толстый, хромой старик, лет под 60; черты его широкого скуластого лица были типичные каракиргизские, выражение на первый взгляд добродушное и несколько вялое, но, всматриваясь ближе, можно было заметить на этой апатичной физиономии отпечаток хитрого ума и твёрдой воли. Одет был просто, в армячинном халате сверх нагольного тулупа; слез с лошади при помощи двух киргизов. Он был болен, не помню уже чем, и лечился строгой диэтой.
Отсюда: http://az.lib.ru/s/sewercow_n_a/text_0020.shtml

Re: Чтож, будем дальше уточнять

Да, читал когда-то.

Вполне правдоподобной кажется версия, что Верещагин изобразил Уметаалы (уже после его подчинения русской власти) во время своих путешествий по Семиречью. А статья в газете содержала не новость о сдаче Уметаалы русским, а историческую справку.

Картинка была взята из книги Лялиной М. А. Путешествие по Туркестану Н. А. Северцова и А. П. Федченки. С. Петербург, 1894, изд. А. Ф. Девриена стр 151.
Изображение страницы здесь http://webfile.ru/5862565

Вы не могли бы, конечно, если вам не трудно, изображение на сайте в более-менее хорошем разрешении мне на мейл chorobek@gmail.com. Чем выше качество, тем лучше.

Заранее благодарю.

Re: уточнения

Скачивал эту книгу, бегло просматривал и даже одну из иллюстраций выкладывал в журнал. Но на эту иллюстрацию внимания не обратил.
На самом деле, сомнения в том, что изображен именно У.-А., остаются. Ведь книга не строго научная, это популярный пересказ путевых заметок для широких масс. И иллюстрации в книге без указания автора, что указывает на не совсем серьезный ее характер. Кстати, гравюр по работам того же Верещагина в ней довольно много.

Т.е. хотелось бы получить подтверждение из других источников. Лучше всего — от искусствоведов, которые знакомы с альбомами Верещагина (если этот рисунок сохранился, то, возможно, имеется и авторская подпись к нему). В дополнение - изучить биографию Верещагина, хронологию и маршрут его путешествия по Семиречью (насколько вероятна была его встреча с У.-А., и задокументирована ли она?)

http://www.archive.org/details/nouvellegograp006recl
Прилагаю ссылку на 6-й том французского издания книги Реклю, в котором размещена иллюстрация. Он выложен в разных форматах (pdf, djvu и т.д., и качество картинки в различных форматах не одинаково). На этом же сайте по фамилии Reclus можно найти и другие сканы книги (в т.ч. изданий на русском, английском других языках).

Спасибо за ссылку!
Конечно, дальнейшие уточнения необходимы.

Согласен с вашими аргументами. И я заметил, что в книге используются работы Верещагина вперемежку.
Но, в тоже время, зачем Лялиной просто так подписывать незнакомый рисунок как Уметаалы. Допускаю, что на то были основания. А какие именно? Будем дальше уточнять.


  • 1
?

Log in

No account? Create an account