Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Кумыс как врачебный напиток (2/2)
Врщ1
rus_turk
П. М. Богоявленский. Полное практическое руководство приготовления и употребления кумыса как врачебного напитка. Составил, из многолетних наблюдений, врач надворный советник П. М. Богоявленский. — Самара, 1863.

НАЧАЛО

«Русский трактир»: кумыс на Всемирной выставке 1878 года в Париже

Многие больные, страдающие грудными болезнями и малокровием, из России уезжают лечиться в Швейцарию, Италию и прирейнские места Южной Франции. Там многим из них для поправления расстроенного здоровья советуют пить ослиное молоко, отстраняют от них сурьезные занятия и назначают прогулки; такой образ жизни вполне восстановляет здоровье их. Не всякий страдающий такими болезнями имеет возможность и средства пользоваться швейцарским климатом и ослиным молоком, то таким больным кобылье молоко может заменить ослиное, а климат наших степных губерний — швейцарский.

Кобылье молоко действует на организм как и молоко других животных — питает и укрепляет. Неправильное и неумеренное употребление кобыльего молока скорее расстраивает желудок, нежели молоко коровье, козье, овечье и других животных; по сладкому его вкусу оно употребляется не с таким удовольствием, как молоко других животных, но пользующиеся им к нему скоро привыкают. Кобылье молоко увеличивает отделение мочи, исправляет кишечные отправления и восстановляет питание. Оно помогает почти во всех тех болезнях, в которых помогает и кумыс, и особенно употребляется в тех болезнях, в которых кумыс по сопряженности их с расширением сердца и больших кровеносных сосудов пить нельзя.

Кобылье молоко никогда сначала не пьют большим количеством, но начинают пить его первые три дня не более 2 или 5 стаканов в день, выпивая в каждый раз по ½ стакана; если оно перерабатывается желудком и не производит поносистых испражнений, то в третий или четвертый день денной прием его увеличивают еще одним стаканом, в шестой день прибавляют еще стакан и таким образом денную пропорцию, увеличивая постепенно, доводят от 9 до 12 стаканов. Курс молочного лечения не определителен; он продолжается от 4 до 12 недель. Во время молочного лечения соблюдают те же правила в отношении жизни, какие и при кумысном лечении. Не вдаваясь в излишние суждения о действии и употреблении кобыльего молока, я буду продолжать о своих наблюдениях над действием на организм кумыса; но если кому нужно иметь более подробные сведения о действии молока на организм и о случаях его употребления, то рекомендую тому для этого воспользоваться сочинением профессора Иноземцева «О молочном лечении».

Питающее, укрепляющее и слегка возбуждающее действие кумыса в организме обнаруживается быстрее молока и других питательных веществ. Ни одно из диэтическо-фармацевтических средств не возвращает так скоро телу полноту, организму его потери, и ничто так быстро не восстановляет утраченную силу местных органов и всего организма, как кумыс. Я видел больных, приезжавших в степи пить кумыс, таких слабых, которые с трудом переходили пространство в десять сажен, и притом с сильною одышкою. Эти самые больные чрез две недели от употребления кумыса становились бодры, крепки, без усталости, и не отдыхая могли делать прогулки до двух верст только с небольшою одышкою, которая от кумысного лечения никогда совершенно не проходит.

Кумыс, употребляемый в большем количестве, не отягощает и не переполняет желудка, как молоко, вода и квас, если бы они были выпиты в том же количестве; он не производит ни боли, ни давления под ложкой и в желудке, очень быстро ассимилируется, в жаркое время утоляет жажду и успокаивает голод. Малое употребление кумыса вначале возбуждает аппетит, но и при продолжительном его употреблении и в большем количестве обыкновенный аппетит не уменьшается. Во время кумысного лечения кишочные испражнения совершаются правильно, а неправильные восстановляются. <…> Кумыс возбуждает приятную теплоту, разливающуюся по всему телу, и легкую испарину, особенно при теплой погоде; он увеличивает отделение мочи. <…>. От употребления кумыса дыхание делается полнее и свободнее, одышка и кашель уменьшаются или последний вовсе исчезает; <…> кровообращение усиливается и делаются нередко легкие приливы крови к местным органам, особенно у людей к этому расположенных. После употребления кумыса вскоре проявляется легкий румянец на щеках или все лицо краснеет; иногда делается головокружение с признаками легкого опьянения; обнаруживаются дремота и безвременный сон. Были такие из пользовавшихся кумысом, которые после каждой выпитой одной или двух бутылок кумыса засыпали на час или на два и вставали без всякого отягощения; они спали в сложности до 18 часов в сутки; такие больные поправлялись скорее других. Вообще, во время кумысного лечения сон бывает продолжительный и покойный; во время сна все тело покрывается легкою испариной и пробуждение бывает легкое и со свежею головою. От употребления кумыса болезненные отделения слизистой оболочки уменьшаются или совершенно прекращаются; некоторого рода язвы заживают скоро, особенно скорбутные; тело тучнеет и увеличивается в весе и объеме [со временем кумысные заведения, вероятно, устроят весы для наблюдения за прибылью тела от кумысного лечения, на что до сих пор еще ни в одном из заведений не только не обращали внимания, но, кажется, об этом и не думали]; болезненный цвет кожи и больной вид лица изменяются в более живой и здоровый; у больных, озабоченных своей болезнию, обнаруживаются живость и веселость в характере. Такое действие кумыса на больной организм есть самое благодетельное. Все благодетельные явления и перемены в организме может производить только доброкачественный кумыс и правильное его употребление; а правильный, без страстей и забот образ жизни, приличная диэта и степной воздух содействуют благодетельному влиянию его на больные организмы.




Благотворное действие кумыса обнаруживается не более как чрез две недели от начала употребления его усиленным аппетитом, легким уподоблением пищи, покойным сном, веселым расположением духа и восстановляющимися силами.

Пользоваться кумысом больные отправляются в степи Оренбургской, Самарской, Саратовской, Астраханской, Таврической, частию Пермской губерний или к киргизам, башкирам и другим кочующим племенам в самые их кочевки, или в ближайшие к ним селения и города, или в кумысные заведения в конце мая, в июне и июле месяцах и живут там до августа и сентября месяцев. Срок кумысного лечения определить нельзя; для одних больных бывает достаточно от 3 до 4-х недель, для других 2 и 3 месяца, а некоторые пьют его несколько лет сряду. Я знал больных, которым кумыс в первые два лета доставлял едва заметное облегчение, а после третьего кумысного лета они окончательно выздоравливали и пользовались впоследствии цветущим здоровьем.

Лучшее время в году пользоваться кумысом есть май и июнь месяцы, а самый лучший и доброкачественный кумыс приготовляется в августе, сентябре и октябре месяцах. Ни в какое время в году матки не дают лучшего молока для приготовления из него кумыса, как осенью, когда на пастбищах показывается после дождей новая трава «отава», а умеренная осенняя температура, предохраняя кумыс от быстрого окисания, способствует выработке хорошего кумыса. Две бутылки осеннего кумыса в действии своем на организм равняются 4 бутылкам летнего. Хотя осенний кумыс в качествах своих лучше весеннего и летнего, но весна более благоприятна для лечения болезней, нежели осень; поэтому больные, пользующиеся кумысом, весной скорее поправляются, нежели осенью.

В начале августа большая часть кумысников разъезжаются по своим местам; на август лечиться кумысом остаются очень немногие, а на сентябрь почти никто.

Кумыс можно приготовлять везде и всегда и пить его круглый год [я получил известие из Москвы от моей знакомой Г. О., пользовавшейся два года, 1860 и 1861, в Самарском кумысном заведении, а в 1862 году для нее готовили кумыс в Москве]. В Самарском кумысном заведении кумыс приготовляется с мая до декабря месяца и многие башкиры по возвращении с кочевок в свои селения приготовляют его по условию с кумысниками в продолжение всей осени для желающих.

Намеревающиеся пользоваться кумысом, не зная мест, где приготовляют его, заботятся прежде всего узнать о таких местах; за этими сведениями они сперва обращаются к своим знакомым, потом заводят переписку с теми, которые когда-то пивали кумыс, наконец спрашивают врачей, но увы! от многих из них или вовсе не получают никаких сведений о кумысе, или если и получают, то одни только голословные указания на ту или другую кумысную местность, притом самые неточные и неверные. Таким образом собравши кое-какие сведения о местах, где приготовляется кумыс, отправляются в путь-дорогу часто почти наугад, забирая с собою многое ненужное и оставляя все необходимое. Приезжая в указанные места, они или вовсе там не находят кумыса, или если и находят, то за такую баснословно дорогую цену, которая сразу отобьет охоту пользоваться кумысом, или поступают на попечение таких кумысоделателей, которые вместо кумыса отпаивают их или кумысным уксусом, или кумысной водой; кроме того, они подвергаются в таких местах всем необходимым лишениям жизненных потребностей, терпят и переносят много грубостей от своих новых попечителей. Между тем как в той же местности в недальнем расстоянии есть много других башкирских кочевок и селений, в которых можно иметь больше удобств к жизни, доброкачественный и дешевый кумыс и добросовестных кумысоделателей. Но тут зло еще не все! Подобные странствователи, кроме потери драгоценного весеннего для лечения времени, убитого на разъезды по степям для отыскания кумысных мест и кроме затраты денег, от неправильного употребления, и притом дурного кумыса, соединенных с неудобствами жизни, не только не получают желаемого облегчения в болезнях, но и расстраивают последнее бывшее свое здоровье, потому что только доброкачественный кумыс и благоразумное его употребление доставляют пользу в некоторых болезнях.



(janinas)

Одни больные пользуются кумысом по совету врачей, другие руководствуются собственным убеждением в его для них пользе. Многие из больных, не имевши понятия о действии кумыса на организм, отправляются лечиться и от таких болезней, против которых употребление кумыса не только бесполезно, но и вредно. Те и другие, приехавши пить кумыс или в степи, или в кумысные заведения, где нет врачей, не запасшись никакими сведениями о жизни, приличной при кумысном лечении, не получивши никаких наставлений от своих местных врачей об употреблении кумыса и поместившись или в деревне у какого-нибудь крестьянина, или на кочевке в башкирской кибитке у какого-нибудь полудикого башкира или киргиза, вполне подчиняются их правилам лечения кумысом и пользуются советами их в отношении образа жизни и употребления кумыса. У башкир же для каждого больного всегда готов один и тот же короткий и ясный совет: «Еш барана и пей больше кумыс, здоров будеш» [такие советы пользующиеся кумысом нередко получают и в некоторых кумысных заведениях]. Больные, поневоле соглашаясь со словами своих новых попечителей и убежденные ими в пользе этого дикого совета, не различая качества кумыса и не обращая внимания на случайные болезненные явления в организме при употреблении его, исполняют его в точности; поэтому некоторые из них от употребления кумыса получают вместо ожидаемой пользы вред, между тем как от благоразумного употребления того же кумыса польза для тех же больных организмов была бы несомненна.

Вообще, почти всем, приезжающим пользоваться кумысом, советуют, прежде нежели начать пить кумыс, два или три дня пить парное кобылье молоко в количестве трех или четырех стаканов в день преимущественно в утреннее время, как средство слабительное. Употребляемое молоко действительно на другой или третий день производит в них свое действие; но что служит основанием такого странного начала лечения кумысом — не знаю; вероятно, предания старины глубокой, когда всякую болезнь начинали лечить средством слабительным. Всякий легко поймет бесполезность и безосновательность этого правила, когда обсудит вопрос, для чего без всякой надобности наливать и обременять желудок напитком для него непривычным, тогда как каждый начинающий пользоваться кумысом должен щадить и беречь его, зная, что он есть верный раб и слуга его и должен исполнять довольно нелегкую работу во время лечения кумысом. Такое начало лечения кумысом называется приготовительным. Оно может быть вредно больным, приехавшим пользоваться кумысом с расстройством пищеварительных органов и вообще расположенным к поносам.

Кумыс должно начинать пить без всякого приготовительного лечения и предварительного употребления кобыльего молока, т. е. без предварительного расстройства желудка.




Больные пьют кумыс в продолжение целого дня; они начинают пить его в 5, 7 и 8 часов утра и оканчивают около 8 часов вечера и пьют его паузами, т. е. с малыми или большими перемежками во времени. Свободное время между приемами кумыса они употребляют на прогулки, обед, для сна и на другие занятия. Первые три или четыре дня своего кумысного лечения они пьют кумыс слабый по две или по три бутылки в день, выпивая две бутылки его утром — до обеда и одну вечером — после обеда. На четвертые сутки денную пропорцию кумыса они увеличивают, и в продолжение 4-х суток пьют его по четыре бутылки в день, разделяя это количество на утреннее и вечернее время. В восьмые сутки они или денную пропорцию кумыса увеличивают еще одной бутылкой, или заменяют употребляемый слабый кумыс крепким и продолжают пить его дня два в том же количестве, но пропорцию которого впоследствии также увеличивают. Таким образом начавши пить кумыс по две или по три бутылки в день и постепенно увеличивая выпиваемую денную пропорцию его, они достигают того, что с пятнадцатого дня своего кумысного лечения уже без отягощения могут пить от 6 до 10 бутылок кумыса, а с двадцатого некоторые в состоянии уже выпивать его до 15 бутылок в день. Самая обыкновенная денная пропорция кумыса есть от 5 до 8 бутылок. Такое употребление кумыса есть самое правильное.

Соблюдающий в употреблении кумыса постепенность и умеренность с начала, впоследствии без отягощения и без отвращения пьет его в большом количестве и достигает вернее благодетельных от него последствий, нежели тот, который при употреблении его с первого дня своего лечения начинает пить кумыс большим количеством — от 5 до 6 бутылок в день. Замечено, что начинающие пользоваться кумысом первые два или три дня без отягощения могут выпивать его до 6-ти и более бутылок в день, но в следующие за тем дни они получают к нему отвращение и вместо того, чтобы денной прием кумыса увеличивать, а они его уменьшают.

Во время кумысного лечения встречается много обстоятельств, которые вынуждают больных употребление кумыса иногда уменьшать, а иногда увеличивать. Одни и те же больные в одно время пьют кумыс в большом количестве и с большим удовольствием, в другое же время в меньшем количестве и с меньшим желанием; к первому располагают: слабый и доброкачественный кумыс, жаркое время, умеренные движения на открытом воздухе и уменьшенное употребление пищи и питья; ко второму: крепкий и испортившийся кумыс, холодное время, сидячий образ жизни, излишнее употребление пищи и питья. Температура кумыса очень много содействует или большему, или меньшему употреблению его, также скорому или медленному уподоблению его в желудке; чем теплее кумыс, тем пьется его больше, и он легко и скоро перерабатывается в желудке. Холодный кумыс уподобляется медленнее и далеко пьется в меньшем количестве и не с таким желанием и приятностию, как кумыс теплый.

После холодной ночи или вообще во время холодной погоды, когда кумыс очень охлаждается, пред употреблением его нужно подогревать. Способ подогревания кумыса не составляет большого труда и искусства, — стоит только налитый кумыс в графин или бутылку поставить на недолгое время или в горячую воду, или на теплую печь, или в печь и оставить его там до известной степени нагревания. Температура употребляемого кумыса должна быть между 22 и 28° Р.

Самое лучшее время в году лечиться кумысом есть конец мая и июнь месяцы, хотя самый лучший кумыс бывает в сентябре и октябре месяцах. Лучшее время для питья кумыса есть утреннее, поэтому из денной пропорции кумыса две части нужно выпивать утром — до обеда и одну часть после обеда — вечером.

День кумысников начинается и оканчивается так: вставши в 5, в и 7 часов утра, они после необходимых первоутренних занятий начинают пить кумыс большими или малыми паузами, т. е. получасовыми и часовыми перемежками между одним и другим приемом кумыса, выпивая в один раз с малыми роздыхами и без них или стакан, или половину, или целую бутылку кумыса. Утреннюю — дообеденную пропорцию кумыса они оканчивают к 10 или 11 часам утра. В свободное междукумысное время гуляют, катаются верхом на лошадях, играют в кегли, где они есть, охотники отправляются с ружьями в степь стрелять дичь, а рыболовы с удочкой на реку ловить рыбу; все это они делают без утомления. В 10 или 11 часов утра, во время сильного полуденного жара, одни ложатся спать, другие пьют чай или завтракают, — завтрак составляет для них бифштекс или котлета. После сна тотчас, а после завтрака спустя час многие опять продолжают пить кумыс [кумысники, отправляясь на дальнюю прогулку в степь, иногда берут с собой в бутылках кумыс и пью его во время прогулок] и кончают пить его только за час или полтора часа до обеда. В 2 или 3 часа кумысники обедают. Спустя 3 или 4 часа после обеда они опять начинают пить кумыс теми же паузами, и определенную денную пропорцию кумыса оканчивают к 7 часам вечера.




Пользующиеся кумысом, не имея должного понятия о различии в качествах кумыса и о употреблении его, очень часто с первого дня своего лечения пьют вместо слабого кумыса старый и несколько уже испортившийся и в неумеренном количестве, поэтому вскоре расстраивают свои пищеварительные органы и получают к кумысу отвращение. Расстроивши пищеварительные органы, они вынуждены бывают прекратить употребление кумыса навсегда и уехать обратно с самыми невыгодными понятиями и убеждениями о действии и пользе кумыса.

Главные правила о употреблении кумыса для всех пользующихся им такие: сначала должно пить кумыс некрепкий, и первые пять дней пить его в небольшом количестве; денной прием кумыса увеличивать постепенно и доводить употребление его от 5 до 10 бутылок не ближе как к концу второй недели своего лечения; должно строго наблюдать за пищеварительными органами, и если нет припадков расстройства их, т. е. нет ни тошноты, ни рвоты, ни поноса и других болезненных явлений в организме, то денные приемы кумыса должно или продолжать те же, или увеличивать, в противном случае нужно или уменьшать их, или употребление кумыса прекращать на время или вовсе, или заменять один вид кумыса другим.

<…>

Погрешности в диэте, особенно употребление сырых плодов, коровьего молока и разного рода лакомств производят расстройство пищеварительных органов, т. е. рвоту, понос и др. Изменение образа жизни на более строгий и правильный скоро исправляет расстроенное пищеварение и содействует непрерывному употреблению кумыса; нелишним будет, если при этом будет обращено внимание на свежесть провизии и на чистоту посуды.

Кумысная посуда, своевременно не просушиваемая и не прокопченная, окисляет и портит кумыс; употребляемый же кумыс из такой посуды может быть причиною рвоты и поноса. Ничто так не портит кумыса, как дурная закваска его и нечистота посуды. Пользующиеся кумысом от башкир должны наблюдать за чистотою посуды сами. Если кумысоделатели, несмотря ни на какие убеждения и умилостивления, не соблюдают чистоты и опрятности при приготовлении и хранении кумыса, то кумысники, где их несколько, согласившись между собою, должны брать от них одно молоко и в их посуде, хорошо просушенной и прокопченной, сами для себя приготовлять кумыс, тогда с полною уверенностию каждый из них будет пить цельный и доброкачественный кумыс, который не произведет расстройства пищеварительных органов; а если этого сделать нельзя, то нужно переменить кумысного мастера. Если принятые предосторожности и меры не изменяют неблагоприятного действия кумыса на желудок, то должно поутру начинать пить кумыс после легкого завтрака.

<…>

Если у кумысоделателя нет слабого кумыса, то крепкий кумыс наливается в графины, смешивается пополам с молоком и взбалтывается несколько раз в продолжение одного или двух часов. Такой кумыс употребляется вместо молодого кумыса; он переносится желудком легче, нежели молодой кумыс и молоко.

Крепкий кумыс, особенно если его пьют поздно вечером, производит нередко или беспокойный и прерывистый сон, или иногда совершенную бессонницу. В обоих случаях нужно бывает или уменьшить денную пропорцию кумыса, или употребляемый крепкий кумыс переменить на молодой, после обеда или пить кумыса как можно менее и денную пропорцию его оканчивать не позже 5 часов вечера, или вовсе его не пить, и должно вместе с сим отказаться от употребления вечернего чая и не ужинать; но привыкшие ужинать могут употреблять вместо мяса на ужин один белый хлеб с водой. Очень много способствует хорошему сну вечернее купанье в реке.

Крепкий и старый кумыс, употребляемый в большом количестве, возбуждает иногда истерические припадки. Воспитанник Коммерческой академии, лечившийся кумысом, выпил из одного только удальства в один день 15 бутылок кумыса; вечером вскоре после последней выпитой бутылки у него сделался сильный и продолжительный истерический припадок. Следовательно, расположенным к истерике кумыс нужно пить слабый и избегать употребления кумыса старого.

Из четырехлетних моих наблюдений над больными, пользовавшимися кумысом, как на кочевках у башкир, так и в кумысных заведениях, о пользе и действии кумыса на больные организмы я могу сделать следующий вывод: кумыс одним больным помогал, или облегчая их страдания, или окончательно излечивая их, для других он был бесполезен, а для некоторых вреден. Кумыс не вылечивает внутренних болезней, сопряженных с органическим расстройством, но доставляет пользу некоторым изнуренным такими болезнями организмам, укрепляя их, а чрез это даст возможность впоследствии действовать на эти болезни другими средствами.

Кумыс: А, помогает: 1) в страданиях, которые основанием своим имеют малокровие, как: всеобщая слабость, одышка, отечные опухоли разных частей тела, бледная женская немочь, головные боли и слабость зрения; 2) в скорбуте, обнаруживающемся пятнами и язвами на конечностях; 3) в расслаблениях организма вообще и некоторых местных органов, происшедших после больших кровотечений, тяжелых и частых родов, усиленных умственных занятий, продолжительных болезней и после меркуриального лечения; 4) в худосочиях без повреждений каких-либо внутренних органов, причина которых находится в недостаточном и приостановленном питании, как: в сухотке; Б, облегчает: 1) припадки, происходящие от неумеренного любострастия и онанизма и не соединенные с органическими страданиями половых органов; 2) изнурительные болезни, происходящие от разных причин; 3) хронические водянки без расстройства мочевых органов и 4) туберкулезную легочную чахотку. В, кумыс вреден: 1) страдающим полнокровием общим и местным и кровотечениями внутренних органов; 2) расширением сердца и больших кровоносных сосудов; 3) завалами брюшных внутренностей; 4) беременным женщинам, особенно во 2-й половине беременности; 5) страдающим подагрою; 6) хроническим и острым воспалением внутренних органов и 7) органическим расстройством почек и мочевого пузыря. Кумысом можно пользоваться только при совершенно здоровом состоянии мочевого аппарата.

<…>



(kraeved.opck.org)

Пользующиеся кумысом более всего должны беречь желудок от пищи трудноваримой и малопитательной и не обременять его излишеством, но должны выбирать пищу легкую и питательную, которая бы малым своим количеством могла удовлетворять желанию не обременяя желудка, следовательно, пищу мясную: говядину, баранину, телятину, цыплят, кур, индеек и разного рода дичь: куропаток, тетеревей, рябчиков и зайцев; кроме мяса, они могут употреблять в пищу всякую мелкую рыбу, сорочинское пшено, просо, саго, картофель, яичный желток и др., из кореньев: морковь, петрушку, селерей, лук и др.; но коренья допускаются как приправа к другим кушаньям в вареном виде.

Чай не составляет противудействующего напитка кумысу, но должно пить его утром после выпитой пропорции утреннего, вечером после выпитой пропорции вечернего кумыса. Утренний чай с белым хлебом может заменять завтрак. Все печенья сдобные и слоеные, сырые плоды, ягоды, грибы, орехи, гуси, утки, все копчено-соленое, кофе, квас, уксус, пиво и все вина при кумысе употреблять нельзя, но сливки и сахарное варенье с чаем, коровье молоко вместо чаю и ужина можно употреблять изредка. Пользующиеся кумысом обедают в два часа пополудни, а ужинают в восемь часов вечера. Обед составляют два или три кушанья, а ужин одно.

Баранина не составляет необходимую пищу при кумысе, но мясная пища предпочитается всякой другой. Цикорный кофе Марен. при кумысном лечении может заменять чай и обыкновенный кофе, и, кроме того, расположенным к поносу он может служить предохранительным от него средством.

Приезжающие в степи пить кумыс помещаются или в войлочных кошах у зажиточных башкир, или нанимают квартиры в ближайших к башкирским кочевкам селениях и городах, куда башкиры каждодневно им доставляют кумыс. В провизии они недостатка не имеют, которую получают от башкир более в сыром виде. Пользующиеся кумысом в кумысных заведениях помещаются там же в устроенных в виде гостиниц зданиях и бараках и содержание получают от заведений.

Башкирская кибитка на кочевке, нанимаемая для помещения, с кумысом для одного человека стоит от 12 до 25 руб. в месяц. Употребление же кумыса не ограничивается.

Деревенская и степная жизнь, не связанная условиями общественными, чистый степной воздух, пропитанный ароматом цветов, свежая мясная пища, чистая вода, покойное состояние духа, умеренные прогулки, вообще свободная жизнедеятельность благодетельно действуют на ослабленные предшествующею жизнию болезненные организмы.




Самое лучшее время на прогулки для кумысников есть утреннее, а для верховой езды на лошадях и для катанья в лодках на реке — вечернее. Всякое действие их должно быть умеренно, без утомления и непринужденно.

Новый образ жизни, новые предметы, разнообразно раскинутые в степной природе, долгое время занимают кумысников. Забота о себе самих, знакомство с личностями, такими же кумысниками, представляют жизнь далеко не так скучною, какую по-видимому нужно было ожидать в степи городскому жителю. Если кого из намеревающихся пользоваться кумысом будет страшить предстоящая степная и деревенская жизнь, то для тех есть в настоящее время несколько кумысных заведений, где есть квартиры с мягкою мебелью, поварской стол, общество, музыка, вокзал для танцев, столы с зеленым сукном и кумыс. Кажется, желать лучшего не надобно, — и весело и сытно, и мягко и кумысу вдоволь; но многие пользовавшиеся в кумысных заведениях оставались более недовольными и жизнию, и кумысом, и последствиями лечения, нежели лечившиеся кумысом в степях, живя на кочевках у башкир или в ближайших к кочевкам селениях. Между тем как гг. кумысодержатели употребляют всевозможные средства, чтобы заведения свои сделать и полезными, и приятными, которые на самом деле такие и есть. От многих пользовавшихся кумысом мне приходилось не раз слышать вопросы: где лучше приготовляют кумыс и где употребление его оказывает больше пользы — в степи или в кумысных заведениях? На это я некоторым отвечал поговоркой: «Хорошо там, где нас нет». Действительно, некоторые больные, пившие кумыс в степях, оставались недовольными степною жизнию, жалуясь на лень и беспечность башкир в отношении приготовляемого кумыса ими и на дурные качества последнего, хотя сами не могли различать кумыса порядочного от худого; те же самые больные, пользовавшиеся кумысом в заведениях, были недовольны и кумысными заведениями, требуя от них всех удобств домашней жизни и обнаруживая неудовольствие на высокие цены в них за все содержание [кто пожелает знать мнение других о кумысн. завед., тот пусть прочтет его в статье «От Твери до Астрахани» в «Отечеств. записк.» за декабрь 1862 г., стр. 528].

<…>

Во время кумысного лечения всякое сурьезное и усидчивое умственное занятие должно быть совершенно прекращено и заменено легким чтением газет и периодических изданий. Всякая карточная игра, как бы она по-видимому невинна не была, возмущает покойное состояние духа и тем самым замедляет благодетельное действие кумыса на организм, следовательно, при кумысном лечении она должна быть оставлена. Страдающие болезнями дыхательного аппарата не только не должны курить сами табаку, сигар и папирос, но и удаляться из той комнатной атмосферы, где бывает много накурено другими.

_______


Сколько мне известно из собранных сведений о кумысе от старожилов Оренбургской и Пермской губерний, кумыс как целебный напиток был употребляем в грудных болезнях еще до 1818 года. В последние годы, особенно с 1850 г., во многих известных кумысных местностях, т. е. в башкирских кочевьях и кумысных заведениях, бывало пользующихся кумысом каждое лето от 20 до 100 человек, и сколько было еще таких мест, где пользовалось по два, по пяти, десяти и более человек! По моим наблюдениям, из ста человек, пользовавшихся кумысом, возвращалось в свои семейства 0,15 совершенно выздоровевшими, 0,70 поправившимися, 0,10 без всяких последствий, и 0,05 умирали.




В настоящее время, хотя есть несколько кумысолечебных и кумысных заведений, но все они нисколько не ушли вперед от первоначального и дикого своего родича — башкира или киргиза в отношении приготовления и правильного употребления кумыса; они настолько же полезны для пользующихся кумысом, насколько полезна башкирская кибитка или кош, и русская литература от них нисколько не обогащается сведениями о кумысе как врачебном напитке. До сих пор в русской литературе нет ни одного отдельного сочинения о кумысе, а есть только несколько мелких статеек, помещенных на нескольких страницах разных периодических изданий и газет. Хотя кумыс более близок русским, нежели немцам, но немецкая литература более богата сведениями о нем, нежели русская. Немецкая литература имеет отдельное сочинение о кумысе д-ра Спенглера, изданное в 1856 году, в русской же до сих пор не было ни одного.

<…>




Отправляющиеся пользоваться кумысом к башкирам в степи и кумысные заведения должны взять с собою: 1) несколько пар лишнего белья, потому что сильная испарина, возбуждаемая жаркою погодою и кумысом, требует частой перемены белья, а мыть его нужно бывает иногда отсылать за 10 и более верст; 2) столовое и постельное белье; 3) сшитый большой мешок для набивки его сеном, который бы мог заменить матрац; 4) складную железную кровать и часть теплой одежды; 5) запасную обувь; 6) круглую вязаную из ниток сетку, которая, будучи надета на голову и опускаясь до плеч, могла бы защищать лицо и шею от мошек; сетка эта должна быть мочена или перувианским бальзамом, или нефтью, запах которых удаляет мошек на почтительное расстояние; 7) письменный и, кто рисует, рисовальный приборы; 8) чайный прибор; 9) чай для себя и чай расхожий дешевый для гостей-башкир; 10) сахар; 11) несколько серебряных дешевых вещиц — как кольчиков и серег — для подарок семейству башкира-кумысоделателя; 12) несколько книг; если каждый кумысник будет иметь при себе несколько книг, то в сложности от всех пользующихся в одном месте больных составится порядочный их запас; или просить редакции выписываемые журналы и газеты присылать в ближайший к месту пребывания своего город; 13) рыболовные удочки; 14) охотники — охотничьи снаряды; 15) пары две ножей с вилками; 16) два складных подсвечника; 17) небольшой термометр; 18) кусок марли для полога к кровати; 19) колонскую воду; 20) аптечные средства в небольшом количестве, как то: содовые порошки, мятные капли, нашатырный спирт, белую магнезию, мяту, гофманские капли, перувианский бальзам и др. по усмотрению; 21) не доезжая до места, где намерены пользоваться кумысом, в ближайшем к нему городе должны купить одну или две кострюли, одну сковороду, стеариновых свеч, горчицу и кулек угля для самовара; 22) прислуга, если ее берут с собой, должна запастись вещами для чистки одежды и белья.


См. также: В. И. Кушелевский. Материалы для медицинской географии и санитарного описания Ферганской области.


  • 1
(Deleted comment)
Замечательная статья! Помнится, в Баян - Аульском районе, на озере Джасыбай мы оказались с отцом в доме отдыха. Казахи из местного колхоза каждое утро привозили на лужайку между палатами флягу кумыса и клали рядом черпак. Боюсь, я бы самостоятельно не смог привыкнуть к кумысу, если бы не отец. Потом я очень долго скучал по нему.
Кстати, неинформированность общества в конце 19 столетия по поводу целебных свойств кумыса сыграла роковую роль с таким известным человеком как Ф.М.Достоевский. Доктора приписали его старшей дочери каждодневное умывание кумысом, что она и делала добросовестно, а рядом умирал отец с эмфиземой легкого, со своим туберкулезом. Казалось бы, протяни руку. Хотя, Ф.М. вполне мог знал о свойствах кумыса еще с Семипалатинска.

Уверен, что Достоевский просто не мог не знать о целебных свойствах кумыса. Может быть, повлияло то, что первая жена писателя пыталась лечиться кумысом — но все же умерла от чахотки?.. либо были протовопоказания?

Да, что - то удержало тогда Федора Михайловича. Тут еще может быть виной общее состояние массового сознания тех лет, тяготеющего к "европейским ценностям", его зацикленность на себе, его неготовность к восприятию: "что может быть прогрессивного от этих чумазых азиатов?". Как, например, дурную службу сыграло в современной европейской медицине чрезмерное тяготение к стерилизации, к отрыву человека от его родной среды, его "природного фона".

Достоевский как раз к "европейским ценностям" относился критично.

Это он написал в последние недели жизни:
"Россия не в одной только Европе, но и в Азии; потому что русский не только европеец, но и азиат. Мало того: в Азии, может быть, еще больше наших надежд, чем в Европе. Мало того: в грядущих судьбах наших, может быть, Азия-то и есть наш главный исход! <…> Этот ошибочный стыд наш, этот ошибочный наш взгляд на себя единственно как только на европейцев, а не азиатов (каковыми мы никогда не переставали пребывать), — этот стыд и этот ошибочный взгляд дорого, очень дорого стоили нам в эти два века, и мы поплатились за него и утратою духовной самостоятельности нашей, и неудачной европейской политикой нашей, и, наконец, деньгами, деньгами, которых бог знает сколько ушло у нас на то, чтобы доказать Европе, что мы только европейцы, а не азиаты"."
http://rus-turk.livejournal.com/6185.html

Edited at 2014-05-14 07:03 am (UTC)

Да, хорошо сказал. Сейчас, как мне кажется, наш общий политический фон как раз начинает поворачиваться лицом к Азии и Китаю. Вялая изможденная Европа есть площадка делового общения, но не сердечного.

Да, именно, зря мы из кожи лезем. Европа не стоит этого. Вемцы - репатрианты, многие, очень хорошо угнездившиеся в Германии, тоскуют по казахстанской степи. Истинность там.

Надо отметить, что тогда не знали, что на него у многих может быть аллергия, особенно на горный. Да и много кто его просто в силу отсутствия необходимой кишечной флоры не переносит.

Угу. Медицина — дисциплина эмпирическая, таких познаний врачи к тому моменту еще не накопили…

Спасибо.
Название у деревни смешное: Ебалаклы.)

Не за что.

Деревня Совиная? ))

Добрый вечер!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account