Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Три рассказа о пери
Drv
rus_turk
Демонологические рассказы киргизов, собранные и переведенные М. Миропиевым // Известия Императорского Русского географического общества по отделению этнографии. Том X, выпуск 3. 1888.

Пери

В городе Хиве был один отшельник (суфи), по имени Абдуррахман. Построив на свои деньги медресе, он обучал в нем мусульманских сирот. Однажды к Абдуррахману прибыли, сидя на арбе, три муллы; поклонившись ему, они сказали: «Ахун, вас зовет к себе наш царь, пойдемте». В то время, когда Абдуррахман стоял, не зная что отвечать, муллы подсадили его на арбу и отправились. Чрез несколько времени они увидали вдали трех русских; увидавши их, пери оставили Абдуррахмана на арбе и сказали: «Вот в этом месте мы совершим омовение и сотворим молитву; а ты посиди тут».

Увидя русских, пери убежали, потому что они очень боятся русских. В том месте, где есть дух русского, пери не могут находиться. Поэтому киргизские женщины, чтобы избавиться от пери, носят при себе волосы русских.

Когда пришли русские и захотели взять Абдуррахмана, то никак не могли снять его с арбы. Не зная, как в этом случае поступить, русские уехали. После этого пришли пери, сели на арбу и, проехав некоторое пространство, сказали Абдуррахману: «Посмотри вперед». Когда он посмотрел, то увидал прекрасный дворец, какого он не видывал в своей жизни, и удивился. Когда пери ввели Абдуррахмана в этот красивый дом и пошли известить своего царя, Абдуррахман увидал в углу одного седобородого слепого человека. Абдуррахман спросил его: «Что ты сидишь?» Слепой отвечал: «И я, подобно тебе, был большой мулла; приведя меня и дав мне девицу, на что я согласился, пери выкололи мне глаза. Если ты не дашь согласия взять предлагаемую девицу, то тебя благополучно отпустят на родину». Пери, как сказал слепой, привели много девиц и предложили их Абдуррахману; но он не взял ни одной. Наконец сам царь пришел и сказал: «Абдуррахман! я было велел взять тебя на испытание, но ты не прельстился девицами; теперь, взяв этого великана, ступай на родину». Обрадовавшись, Абдуррахман взял двух великанов и пришел домой. Когда пропадали у кого-нибудь деньги, великаны беспокоили Абдуррахмана, говоря: «Скажи: вот этот взял деньги». Не вытерпев, Абдуррахман, чтобы избавиться от них, пошел к большому мулле и заставил его читать в продолжение 40 дней молитвы. Когда по прошествии 39 дней мулла ушел в город, эти великаны пришли к Абдуррахману и выкололи ему глаза.

(Рассказ Измаила Касымова).

Неверные пери

Когда-то один сарт среди киргиз учил детей. Летом он обучал в мечети, а зимой в землянке, в которой и сам находил себе покой ночью. Однажды он спал в землянке, и его начало душить. Проснувшись от испуга, он увидал у себя на груди двух (людей), которые душили его. Учитель с сонными глазами подумал, что это пришли юноши из аула, чтобы его попугать, при этом он называл по имени тех, которые шутили с ним, говоря: «Не душите, я умираю»; но, не слушаясь его, они продолжали душить. После этого учитель, догадавшись, что это есть несчастие, начал читать стихи Ясина (36 гл. Корана). Когда он читал Ясин, те двое снова начали немного душить его. Оттолкнув их, он опять начал читать Ясин; но его стали душить хуже прежнего. Тогда он, оттолкнув их от себя, начал искать кумган (кувшин), чтобы совершить омовение; но кумган был опрокинут. Тогда эти двое взяли учителя один за шею, а другой за ногу и хотели побороть его; но он, читая Ясин, не поддавался им. Таким образом они дошли до ближайшей воды, где учитель совершил омовение, но его все-таки продолжали душить, хотя он и не поддавался. Наконец они, увидав, что не могут задушить его, удалились. После этого, говорят, учитель поставил себе юрту, поселился в ней со своими учениками и говорил следующее: «Это были, наверно, неверные пери, которые приняли образ человека; если бы поблизости не было воды, то они меня искалечили бы».

(Рассказ Иргали Касымова).

Мусульманские пери

В медресе у одного ахуна обучались двое киргизских детей. Однажды ночью во время намаза хуфтана один из этих мальчиков пошел на молитву, а другой остался в доме. В то время, когда оставшийся повторял урок, возвратился товарищ с молитвы. Первый спросил: «За то, что я не был на молитве, не рассердился ли на меня ахун?» Тот на это ответил ему: «Когда я уходил, еще не окончилась молитва; ахун тогда не сердился». Первый сказал: «Я прочитаю свой урок, а ты послушай». Этот ответил: «Ладно!» Когда один рассказывал урок, а другой, слушая его, поправлял то, что он говорил неправильно, тогда этот последний постепенно стал уменьшаться (в своем объеме) и наконец совершенно исчез. Первый мальчик, не понимая случившегося, был удивлен и напуган, когда возвратился снова исчезнувший его товарищ. Когда он рассказал ему о всем случившемся, то и он удивился. Наконец они оба от испуга пошли к ахуну и рассказали ему все. На это ахун сказал им следующее: «Это мусульман-пери, вы его не бойтесь, он для человека не вреден; если вы будете вести себя прилично, то он будет любоваться вашим ученьем». Так он утешил своих учеников.

(Рассказ Иргали Касымова).


  • 1
Думаю, в киргизии всегда покуривали.

Это казахи.
По жанру близко к нашим страшным историям про "черную руку" и прочее.

что-то не страшно совсем.
вот интерестно почему демоны русских боялись? :)

А потому же, почему в наших быличках черти бегут от казённой печати с орлом Палеологов.
Русь сильнее Ада.

орлы палеонтологов небось гроб Господний держут а?

Вот не уверен.
"На орлах стоящие" - имхо, этого достаточно.

видимо был опыт грустных встреч :)

А леший его знает.
Источник представления о супернатуральной силе государства мне неизвестен. Но факт, что в сказках солдат нередко заявляет чёрту - "Я человек казённый, меня не тронь". А если анчутка не внемлет, в ход идёт тесак, ружьё и др. средства вразумления.

легенды кайсаков верненского уезда, XXI века

1)
Бабушка с мамой оберегали Нурсултана. Что вполне понятно, так как это был долгожданный внук: Альжан несколько лет не могла забеременеть, и, казалось, счастье отвернулось от нее.
На одном из праздников, в котором принимал участие Абиш, прозвучала красивая песня. Вот несколько строк из припева:
"Пусть перед мужчиной всегда распахивается дверь,
Пусть перед женщиной всегда раскачивается колыбель".
Эти строки больно ранили в сердце Абиша. Вернувшись домой, он взмолился, взывая к небу: "О, Аллах, дай мне хоть одного сына". Видя его страдания,
друзья порекомендовали ему, чтобы жена посетила святые места и переночевала на могиле предка Раимбека. На все воля Аллаха, вдруг поможет?
Сказано – сделано. Бабушка Мырзабала, взяв с собой сноху, исполнила совет. Ночью к Альжан в видении явился белобородый старец в белой одежде. Бабушка Мырзабала со снохой восприняли это как добрый знак и остались еще на одну ночь. И снова к Альжан явился в сновидении белобородый старец. Но на этот раз он заговорил: "Дочь моя, не горюй, будет у тебя сын. За ним пойдут и другие дети, но не давай детям созвучные имена".
Вскоре сноха забеременела.
И уже в этот период ей вновь приснился вещий сон: она купалась в большом океане, вода в нем была прозрачная, а на дне покоилось длинное ружье. Нырнув, она достала его для Абиша. После чего, так и не выпустив оружия из рук, доплыла до берега.
Сон свой растолковала она сама так: оружие – это сын; то, что доплыла до берега, – ее мечты сбудутся; бескрайние просторы океана означают долголетие сына; глубина и прозрачность воды – жизнь сына будет содержательной, ясной; океан – это счастье и богатство


2)

Уверовал Абиш накрепко, что ему и его жене поможет святой Райымбек. Надо лишь на его могилу принести жертву и совершить священный обряд. Как совершали его предки многие века назад.
Тогда могила Райымбека-батыра высилась на краю Чемолгана. Абиш с Альжан пришли туда, до последнего кусочка раздали жертвенного барана, а затем совершили, подсказанный верующими, священный ритуал. Абиш снял с пояса ремень и накинул на свою шею. Затем достал полотенце, взял его за один конец, другой передал жене и первым пошел вокруг святой могилы. Семь раз они обошли мавзолей, а потом...

---
тут я творчески домысливаю, что родители Лидера Нации вступили в половой контакт на могиле

Re: легенды кайсаков верненского уезда, XXI века

Не знал я что его родители практиковали Чод. Не знал. ;)

Так значит это пери сейчас захватили власть в Европе и Америке? :))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account