rus_turk (rus_turk) wrote,
rus_turk
rus_turk

Categories:

В трущобах Акмолинска

Городские джатаки (корреспонденция из Акмолинска) // Киргизская степная газета. Особое прибавление к Акмолинским, Семипалатинским и Семиреченским областным ведомостям. 16 апр. 1895 г. (№ 14).

Город Акмолинск. Хлебная и мясная лавки. 1911


Акмолинск по преимуществу азиатский город. Преобладающий элемент его населения татары и киргизы. Татары, как везде и всегда, занимаются здесь исключительно торговлей и с помощью ее обирают добродушных и не сметливых киргиз, легко поддающихся разным обманам и хитростям их. Вообще татары, благодаря своеобразным торговым операциям, легко и скоро наживают себе состояния и живут совершенно обеспеченно: самые бедные из них, принявшись торговать по аулам мелочами, в каких-нибудь 5—8 лет богатеют и успевают обзаводиться хорошими домами и «кочующими лавками» в степи. Не то бывает с киргизами. Когда они переселяются в Акмолинск, негостеприимно их встречают новые условия и обстановка жизни, которые дают им понять, как трудно жить в городе. В первое время по переселении джатаки так же, как и в степи, продолжают вести бездеятельную и беспечную жизнь, пока крайняя необходимость не заставит их приняться тяжелым трудом добывать себе пропитание. При крайней бедности им приходится дорожить каждым добытым грошем и беречь его как какую-нибудь святыню, чтобы как-нибудь выйти из тяжкого материального положения. Впрочем, некоторые из таких киргиз, усвоив приемы татар, богатеют и тоже обзаводятся домами, лавками. Подражая татарам, они записываются в купцы и торгуют на славу. Другие, поправившись в средствах, добровольно записываются в мещане и охотно отправляют все повинности мещанского сословия. Большинство же джатаков подвергаются всем последствиям крайней бедности и нравственной распущенности. Такие несчастные джатаки исключительно живут в северной части города, в тесных, сырых и темных землянках. При виде этих человеческих жилищ невольно задаешься вопросом: неужели в таких норах живут люди? При входе в землянку вы увидите самую бедную обстановку, какая только может существовать; вместе с людьми увидите телят, ягнят, козлят, которые своим убогим видом как бы дополняют печальную картину человеческого жилья.

Вечно нуждаясь в средствах, обитатели этих трущоб, чтобы удовлетворить своим жизненным потребностям, нередко прибегают к разным непохвальным способам добывания себе денег. На кое-как заработанные гроши они «алыпсатарничают» и ловко обирают или обманывают своих степных братьев, которые слишком доверчиво относятся к ним в надежде, что те им свои люди — не обманут и не обидят, — и на добытые правдою и неправдою гроши пьянствуют, покупают табак и играют в азартные игры. Особенно распространены у них игры в «орлянку» и в «три листика». Городские джатаки целый день готовы проводить в игре в «три листика» — в особенности с приезжими из степи киргизами. При этом они пускают в ход мошеннические проделки, благодаря которым ничего не подозревающие простодушные степняки оказываются обобранными до последней копейки. Чтобы привлечь к этой игре и обыграть жертву, кто-нибудь из мошенников притворяется донельзя пьяным и является туда, где остановились только что какие-нибудь приехавшие из степи киргизы.

Те недружелюбно принимают его. Пьяный вызывает любителей карточной игры на деньги. Никто не изъявляет желания. В это время являются товарищи мнимо пьяного мошенника, которым он и предлагает играть с ним в «три листика». Новоприбывшие делают вид, что они совершенно незнакомы с пьяным, и только после некоторого колебания решаются играть на деньги. Начинается игра. Притворившийся пьяным сначала проигрывает им несколько рублей и, как будто сердясь на свои неудачи, объявляет, что у него много денег и он готов играть целый день. Для подтверждения своих слов мошенник из кармана вынимает большой кошелек. Товарищи уговаривают степных киргиз, чтобы и они приняли участие в игре, в одной с ними компании, чтобы обыграть до последней копейки пьяного богача. Приезжие киргизы упорно отказываются, говоря, что они не знают, как играют на деньги, и не знают самой игры в «три листика».

Помилуйте, — восклицают мошенники, — что за беда, мы вас живо научим, как играть в «три листика». Так как эта игра совершенно легкая, то степные киргизы скоро научаются и присоединяются к компании. Пьяный, чтобы воодушевить их, проигрывает несколько рублей. Последние, радуясь первому успеху, входят в азарт и, чтобы сразу обобрать пьяного, ставят большие ставки. Тут-то и действуют мошенники. В несколько минут воодушевившиеся игроки остаются без копейки. Если они, поняв в чем дело, примутся возражать, то дело кончается потасовкой, в которой они же обыкновенно и пострадают.

Прежде городские джатаки без всякого стеснения играли в орлянку и в карты на улице, на базаре, на площади, словом, везде, где можно найти неосторожных охотников карточных игр. Долгое время никто не обращал на это внимания, пока начальство не приняло меры и строго запретило публичные азартные игры. Однако до сих пор мошенники продолжают предаваться игре, скрываясь где-нибудь в затаенных местах, куда не заглядывают полицейские, а также на квартирах приехавших на время из степи киргиз.


Еще об Акмолах/Акмолинске, ныне г. Астана:
А. К. Гейнс. Дневник 1865 года. Путешествие по Киргизским степям;
В. А. Остафьев. Землевладение и земледелие Сибирского казачьего войска;
А. Шерстобитов. Акмолинск. (Очерк из заметок туриста).


Другие статьи из «Киргизской степной газеты»:
Из поездки в Петербург;
Поимка конокрада в степи.
Tags: .Акмолинская область, 1876-1900, Акмолинск/Акмолы/Астана/Нур-Султан, города/укрепления, жилище, история казахстана, казахи, киргизская степная газета, купцы/промышленники, татары
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments