
Т. Горшельт. Казак конвоя Наместника кавказского.
Источник: http://art-war-ru.livejournal.com/127133.html
Я считаю большою ошибкою рутинные стремления нашей военной администрации обратить степную и горную вольницу нашу в такое же регулярное войско, как наши обыкновенные кавалерийские полки. Казачество уже сильнейшим образом испорчено это искусственною тенденцией. Нет сомнения, что тому же теоретическому, обобщающему влиянию, стирающему все личные и местные особенности, подвергнется, по логике вещей, и эта изумительная горская кавалерия, что и от нее станут не нынче завтра требовать того правильного строя, тех книжных знаний и приемов, которые противны их природе, их вкусам, всему их прошлому, в которых они несомненно окажутся назади самых бесталанных кавалеристов Европы. А между тем точно так же несомненно, что это насилие над природою, это невежественное пренебрежение живыми, готовыми силами погасит в горце, как уже отчасти погасило в казаке, тот ничем не заменимый огонь боевого вдохновения, которым он так силен теперь, убьет в нем те всосанные веками привычки, вкусы, таланты и опыты, которые делают из каждого лезгина или чеченца своего рода художника и мастера боевых дел…
Не к чему нам мудрить над природою!
Величайшая наука состоит только в том, чтобы верно уразуметь природу и воспользоваться ее неизмеримыми силами так, как удобнее пользоваться…
Мы имеем в борьбе с цивилизованною, но, к сожалению, еще крайне воинственною и крайне алчною Европою такое оружие, которому она должна завидовать, которого она должна бояться и которого она не заменит у себя никакими учеными школами и никакими остроумными изобретениями…
Это наша бесчисленная иррегулярная кавалерия, — наше казачество всяких имен, наши кавказские наездники грузинского, лезгинского, черкесского племени…
Какая бы строгая и умно рассчитанная военная школа ни ломала мирного земледельца или фабриканта, она никогда не будет в силах пересоздать натуру его, вложить в него те удалые инстинкты хищного зверя, ту чуткость и ловкость дикаря, какими обладают степной кочевник и воинственный горец…
Из овец, коров и лошадей — никакая наука не сделает волка или барса… У России пока полны руки этих звериных стай своего рода, вредных ей в другом отношении, но бесценных с точки зрения войны.
Вместо того чтобы обременять мирного хлебопашца своего обязанностью ненавистной ему, непривычной службы на коне с копьем и саблей, вместо того чтобы ценою тяжких усилий и расходов формировать из этих хлебопашцев полки неуклюжих увальней, — не лучше ли предоставить естественный простор тем народностям России, которых все идеалы, все жизнь — в войне и удали, которые сами собою не слезают с коня, не расстаются с пулей и кинжалом?
Звери войны, для войны родившиеся, алчущие войны, наслаждающиеся войною, пусть идут на войну, пусть упражняют там свои природные таланты и влеченья; животные труда и мира, крепкие своей борозде, своему дому, — пусть трудятся за них и кормят их…
В этом было бы истинное равноправие, истинная справедливость… Во всяком случае, справедливее, чем брать налог с воинственного жителя заоблачных каменных утесов или заставлять воевать человека, боящегося выстрела ружья.
Не говоря уже, что это было бы стократ дешевле, потому что горец и казак умеют без всяких разорительных интендантов и комиссариатов, без всяких торгов и подрядов всегда иметь оружие в серебре, и сытого коня, и красивое платье…
Другой отрывок из «Очерков Кавказа»: [Тифлис азиатский].
Отрывки из книги Е. Л. Маркова «Россия в Средней Азии»: [Путешествие из Баку в Асхабад], [Попутчица], [Текинский Севастополь], [В русском Асхабаде], [Из Асхабада в Мерв], [Мерв: на базарах и в крепости], [«Железная цепь»], [Мост через Амударью], [Пестрые халаты Бухары], [Самарканд: русский город и цитадель], [Тамерлановы Ворота, Джизак, Голодная степь], [Сардобы Голодной степи, Чиназ], [Покоритель Туркестана], [Визит к Мухиддин-ходже], [Долинами Чирчика и Ангрена. Селение Пскент], [На пути в Ходжент. Мурза-Рабат], [Ходжент], [От Костакоза до Кокана], [Кокан, столица ханства], [Новый и Старый Маргелан], [Андижан. Недавнее прошлое Кокандского ханства], [Ош и его обитатели], [Тахт-и-Сулейман], [Подъем на Малый Алай], [У Курманджан-датхи], [Укрепление Гульча], [Киргизские женщины. Родовой быт киргиза], [Бесконечный сад], [«Закончик»].