Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Начало эмансипации
Врщ1
rus_turk
Г. П. Федоров. Моя служба в Туркестанском крае (1870—1910 года) // Исторический вестник, 1913, № 9—12.

К. П. фон Кауфман (1818—1882)


Вспоминаю <…> очень прискорбный случай, как доказательство излишнего доверия Кауфмана к людям недостойным.

Уездным начальником Кураминского (ныне Ташкентского) уезда был полковник К-в, очень энергичный, подвижный и распорядительный человек, державший уезд с разноплеменным населением в большом порядке. Но К-в был игрок и для покрытия своих подчас крупных проигрышей не стеснялся в приискании источников. До Кауфмана начали доходить об этом неблагоприятные для К-ва слухи; он любил К-ва, как выдающегося по способностям и энергии уездного начальника и доверял ему, но тут начал на него коситься.

К-в, как умный и проницательный человек, сразу понял, что фонды его падают, и придумал фортель, который должен был вернуть ему прежнее расположение Кауфмана.

К-в хорошо знал, что в программу Кауфмана прежде всего входит возможное по мере сил ассимилирование туземного населения и распространение среди народной массы хотя бы самых элементарных основ цивилизации. На каждое проявление у туземцев желания отрешаться от косности или нелепых обычаев Кауфман отзывался с сердечными симпатиями и не жалел, если было нужно денег для поощрения. Как известно, мусульманская женщина стоит на самой низкой ступени человеческой культуры. По понятиям мусульманина, она приравнивается к домашнему скоту; она исполняет все домашние работы, до самых грязных включительно; она работает буквально целый день, не разгибаясь, в то время как муж ее целыми часами сидит в чайной в кругу приятелей и знакомых. Как жене, ей представлено лишь одно право: рожать детей. Муж может во всякую минуту выгнать ее из дома, объявить ей «талак» (развод) и взять себе другую рабу. Само мусульманское законодательство (шариат) старается унизить женщину, предписывая ей никогда не открывать своего лица. Подчиняясь этому деспотичному закону, забитая, загнанная женщина-мусульманка обращена в какой-то безобразный манекен, у которого лицо закрыто грубою, черною, волосяною, непроницаемою для посторонних сеткой.

С занятием Ташкента и с образованием рядом с туземным городом, русского, мусульманству был нанесен первый удар с той стороны, с которой меньше всего можно было его ожидать. Ташкент первых годов, как я сказал раньше, представлял собою нечто вроде военного поселения или лагеря. Огромное большинство русских были офицеры и солдаты, люди молодые, одинокие. Потребность в женщинах чувствовалась огромная, а из России изредка прибывали лишь жены некоторых офицеров или чиновников. А так как всюду спрос вызывает предложение, то в один прекрасный день в конце русского города появился тайный притон туземных гетер, которые в силу своего ремесла должны были снять с лиц волосяные сетки. Успех притона был поразительный, а жизнь первых жриц веселья и любви была так прекрасна по сравнению с прочими мусульманками, что число притонов начало расти быстро, и через год число туземных проституток простиралось до двухсот, и дела всех пансионов процветали. Степенные туземцы с ужасом смотрели, как их жены и дочери выходили из векового рабства и подчинения и, сбросив волосяные сетки, открыто пили водку или пиво с разными Анохиными, Сидоровыми или Акчуткиными, но сделать ничего не могли. Туземная же молодежь, часто соприкасавшаяся с русскими, увлеклась изнанкой цивилизации и потихоньку от старших стала посещать своих соотечественниц в русской слободке, которые, несомненно, представляли для них больше интереса своею развязностью, наглостью и развратом, нежели скотоподобные, забитые жены.

Уничтожить проституцию, особенно при тогдашних условиях жизни в Ташкенте, было невозможно; Кауфман хорошо это понимал, а потому мог ограничиться лишь установлением за проститутками строгого полицейско-санитарного надзора.

Однажды полковник К-в является к Кауфману и делает ему следующий доклад:

— Почетные жители Кураминского уезда, а также волостные управители и народные судьи, глубоко благодарные вашему высокопревосходительству за те блага, которые они получили с подчинением страны русскому монарху, обратились ко мне с просьбой просить вас почтить их праздник, который они устраивают на Куйлюке (местечко в восьми верстах от Ташкента, на реке Чирчик, местопребывание уездного управления). На этом праздновании будут их жены и дочери, которые, желая почтить вас, снимут свои волосяные сетки и будут танцевать свой народный танец.

Кауфман пришел в восторг, считая это первым шагом женской эмансипации.

На праздник было приглашено много русских, и в их числе я. В числе гостей находился один недавно прибывший в Ташкент гусар, полковник Раевский, очень богатый и чрезвычайно милый, и симпатичный человек, но крайне вспыльчивый и несдержанный. Он приезжал в Ташкент не на службу, а предполагал развить там дело виноградарства или шелководства. Место для праздника было великолепно разукрашено в восточном стиле. Когда приехал Кауфман со своей свитой, то его встретило около пятисот человек почетных жителей и представителей туземной администрации в богатых разноцветных халатах и в белых чалмах. По данному знаку заиграла туземная музыка, и из шатра вышло шесть или семь красивых молодых женщин с открытыми лицами, одетых в очень богатые туземные туалеты. Под звуки музыки они начали танцевать. Танец, признаюсь, совсем был не красивый и не грациозный, но довольно сладострастный. Танцевали они около получаса, и затем, сразу оборвав на одном темпе, они низко поклонились Кауфману и замерли в ожидании дальнейших приказаний распорядителя праздника К-ва.

Кауфман подошел к ним вместе со своей супругой и, узнав, что крайняя женщина дочь народного судьи (казия), поблагодарил в ее лице всех танцовщиц, а дочери казия подарил серебряный кубок с выгравированною на нем надписью: «От туркестанского генерал-губернатора».

После обильной закуски и шампанского гости разъехались, а на другой день утром в дом генерал-губернатора явился полковник Раевский и потребовал экстренной аудиенции. Кауфман вышел в приемную, и Раевский, подавая ему серебряный кубок, спросил:

— Известно ли вашему высокопревосходительству, кому вы подарили этот кубок?

— Конечно, известно: дочери казия Кураминского уезда, — ответил Кауфман.

— Вас дерзко и нагло обманули. Полковник К-в глубоко подсмеялся над вами. Вы оскорблены и как генерал-губернатор, и как семьянин… Этот кубок я сейчас выкупил в публичном доме у проститутки, которая плясала вчера под видом дочери казия. Остальные женщины тоже были взяты из публичных домов.

Можете судить о силе негодования Кауфмана, поставленного в глазах всего населения в такое неловкое положение и только потому, что, будучи сам идеально-праведным человеком, он верил и другим. Но ни у кого из русских не появлялось далее улыбки при известии о неблагородном поступке К-ва, а, напротив, всюду слышался взрыв негодования против человека, который в собственных интересах не постеснялся поставить в крайне неловкое положение всеми уважаемого Константина Петровича.


Распознанный текст: vladislavvolkov, vostlit.info.

  • 1
С удовольствием читаю. Большое спасибо. Стал складывать Ваши посты в папку - замечательное чтение!

Благодарю за Ваш отзыв.
Действительно, чтение увлекательное, литература того времени переполнена интересными деталями и историческими анекдотами... Жаль, что этому пласту нашей истории не уделяется должное внимание...

С некоторых пор очень занимают вопросы управления присоединенными территориями. Масштаб и важность этой работы никогда, на мой взгляд, не оценивались так, как эта работа заслуживала. Скопил довольно много копий адрес-календарей восточных территорий - от Карсской области до Приморской: в них цивилизаторская роль русских (в широком понимании, естественно - ни Кауфман, ни Гейнс этническими русскими не были) прослеживается отчетливо.

Тоже скачал несколько адрес-календарей. Правда, специально их еще не изучал. Действительно, ценный источник: по росту количества разнообразных учреждений и административного аппарата можно проследить упрочение цивилизации...

Бедняга Кауфман! Столько времени провести среди народов Средней Азии, оставаясь столь наивным... уметь нужно.
С чего бы это "сладострастные" танцы были признаком эмансипации.. Много удивительного в рассуждениях можно встретить.

Танцы - не эмансипация, а лишь тамаша для урусов... не бачей же звать...
А эмансипация по-кауфмански (по крайней мере, на первом этапе) - это всего лишь "открыть личико", убрав волосяную сетку, а не снять всю паранджу...

Ляпы в мемуарах Федорова попадаются - согласен.

А я сразу стал складывать Ваш журнал в отдельную папку :)

Знаю, видел на месте кое-что, о чем Вы пишете.

)) Спасибо за интерес!
А где видели, если не секрет? Афган? Иран? арабские страны? или наша Средняя Азия?

На самом деле, если речь идет о положении женщины, то автор мемуаров не очень прав, говоря об изначально униженном положении женщины по шариату... Просто шариат весьма гибок... В Средней Азии 19 века - да, эпитет "забитая женщина Востока" был очень точен... У казахов того же периода - нет (хотя и ислам у них серьезно не укоренился)... В современном Иране - тоже навряд ли... Тот же Верещагин пишет, что в Средней Азии положение женщины было намного хуже, чем в Турции и Персии.

Спасибо огромное за ответ.
В Иране-Афгане не был, если, конечно, не брать в расчет современный Кыгргызстан... Но помню и лучшие времена.

Что касается женщины, то за последние 15 лет наблюдаю стремительное оскотинивание. Но... все сильно зависит от уровня доходов семьи. От страты. Да, в Казахстане, к. в некоторых местах - "наши Эмираты" - ни о каком опредмечивании женщины не может быть и речи.

В шариате не силен :) но реально сталкивался с простым мужским поведением - "предметным" отношением к женщине у таджиков / узбеков. Киргизов в расчет не берем :) Это пока еще самое демократичное (ческое) племя в бывшей Средней Азии, правда, уже наполовину переселившееся в Москву.

Очень сильно был удивлен, узнав таджиков поближе. Вы здорово писали раньше об их вечной "борьбе" с узбеками :)

Узбеки для меня чем дальше, тем больше становятся загадкой (чем больше узнаю о сартах).

Как-то не очень верю в "батюшкины сказки" - рассказ про избиение киргизов в Беловодском (? могу ошибиться) в 16-году, а вот про Иссык-Кульские события слышал легенды не раз, даже в советское время. Здесь все очень точно было описано. Особенно совпал рассказ про боомский переход-бегство...

Спасибо! А я большую часть жизни провел в Алма-Ате, поэтому, в общем-то, лучше всего знаком с казахами... Да, про то, что киргизы - самое демократическое племя - пожалуй, соглашусь. Никаких ханов, никакой "белой кости", только "черная"...

Действительно, заметен стремительный "откат" Средней Азии назад, в средневековье...
Про Казахстан этого сказать нельзя, страна цивилизованная, но его, я уверен, ждет рано или поздно поглощение Китаем, по крайней мере частичное... Китайцы не забудут, что Западная Джунгария должна принадлежать им... И Джаланашколем-1969 дело не кончится... Свято место пусто не бывает...

Пять лет назад был в Алма-Ате. Просто в шоке от увиденного (и от того что осталось от былого величия - старый центр вокруг Университета, и от новостроек). Про китайские деньги уже тогда все говорили, даже был замах на Таджикистан - мы его завтра купим :)) Киргизию уже тогда никто ни за какие деньги брать не хотел.

Ну, немножко зная казахский характер :)) Главное тут перетерпеть "знакомство" :))
Потом ничего, очень простые отношения как-то сами собой устанавливаются.
Главное вначале не обращать внимание на "новодел".

Недавно общался по телефону с хорошим знакомым. Иллюзии китайские проходят, очень много молодежи учатся-работают-остаются в Китае. Уровень Казахстана по его словам стал резко падать. Жаль. Впрочем, как и везде.

В 90-х много раз был в Караганде, Джезказгане, Аркалыке. Фотографии Астаны видел, но не довелось. Рывок Казахстана в 2000-х впечатляет.

Рывок был еще в 90-е. Казахские реформы (пенсионная, жкх, бухгалтерский учет и много чего еще, всего не упомянешь) проведены раньше аналогичных российских лет на 8. Но в итоге - головокружение от успехов и этот огромный строительно-ипотечный пузырь... Китайские инвестиции, оболванивание народа путем сворачивания образования и культуры (как и в России, впрочем)...

Одна кредитная программа чего стоила:
- образование для детей - хоть в Америке - без проблем;
- на строительство дома - если ты казах - вообще зелый свет;
- про "бизнесы" я не в курсе, но базовые направления впечатляют.

Алма-Ата - город белых джипов - "белых верблюдиц" :)))
Кстати, как там сейчас с пробками?

Был год назад, уже к тому времени построили основные развязки и хорошо разгрузили трафик.

Да, автомобили в Алма-Ате впечатляют. Загородный базар, на выезде - сплошная вереница мерседесов (для понтов нужен именно мерседес, пусть и старый!) с полуоткрытыми переполненными багажниками, нагруженными арбузами, мешками с луком и т.п.

Мерседесы - это Бишкек 90-х - 2000-х :)) Бишкек - город мерседесов :))
Потом все как-то быстро сошло. По какой-то немецкой программе в город поставили очень хорошие автобусы. Город автомоек и аптек.

Спасибо за беседу, успехов!

И Вам спасибо!

В Средней Азии 19-го века были публичные дома?

Были, в основном с русскими проститутками. Вот тут мимоходом упомянуто:
http://rus-turk.livejournal.com/19386.html. В скором времени планирую еще написать про это.

А в Восточном Туркестане публичные дома были и без русских:
http://rus-turk.livejournal.com/3029.html

  • 1
?

Log in

No account? Create an account