Мы помещаем рисунок Бамьянского идола, одного из высочайших памятников, ныне существующих. Рисунок этого памятника помещен в одной из английских иллюстрированных газет, как новинка, будто бы открытая одним из английских офицеров, но смеем уверить, что доктор Яворский осматривал этих идолов ранее английского офицера и, сняв их на рисунок, дал подробное о них описание.
«В отвесной скале, — говорит он, — вышиною около 200 футов, высечена ниша шириною около
Между ногами колосса находится вход в обширную пещеру, покрытые копотью своды которой свидетельствовали о том, что она когда-то была обитаема. В стене ниши, на различной высоте, прибиты сводчатые окна».
Подняться на самого большого идола нельзя, потому что лестница сильно попорчена. Всех ниш пять. Две из них с истуканами, в третьей сохранилась только голова, и две остальные пустые. В саженях 200 или 300 от описанного нами истукана другой истукан, несколько меньше, сохранился также очень хорошо. Доктор Яворский и генерал Разгонов поднимались на голову второго истукана и оттуда любовались видом Бамьянской долины. Афганцы зовут этих идолов Силь-Саль и Шах-Мама́. Они думают, что колоссы изображают царскую чету, жившую в глубокой древности.
Эти статуи в настоящее время ростом своим превышают всех древнейших и новейших колоссов. Они превосходят и Колосса Родосского, и новую статую «Свободы» в Нью-Йорке.
Бамиан. Мужская фигура. Литография по рисунку,
сделанному в 1842 году лейтенантом бенгальской
артиллерии Винсентом Эйром. Напечатана в 1843
году — за 10 лет до рождения И. Л. Яворского…
А вот передовица в «The Mirror» от 13 декабря 1834
года с описанием бамианских изваяний, взятым из
книги Александра Бёрнса «Путешествие в Бухару»:
Русский перевод вышел в 1848 году: