Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Тифлис азиатский (4/4)
Врщ1
rus_turk
Е. Л. Марков. Очерки Кавказа: Картины кавказской жизни, природы и истории. — СПб.; М., 1887.

Часть 1. Часть 2. Часть 3.

Здание Тифлисской гимназии. Возведено в 1825—1831 гг.
Уничтожено во время гражданской войны 1991—1993 гг.
Восстановлено на средства Правительства Москвы



V. Народное образование в Тифлисе

Как ни много еще остается желать для развития Тифлиса в отношении его промыслов, торговли, образования и общежития, но когда знакомишься ближе с тем, что уже есть в нем теперь, и вспоминаешь кровавые летописи его недавней, так сказать, на днях только закончившейся азиатской эпохи, принужден сознаться, что 80 лет не прошли даром для древней столицы Сасанидов и Багратидов. Лучше всего, вернее всего судить об историческом росте города, духовном и материальном, по успехам его образования.

Каковы были школы Тифлиса в века постоянных нашествий, осад и разорений — можно себе представить и без особенно близкого знакомства с историей грузинского просвещения… Если арабы, во время владычества своего, еще в VIII-м веке устроили обсерваторию на высотах тифлисской цитадели, то их ученые упражнения над звездами небесными остались при них и не коснулись покоренных грузин. Только в IX веке учреждаются в Грузии школы грамотности при церквах и высшие церковные школы при архиерейских монастырях. Царица Тамара заводила во множестве церковные училища, покровительствовала поэтам; при ней знаменитый Шота Руставели написал свою «Барсову кожу», нечто вроде державинской «Фелицы»; при ней жили и другие известные писатели и поэты Грузии — Моисей Хонский, Чахруха, Шевтели и пр… Но вместе с былою славою и силою царства Тамары миновали эти счастливые времена грузинского просвещения, и с половины XV-го столетия начинается его сильнейший упадок. Правда, в XVIII веке, среди царского семейства Грузии, всецело преданного интригам и усобицам, каким-то чудом появляется такой ученый царь, как Вахтанг VI, собравший и восстановивший древние грузинские летописи, написавший для своего народа пресловутый свод Вахтанговых законов; проявляется такой любомудр, как сын его — царевич Вахушта, составивший почти единственную историю и географию Грузии, собственноручно начертивший карту земли своей.

Но это были редкие и случайные исключения. В общем же Грузия в течение последних веков оставалась почти без школ, без образования, без науки. Уцелели только немногие школы в укрепленных горных монастырях, да в Телаве и Тифлисе были основаны две духовные семинарии. Кроме немногих старинных летописцев, сделанного в X-м столетии перевода священных и церковных книг, да некоторых поэм и народных песен, — в ней почти не существовало никакой литературы. О литературе ученой не было и помину, за исключением разве некоторых трудов патриарха Антония, переведшего физику Вольфа и философию Баумейстера; но Антоний — автор весьма обширной грузинской мартирологии и катихизиса — был столько же русским, сколько грузином, так как в царствование императрицы Елисаветы Петровны он был архиепископом у нас во Владимире-на-Клязьме. Существовавшие немногие жалкие училища Грузии были узкоцерковного характера и оставались без влияния на массы населения. Одна только счастливая особенность отличала в этом отношении грузинское племя и сберегала в нем способность к лучшему будущему: это — грамотность грузинской женщины. Недаром в истории Грузии женщина, в лице святой просветительницы Нины, в лице великой царицы Тамары, играет такую выдающуюся роль.

В глуши грузинской семьи продолжал незаметно тлеть среди военных бурь и домашних оргий скрытый огонек будущего просвещения.

Матери считали своим христианским долгом обучать дочерей грамоте, чтобы дать им возможность уразуметь самим слово Божие и впоследствии вразумить ему же своих дочерей…

В то время как важнейшие сановники царства, по всеобщему обычаю грузинских дворян, прикладывали вместо своих подписей именные печати, многие грузинские женщины с увлечением учили на память «Барсову кожу» или читали деяния святых мучеников…

В дни присоединения Грузии, имеретинский царь Соломон не мог отвечать на письмо нашего военачальника князя Цицианова потому только, что писарь его («диван») уехал в Тифлис, а между приближенными царя не было никого грамотного, и сам он был также неграмотен.

Донесение генерала Цицианова императору Александру I-му достаточно свидетельствует о полнейшем невежестве, в котором начало русского владычества застало Грузию. Даже судопроизводство происходило словесно, почти без всякого письма, и редкий из князей знал правила своего родного языка. Так что Цицианов хлопотал прежде всего «о введении в Грузии первых лучей просвещения, буде не вообще народного, то хотя здешнего дворянства».

По свидетельству одного из старожилов Тифлиса, генерала Мамацева, у которого мы заимствовали некоторые сведения по этому предмету, когда русские пришли в опустошенный Тифлис, «в крае не было нигде никаких школ».

Первое училище, основанное русскими еще в 1802 г., Тифлисское благородное училище для грузинского благородного юношества, — разбежалось почти сейчас же после своего открытия, так что кн. Цицианов, приехав в Тифлис в 1803 г., не нашел ни учителей, ни учеников, ни самого училища. Пришлось создавать его вновь, но ужас воинственного грузинского юношества перед просвещением Европы и полное равнодушие к нему невежественных отцов — не давали ходу и новому заведению; приходилось заманивать в него наградами и подарками и смотреть спустя рукава на лень и бесчинства разного рода.

В 1830 году училище было преобразовано в гимназию, в ту самую Тифлисскую классическую гимназию, которая помещается теперь рядом с дворцом наместника на самом людном месте Головинского проспекта — так называемой Царской площади, — и с которою я успел хорошо ознакомиться, прожив в ней у брата все время моего двукратного пребывания в Тифлисе…

Эта гимназия уже прожила теперь более 50 лет, уже сыграла золотую свадьбу и сочла свои грехи и заслуги за целое полустолетие. Главным создателем и вдохновителем ее был первый ее директор Грубер, бывший потом попечителем Виленского и Казанского округов. Но только в последнее время она достигла того поистине цветущего и отрадного положения, в котором я ее видел и в котором искренно желал бы видеть всякую гимназию не только наших далеких инородческих окраин, не только наших родных губернских городов, но даже и столиц наших…

Теперь в этой тифлисской гимназии, из которой 50 лет тому назад ученики разбегались в горы, уже учится более 700 мальчиков, большею частью туземцев, не только армян и грузин, но и татар и горцев всяких наименований. Наплыв детей в гимназию теперь такой, что ежегодно подается 250—300 прошений о приеме, но принимать всех уже некуда, и половина остается поневоле за дверьми заведения… В одном только пансионе более 150 воспитанников; так что из одной Тифлисской гимназии, имеющей теперь уже 17 классов основных и параллельных, можно было бы весьма удобно выкроить две изрядные гимназии обычного размера. Из туземцев более всего стремятся учиться тифлисские армяне, их в гимназии 32—33%, потом следуют грузины (17—15%) и, наконец, мусульмане; армяне учатся не только охотнее, но еще и гораздо настойчивее других, так что проявляют уже в детстве и юности свои замечательные практические свойства, сделавшие их обладателями кавказской торговли и промышленности. Из числа оканчивающих курс гимназии 60% армян!

Впрочем, нужно сказать, что в самом населении Тифлиса армяне являются преобладающим элементом, как люди специально городских, а не сельских профессий. Тифлисская гимназия представляет собою интересное явление в педагогическом смысле, начиная уже с самых размеров своих и кончая изумительным смешением языков…

Легче управиться с 3-мя обыкновенными русскими гимназиями, чем с этим столпотворением вавилонским, где нужно примениться к потребностям и свойствам десятка разных друг друг враждебных народностей, ко всем этим армянам, грузинам, татарам, лезгинам, осетинам, черкесам, евреям, полякам, русским и пр. и пр.

Оттого-то Тифлисской гимназии еще недавно приходилось переживать весьма печальные дни.

Разнообразие и широта теперешних педагогических средств гимназии, кажется, уже в состоянии отвечать наконец разнообразию потребностей. Гимназия уже ворочает теперь стотысячных бюджетом, имея, кроме того, серьезные средства в недавно созданных ею учреждениях Ученического фонда и Общества вспомоществования учащимся, открытого в 1874 году.

Кроме того, при гимназии существует ссудо-сберегательная касса для служащих по учебному ведомству, имевшая в течение 12 лет более 340.000 рублей в своем обороте.

Все это указывает на деятельную и разностороннюю внутреннюю жизнь.

С помощью этих средств гимназия поставила и учебную часть свою очень плодотворно и практично.

Бесчинства и вредные шалости искусно парализованы в ней целым рядом полезных занятий, привлекательных для ребенка. Прекрасно организованная ученическая читальня, созданная главным образом пожертвованиями самих воспитателей и учителей на счет ежегодного вычета 1 процента из их содержания, имеет теперь уже более 5.000 книг; просторное и светлое помещение этой читальни, удобная и красивая мебель, множество ценных иллюстрированных изданий, покрывающих ее столы, картины и карты на стенах, — все это в высшей степени должно расположить детей к занятиям и отвлекать их от унылого бездельничанья, к сожалению, столь обычного в наших пансионах… Не хотите читать, — ступайте в другую залу, обставленную с таким же вкусом и так же разумно: это класс свободного рисования, увешанный гипсами и оригиналами. Для пения и музыки тут целая школа, содержание которой обходится гимназии в 2.500 рублей в год. Оркестр и хор Тифлисской гимназии хорошо знакомы жителям Тифлиса, которые всегда поощряют ученические концерты, устраиваемые обыкновенно или в пользу бедных учеников, или для учреждения при гимназии какого-нибудь полезного занятия… К концертам часто присоединяются и литературные чтения. Кроме искусств, желающие могут заняться каким-нибудь мастерством — столярным, токарным, резным или переплетным; для этого тоже особые мастерские, полные верстаков и инструментов. Доморощенные юные столяры не только чинят всю мебель гимназии, но начали уже снабжать ее новою; в VIII классе гимназии, например, все парты на 40 человек сделаны исключительно мастерством самих учеников. А книг они переплетают по нескольку тысяч в год.

Гимнастике в Тифлисской гимназии придано особенное значение. 4 часа ежедневно идут занятия гимнастикой для приходящих и пансионеров, чтобы дать возможность всякому классу поупражнять свои мускулы, к великому благу для здоровья детей, которые здесь на Кавказе привыкли гораздо более к физическим упражнениям, чем наши русские дети, и потому гораздо более нас страдают от постоянно сидячей жизни за книжкой.

Одно из наиболее отрадных впечатлений я вынес из посещения гимназической больницы.

Домик больницы уже снаружи не похож нисколько на что-нибудь казенное, а внутри он в каждой подробности своей проникнут духом доброй семьи и домовитости.

Везде чистота, свет солнца, цветы и растения, картины на стенах, везде добрые, опрятные женщины вместо полупьяных грубых фельдшеров и сторожей…

По лицам деток уже сейчас чуешь, что они действительно отдыхают здесь и получают не одну формальную помощь.

Через посредство таких практических воспитательных мер, гимназии удалось поднять не только нравственное настроение своих воспитанников, но и успехи их ученья, чему много помогла честная готовность педагогического персонала жертвовать свои скудные досуги на дополнительные уроки, послеобеденные репетиции, литературные вечера и на занятия классных наставников…

Успехи учеников убедительнее всего выразились в резком ослаблении цифры остающихся на другой год в том же классе…

Какое вообще значение имела Тифлисская гимназия в судьбах края, можно судить по тому, что почти все туземные деятели Кавказа, снискавшие себе известность в том или другом отношении, действующие теперь здесь на судебном, ученом или административном поприще, были воспитанниками этой гимназии.

«Мы хорошо помним, что в первое время в здешних домах не говорили по-русски, и нельзя было слышать разговора на русском языке, — высказался в своей юбилейной речи один из природных тифлисцев, г. Инсарлов; — гимназия же всех нас, туземцев, превратила в русских людей. Мы начали жить по-русски: наша домашняя жизнь, домашний быт, приемы, обстановка — все русское. Теперь во всех почти домах у нас говорят по-русски, как народным языком, без которого обойтись мы не можем, так как русский язык сделался уже нашим родным языком. А этим мы обязаны Тифлисской гимназии».

Но в Тифлисе не одна только классическая гимназия. Тифлис относительно числа и разнообразия своих учебных органов не уступит никакому русскому городу, кроме столиц. В нем еще есть реальное училище, классическая прогимназия, женская прогимназия, Александровский учительский институт, кроме частной мужской гимназии, частной женской гимназии, частного реального училища, частной прогимназии, кроме городских, приходских и частных начальных училищ. Одних женских общественных или городских училищ в Тифлисе 8, а начальных гораздо более… Немудрено после этого, что при переписи 1876 г. около 45 проц. тифлисских грузин мужеского пола свыше 7 лет возрастом оказались грамотными, между тем как недавно еще цари и сановники не умели писать по-грузински.

Нужно согласиться, что этого очень довольно для того исторически короткого времени, которое протекло от разорения Ага-Магомет-хана до проекта Тифлисского университета. Даже и 80 лет не великий промежуток времени для превращения военной персидской стоянки в образованный европейский город.


См. также:
Г. Джегитов. Пир на Кавказе;
В. С. Кривенко. Очерки Кавказа. I. Поездка на юг России в 1888 году;
М. И. Венюков. Исторические очерки России: Перемены в составе русской государственной области;
М. И. Венюков. Исторические очерки России: Политическое объединение окраин;
Фотографии Поля Надара (1890).

Другой отрывок из «Очерков Кавказа» Е. Л. Маркова:
Не к чему нам мудрить над природою!

Из книги того же автора «Россия в Средней Азии»: [Путешествие из Баку в Асхабад], [Попутчица], [Текинский Севастополь], [В русском Асхабаде], [Из Асхабада в Мерв], [Мерв: на базарах и в крепости], [«Железная цепь»], [Мост через Амударью], [Пестрые халаты Бухары], [Самарканд: русский город и цитадель], [Тамерлановы Ворота, Джизак, Голодная степь], [Сардобы Голодной степи, Чиназ], [Покоритель Туркестана], [Визит к Мухиддин-ходже], [Долинами Чирчика и Ангрена. Селение Пскент], [На пути в Ходжент. Мурза-Рабат], [Ходжент], [От Костакоза до Кокана], [Кокан, столица ханства], [Новый и Старый Маргелан], [Андижан. Недавнее прошлое Кокандского ханства], [Ош и его обитатели], [Тахт-и-Сулейман], [Подъем на Малый Алай], [У Курманджан-датхи], [Укрепление Гульча], [Киргизские женщины. Родовой быт киргиза], [Бесконечный сад], [«Закончик»].


  • 1
Внезапно задумался: А не погорячились ли проклятые колонизаторы с наробразом? А то в колонизируемых от избыточных знаний т.наз. "национальная интеллигенция" завелась. А потом ещё и возглавила освободительную борьбу.
Я этот биологический подвид ещё в этнографических экспедициях возлюбил.

Своя "интеллигенция" и в РСФСР была; ее представители в событиях 1990—1991 годов поучаствовали с удовольствием…

Она же поучаствовала и в событиях 1917 года. Так что и в Российской империи она была.

Очень интересный цикл, спасибо! И написан хорошо и сочно, как всегда у Маркова.

Не за что! готовлю еще один небольшой текст про Тифлис…

  • 1
?

Log in

No account? Create an account