rus_turk (rus_turk) wrote,
rus_turk
rus_turk

Categories:

«Кавказский Париж»

В. С. Кривенко. Очерки Кавказа. I. Поездка на юг России в 1888 году. — СПб., 1893.

Тифлис. Воронцовская площадь. Памятник М. С. Воронцову


Многострадальный пограничный Тифлис много раз подвергался нашествиям. Грабили его персы, арабы, монголы, турки, лезгины, и опять персы с лезгинами. Много раз от Тифлиса оставались лишь одни развалины, но удачное его стратегическое положение привлекало население, и город вновь обстраивался до следующего разорения. Последний погром Тифлис испытал в 1795 году, при нашествии персидского шаха Ага-Магомед-хана. Злобный, бесчеловечный старик окрасил христианской кровью многоводную Куру и оставил полное запустение. После ухода кровожадного неприятеля население Тифлиса первое время состояло всего из шестидесяти семейств. Город долго влачил печальное существование.

26-го ноября 1798 года в Тифлис вступил на постоянное пребывание русский 17-й Егерский [прямой потомок древнейшего из русских полков, Бутырского], ныне Лейб-Эриванский гренадерский полк под командою генерал-майора Лазарева.

В то время Тифлис представлял грустное зрелище. Сам грузинский царь ютился в крохотном домике. Собиравшееся постепенно население не выказывало особой прихотливости в устройстве помещений и довольствовалось простыми землянками. В бытность уже главнокомандующим Грузии генерала Ртищева запрещено было возводить подобные первобытные обиталища, впрочем, очень распространенные и до сих пор среди сельчан Закавказья.

Тифлис с присоединением к России избавился от вторжения неприятеля. Служа центральным административным пунктом для обширного края, город привлекал, да еще и теперь привлекает сюда, много обязательных жильцов — служащих. Для украшения Тифлиса немало потрачено русских денег, и он выглядывает богатым губернским городом. Кульминационный пункт оживления Тифлиса в это столетие были семидесятые года. По своим постройкам, магазинам, театрам, многочисленному официальному населению город стал походить на маленькую столицу, в которой насчитывалось (с войсками) более 100.000 жителей. Упразднили наместничество, протянули до Баку железную дорогу, и Тифлис стал таять. Появились конкуренты — Баку и Батум. Из громадного депо, — закавказского караван-сарая, торговый Тифлис обратился в станцию железной дороги. А тут еще иссякли те миллионы, которые прилипали разными способами к рукам подрядчиков и других шакалов армии, получавших громадные выгоды от долголетней Кавказской войны. Война, война! Сколько крови, развалин, слез и горя, сколько благороднейших порывов на поле чести!.. Зато какая вакханалия для людей-шакалов, весело рыскающих в столицах, в штабах, управлениях, в тылу армии и… и даже в строю. В былое прошедшее время Кавказ был золотым дном для лихоимцев. «Наживали» подрядчики на заготовках; «наживали» инженеры на постройках, возводимых даровым солдатским и туземным трудом; «наживали» командиры на пайке, фураже, обмундировке и даже вооружении [известны случаи продажи пороха]; «наживали»… ну, кажется, довольно и этих разновидностей. Из прилипших же миллионов значительная часть проживалась именно в Тифлисе. Благодаря Бога, война замолкла; зато город стал беднеть и пошел на убыль, хотя и теперь еще он остается кавказским Парижем, куда приезжают из разных захолустьев повидать сливки местного общества, развлечься, побывать в театре и накупить обновок.

Города Северного Кавказа заметно отличаются по финансовому положению от закавказских собратьев. В первых соблюдаются, до некоторой степени, правила «протягивать ножки по одежке»; вторые же, не справляясь с источниками, тратили несоразмерно много. Хотя хозяйство северокавказских городов превозносить не за что, так как им до благоустройства далеко, но по крайней мере они сводят концы с концами. Впрочем, по податям и земским сборам и на них лежит недоимка в 120 тыс. Эта сумма покажется, однако, ничтожной по сравнении с 3-миллионной казенной недоимкой закавказских городов [Подати и денежные повинности на Кавказе. Кавказский календарь 1888 г., стр. 74—77.].

Главным неисправным плательщиком и несравненно более других тратящим является Тифлис. Расходы всех закавказских городов вместе выражаются 2 миллионами, причем на один Тифлис приходится круглый миллион, в то время как обыкновенный приход не превышает 400 тыс. рублей, остальное же нужно добавить пособиями от казны и земства, а также займами. По сведениям 1886 года, общая сумма тифлисского долга доросла до 5.332.000 руб. Усиленные траты, конечно, отразились на внешнем благоустройстве города, который, в этом отношении, вряд ли имеет себе соперников среди губернских великорусских городов.

<…>

Тифлис с начала этого столетия не переставал быть центром кавказской военной администрации. Большинство служащих в крае были все военные, желавшие и детей своих посвятить той же карьере. К сожалению, на Кавказе, как это ни странно, открывались гражданские гимназии, а кадетского корпуса не было. В двадцатых годах военный тифлисский губернатор генерал-адъютант Сипягин проектировал устройство корпуса, но не нашел поддержки в начальнике края, и Кавказу пришлось ждать открытия среднего военного учебного заведения еще пятьдесят лет. За это время сколько ребят, помещенных в «российские», далекие корпуса в нежном возрасте, оторваны было на долгие годы от своей семьи и гибли на севере от непривычных климатических условий! А сколько также кавказских уроженцев из-за этого начинали службу юнкерами, без всякой почти научной подготовки!

С устройством Закаспийской железной дороги, Туркестан настолько приблизился к Кавказу, что, несомненно, местным служащим гораздо удобнее помещать своих детей в Кавказский корпус, куда они могут проехать по железной дороге и на пароходе, чем на лошадях тысячу верст делать в Оренбург, где специально для туркестанцев открыт прием во 2-м корпусе.


См. также:
Г. Джегитов. Пир на Кавказе;
Е. Л. Марков. Очерки Кавказа: Картины кавказской жизни, природы и истории;
М. И. Венюков. Исторические очерки России: Перемены в составе русской государственной области;
М. И. Венюков. Исторические очерки России: Политическое объединение окраин;
Фотографии Поля Надара (1890).

Tags: .Иран, .Кавказский край, 18-й век, 1801-1825, 1826-1850, 1851-1875, 1876-1900, Баку, Батум/Батуми, Оренбург, Тифлис/Тбилиси, войны Кавказские, города/укрепления, господа ташкентцы, железные дороги, история грузии, кривенко василий силович, народное хозяйство, под властью Белого царя, стройки века, учеба/образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments