Ташкент. Ордынская улица. С рисунка Д. В. Вележева, 1866
В Ташкент дорога идет из Петропавловска, большая колейная, наезжанная: сбиться никак нельзя, разве что в горах
Выйдем мы из Петропавловска и идем, начально, верст с пятьсот до Акмолинского приказа степью, где наши киргизы кочуют. Как Акмолы пройдем, и идем тою дорогою, что на Аягуз ведет, по казачьей линии; а семь пикетов от Акмолов прошедши, берем вправо до речки
Чуя-река не малая речка; а хотя она и из гор взялась, стало, вода быть должна в ней чистая и свежая, но, текучи по солонцам, делается сама солоноватою. По ней много озер, и камыша пропасть; так в марте и в апреле, когда воды в реке бывает мало, караваны переходят ее вброд, а в мае и июне, в полноводье, делают из камыша, связками, будто снопы, плоты и переправляют на них товары на ташкентскую сторону.
От нашего берега Чуи до крайнего ташкентского укрепления, Сузака, считается 80 верст; по дороге все пески, а верст на шестьдесят разбросан саксауловый лес: только слава что лес, а деревцо низенькое, приземистое, мохнатое от множества сучьев на коротеньком стволе. Кроме песков, саксаульника да колодцев от перехода до перехода — ровнёшенько ничего-таки по дороге нет.
Самый Сузак стоит на ключах; есть и пущенные по канавам воды, из гор Каратау. Канавные воды пошли все по камням: дождей-то бывает мало, хлеб-то в земле без мокроты не растет — вот пашни-то и поят водою из канав раза по три да по четыре в лето. По милости этих канав, хлеба так хорошо родятся; хлебов там три сорта: пшеница, ячмень, или арпа́, и просо.
В семнадцати верстах от Сузака начинаются Черные горы,
За этой могилой мы переходим середину первой половины гор; горы здесь не круты, есть и тележный путь. Отсюда спускаемся мы в ущелье второй половины гор. Тут уж они круты, а дальше пойдут и водопады. Виды с этих мест преотличные. От Сузака до Азрета весь переход будет всего-навсе верст с восемьдесят, и последние сорок верст место выходит больше, гладкое.
В Азрет, или все равно что в Туркестан, воды с гор доходит мало, особенно весной: ее перенимают киргизы, рода курама́, которые живут близь гор и сеют много хлеба. Из-за этого у киргизов выходит с туркестанцами неудовольствие и жалуются они друг на дружку своему правительству.
Хороша там выдумка перенимать воду и пускать ее с низменного места на возвышенное, для поливки пашень. Вот как это делается просто. Бежит, примерно, какой-нибудь ручей или речка. Вот с одной стороны и подходят к нему, с горки, канавкой; чем дальше ею идут, тем стенки канавки делаются выше. Когда земляными работами почти совсем подкопаются к ручью, так ниже того места, где должно проходить устье канавки, делают плотину из камней, просто, без хитростей наваленных. Как плотинку эту укрепят, устье-то канавки к ручью и подкопают. Вода-то ручья, по-прежнему, бежит быстро, да как до плотинки дойдет, то и станет ударяться в камни и, не имея дальше хода по прежнему пути, ищет себе нового места, напирает на устье вновь сделанной канавки, постоянно ее наполняет; воды скопляется больше и больше; стены в канавке высоки; воде в сторону некуда разлиться: она тихо, помаленьку, и идет вверх в гору и наполняет всю канавку. А оттуда-то ее и пропускают на пашни, куда следует.
От Азрета до торгового города коканского владения, Ташкента, будет верст с двести шестьдесят или с двести семьдесят. Здесь идем мы и жильями оседлых ташкентцов, и кочевьями киргизов, и полями, засеянными цитварным семенем, и пашнями. Верстах в двенадцати от Ташкента переходим речку Каляс. За речкой идут сады и дачи разных хозяев, а потом пойдут фруктовые сады. И везде-то канавки прорыты, по всем садам даже, для поддержания растительности в бездождное время. Работа там ничего не стоит и всякий труд, при бедности жителей, так дешев, что копотливая работа над канавками и многое их число нисколько дивить никого не должны. И у нас бы, в России, канавки такие куда бы хороши были, да расход-то на них никогда и ничем не окупится, притом мы и понятия иметь не можем о нищете азиатцев и о том, как немного для них нужно, чтоб поддержать жизнь свою и свести концы с концами; все ведь это голь трепетная: народ и дик, и беден, и невежествен, и не знает, что его ожидает завтра — останется ли у него приобретенный сегодня кусок насущного хлеба, или бек его отнимет и лишит человека, ни дай ни вынеси, всего имения, без всякой вины и без всякого суда.
Последние четыре версты к Ташкенту едем мы все садами; наконец подъезжаем к городской стене, проходим сквозь ворота и вступаем в самый Ташкент.
Город Ташкент — чисто азиатский город. Улицы кривые и такие узенькие, что одна телега только и может свободно проехать, а уж если две встретятся вместе, то уж никак не разъехаться. Весной всюду грязь такая, что не приведи Господи: ни пройдти, ни проехать иначе нельзя, как верхом на лошади, и та, бедная, вязнет-вязнет, насилу выкарабкаться может, а потом опять пошла месить грязь по колени.
Вдоль улиц тянутся глиняные стены; домов горожан и никаких других строений не видно. Самые дома выстроены внутри двора, за стеной; поэтому вид на улицы очень скучный. При иных домах, которых в Ташкенте считается до четырех тысяч, имеются фруктовые сады. Азиатские домы невелики; в них помещается только сам владелец с своим семейством; найма квартир посторонними жильцами не бывает.
Ташкентцы, как и все азиатцы, живут — на наши глаза — и холодно и голодно. Дома у них глиняные; окон нет; всюду дует; для тепла в комнате на полу разводят костер: на нем и пищу готовят, около него и семья греется. Столов, стульев, нар или скамеек тоже нет; пол устилается кошмами и простыми коврами: тут люди и спят, и едят, и работают.
На еду они не прихотливы; коли есть плов с бараниной — так уж это большой праздник; а то накидают в котел круп или муки, накрошат какой-нибудь зелени, кинут баранью кость — вот и весь обед.
Одежда их такая же, что и у бухарцов: рубаха ниже колен, вроде нашей женской рубахи, но с длинными и широкими рукавами и с проймой для прохода головы; отложного воротничка, как у наших татар и киргизов, нет; мужицкие шаравары «штан» подвязывают около поясницы; вместо чулков — онучи «чулга́у» из бумажного холста, как и вся одежда; высокие сапоги до колен, всегда черные; сверх них башмаки зеленые из кожи, называемой саур. Сверх рубахи надевается сначала бумажный халат похуже, недлинный и неширокий, с кармашками на груди и с разрезом около конца рукавов, на
Коканский владетель носит титул бека; зовут его
Войска на постоянном содержании у коканского бека мало, и если случится с соседом война, то собирается ополчение, более всего из кыпчаков, а настоящие природные коканцы, особенно таджики, — трусливы. Войску, при начале войны, раздают сарпа́и, то есть халаты из красных сукон, шаравары, седла, сапоги, а деньгами, смотря по людям, по червонцу и по два червонца на брата, а чиновникам, глядя, у кого какой чин, — и десять, и двадцать червонцев на все время войны, то есть на месяц или на полтора месяца: ведь долго война у них не может длиться — ни запасов не станет, ни терпенья служить ни у кого не хватит. Простым воинам дают еще и лошадь, если ее у него нет. В Кокане войско только конное, а пешего, как у бухарцов, нет. Вооружение войска слабое: у кого есть ружье — ладно, а нет — так и не надо; больше все сабли да копья. В самом городе Кокане есть и артиллерия: четыре или пять пушек и штук с двадцать язаилей, или больших ружей: их возят на тележках, прикрепив к оси, да так с телег и стреляют!
Ходили мы раз с караваном в Ташкент. Это было в 1847 году. Дошли мы до Сузака благополучно: Кенисары уж не было на свете, беспокоить караванов стало некому; в нашей степи киргизы смирнёхоньки — нам и с
В Кокане хан сменил главного начальника,
Новый
На следующее утро после резни, приехал из крепостцы Крейучи тамошний начальник и взял Ташкент. Между тем в Кокане, когда ханское войско возвратилось туда безуспешно, не могши наказать
Вот какая сторонка Ташкент: ни управы, ни расправы, ни повиновения, ни закона, ничего нужного нет! Коканское владение и государством-то стыдно назвать, так себе, владение, сброд и богатых и бедных, но вообще диких, грубых азиатцов, в сравнении с которыми наши мужики-татары просто господа и просвещенные люди.
А для русского купца Ташкент важная сторона: и в Кошкар и в Бухару почти что рукой подать. В Кошкар из Кокана каждую неделю ходят караваны, и везут на потребу неизвестных нам стран русские товары, сукно, цветной плис, каленкоры, миткали, железо, чугун.
Жаль одно, что наши господа купцы-хозяева не шлют туда учиться торговому делу с Азией своих сынков; не тех, что привыкли гулять да тратить на пустяки батюшкины денежки, а вот бы таких, что учились в общественных заведениях и были бы по уму да по смётке не то, что наш брат простой прикащик. Да и что мы выдумаем нового и придумаем полезного в этой торговле: нам бы только хозяйский товар сбыть, да повыгоднее обменять его на плохой азиатский. Ведь что такое азиатские товары, кроме хлопка, морены (и то не лучшего сорта) да зверья? Сушеные ягоды да бумажные выбойки, бузи и халаты! Неужто уж нечего и вывезти посущественнее этого? А поедет сам купец — он для себя самого подумает и непременно сделает что-нибудь и новое, и хорошее, и выгодное.
Самим хозяевам, говорят, и тяжела, да и опасна дорога. Прошли уж те времена, когда дороги степями бывали опасны: ни киргизы, ни другие народы купца волоском не заденут; а что дорога трудна — так, право, легче перенести трудность степного пути, чем обыкновенные житейские лишения и сердечные огорчения — хоть бы за карточным столом.
Того же автора:
• Очерки торговли России со Средней Азией
• Инородцы Астраханской губернии. Заметки о кундровских татарах
• Заметки о башкуртах
• Путешествующие киргизы
• Рассказы проезжего (отрывки)
- «Тамбовцы» Самарской губернии;
- В Оренбурге все есть;
- Хивинцы в гостях у башкирцев;
- Башкирцы;
- Поездка на завод;
- Переезд в Киргизскую степь. На Новой линии.
Материалы о Ташкенте и других населенных пунктах Сырдарьинской области:
https://rus-turk.livejournal.com/539147.html