Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Мужские портреты Гюго Крафта (Русский Туркестан, 1898—1899). Часть 4
GorSor
rus_turk
Другие части: Женские портреты. Мужские портреты (1). Мужские портреты (2). Мужские портреты (3).


Узбек-переводчик в халате с золотыми галунами
[и с орденом Благородной Бухары] (Ходжент)


Узбек-аксакал (Андижан)


Узбек — арык-аксакал (Андижан)


Таджик-мулла (Кокан)


Таджик-земледелец (Бухара)


Узбек-земледелец (Ташкент)


Узбек в шелковом халате с разноцветными полосами (Кокан)


Узбек (Кокан)


Больной зобом (окрестности Кокана)


Узбек (Джизакский уезд)


Таджик (Самаркандская область)


Узбек с ребенком на руках (Ходжент)


Мальчик-узбек (Самарканд)


Таджик (окрестности Бухары)


Таджик в шелковом халате (Бухара)


Узбек-земледелец (Маргелан)


Узбек (Маргеланский уезд)


Мальчик-узбек, возвращающийся из школы (Маргелан)


Молодой узбек (Кокан)


Узбек в суконном халате поверх шелкового (Джизак)


Таджик в зимнем халате (Бухара)


Таджик-торговец (Бухара)


Таджик в халате с меховой отделкой (Самарканд)


Узбек в суконном халате (Самарканд)


Молодой узбек (Ташкент)


Молодой таджик с шелковым поясом, украшенным серебряными бляхами


Молодой узбек (Андижан)


Таджик (Самарканд)


Таджик в хлопчатобумажном платье (Ургут)


Молодой узбек — купец (Ташкент)


Молодой еврей в шапке с меховой опушкой (Ташкент)


Молодой еврей (Ташкент)


Старый еврей (Самарканд)


Портрет автора


  • 1
Спасибо! Вот, что значит граница между монголоидами и персами.

Не за что!

«Кровь монгольская, как кровь сильнейшего народа, стала настолько преобладающей над арийской в этой группе, что нужно много наблюдательности, чтобы отличить такого таджика от узбека. Однако насколько бы ни обузбечился, если можно так выразиться, таджик, ни один род, ни одно отделение узбеков не признает его за своего, за узбека, но всегда отличит его названием „таджик“, а под худую руку — „сарт“ (А. Д. Гребенкин).
http://rus-turk.livejournal.com/415576.html

Интересно, кстати, что в подписях к снимкам Крафта слово "сарт" встречается редко. В основном Крафт употребляет его в отношении групп людей, но отдельных позирующих "моделей" предпочитает называть таджиками и узбеками.

Edited at 2016-07-27 09:15 pm (UTC)

а Вы правда видите разницу?

А русских переселенцев или городских жителей он не снимал?

Edited at 2016-07-27 09:20 pm (UTC)

Может и снимал, но в книгу эти снимки не попали.
И на открытки со снимками Крафта, которые мне доводилось видеть, попали лишь иллюстрации из книги (скорее всего, предприниматели-открыточники прямо с книги их и переснимали).


P. S.: Больше всего мне хотелось бы посмотреть альбомы Франка Мейера.
В сети выложены в основном снимки из путешествий по Японии и Китаю (с момента въезда в Западный Китай из Ферганской области и до момента выезда из него у Зайсанского поста):
http://rus-turk.livejournal.com/373229.html

Прочие снимки Мейера организаторам проекта по сканированию были не особо интересны.
А между тем там должны быть и снимки Центральной России (поездки к Мичурину, у которого Мейер тысячами закупал саженцы для отправки в Америку!), и Туркестан, и Семипалатинская область, и Акмолинская…

Edited at 2016-07-27 09:36 pm (UTC)

Михаил, очень интересные типажи.
В царской России они были людьми, а в СССР их превратили в хлопкорAбов и чурок.
Но даже в СССР азиаты старались, по возможности, не гнать своих женщин вкалывать на производстве,
как это приходилось русским женщинам.Дом, хозяйство, дети, иногда торговали на базаре-и всё.
Сплочённые, друг дружке помогают, стариков и детей не бросают. Молодцы они в этом.

Они всегда были, как Вы выразились ''хлобкорАбами''. СССР уже нет 25 лет, а у них и сейчас во время уборки хлопка и врачей, и учителей, и вплоть до детей дошкольного возраста вывозят в поля, так что дело не в СССР, а в народе и его менталитете. 
Ну и отношение к женщине у них крайне соеобразное, скорее как к собстаенности, чем как к равному. Этим они не только от русских отличаются, но даже от соседей казахов. Возможно, это из-за более сильного влияния ислама. 
Михаил же недавно публиковал здесь ''Рассказ из гаремной жизни'', по моему, довольно показательный в плане отношения сартов к женщинам.


"В царской России они были людьми, а в СССР их превратили в хлопкорAбов и чурок"

А разве плохо жилось им в советское время?
Конечно, демографический взрыв у оседлого населения начался в царское время, после завоевания Средней Азии (когда пришла политическая стабильность, прекратившая постоянные туземные войны, пришла какая-никакая медицина, а у многих и финансовый достаток появился), но в советское время интенсивный прирост лишь продолжился.

Теперь снова нищета и туземные войны. Выгнали с угрозами (а где и с убийствами) русских, а теперь сами же едут в РФ работать — несмотря на то, что их "превращают в чурок".

Замечательные фото, как и вся серия с портретами. Спасибо большое! И отдельное спасибо за цитату Гребенкина, интересное у него наблюдение.


Не стоит благодарности.
У Гребенкина очерк о таджиках интересен весь целиком, советую почитать, если еще его не видели.

На подписях к нескольким фото мужчин средних лет - аксакал. Это что,должность? Я считал, что это белобородый - определение возраста

Седобородый старец - это первоначальный смысл.

А здесь -- действительно, должность, которая была предусмотрена Положением об управлении Туркестанского края. В основном с полицейскими функциями. Ну а арык-аксакал заведовал ирригационной системой, ремонтом каналов и т. п.

Но молодых аксакалов не русские придумали. Так, Небольсин в 1851 году писал об аксакалах у кундровских татар: "Чтоб быть «аксакалом», не нужно быть седобородым старцем: достаточно иметь порядочный запас денег и обширные табуны скота, чтоб подчинять своему влиянию всех однородцев; молодость тут не помеха; и нынче все аульные старики — люди в цвете лет".
http://rus-turk.livejournal.com/464124.html

"А здесь -- действительно, должность, которая была предусмотрена Положением об управлении Туркестанского края."
Похоже, что не только в Туркестанском крае такая должность была. У Грумм-Гржимайло в его труде "Путешествие в Западный Китай" рассказывается, что их экспедицию при въезде в Урумчи встретил аксакал русской торговой миссии. Он там тоже вроде милиционера был, его китайские солдаты потом избили за то, что он вооруженных русских в город впустил. События эти происходили уже после того как русские Илийский край оставили.

переводчик, похоже, руководил крупным промышленно развитым регионом :)

какая каша у вас в голове...оттуда-отсюда.. и непременно показать свою ученость и великость

  • 1
?

Log in

No account? Create an account