Первая станция от Чимкента, Манкент, довольно большой город на арыках, проведенных от Аксу. Въехав на последнюю гору, вы видите его внизу, раскинутым верстах в трех от горы. От расположен на небольшом холме, который со всех сторон стесняется значительными возвышениями. Направо и налево бегут по скатам холма пашни и сады, огороженные глиняными валиками. Особенно красят Манкент сады. Грациозные высокие тополи поднимаются кверху от приземистой и густой зелени садов, давая всему пейзажу какой-то южный характер. Так художники рисуют виллы в Южной Италии и Сицилии. Спустившись с горы, вы въезжаете отвратительно-избитою дорогою в узкие улицы города.
Кишлак Манкент. Фото из «Туркестанского альбома»
Манкент был занят русскими войсками при первом движении Черняева из Аулие-Ата в Чимкент. Отрядом, занявшим его, командовал Лерхе, который сам рассказывал мне про это занятие. Едва наши войска стали приближаться к Манкенту со стороны Аулие-Ата, как к Лерхе выехал аксакал города в сопровождении почетных лиц, которые и объявили, что город сдается. Тогда Лерхе объявил, что за то, что город не обнаружил сопротивления, он даже не введет туда войска на ночлег, и остановился на ночлег на биваках близ города. Солдатам было запрещено входить в город без записок от Лерхе, для чего и поставлен у ворот караул. На следующее утро отряд прошел сквозь Манкент в строгом порядке, с барабанным боем. Удивленные жители, не привыкшие к подобному поведению вооруженных и победоносных войск, стали бросать солдатам арбузы и разное съедобное. Когда отряд уходил, сарты бежали за ним и восторженно кричали: «Аман!» Лерхе жители Манкента помнят.
В Манкенте двести пятьдесят девять домов. Жители имеют обильную и превосходную воду из арыков, проведенных с Аксу. Базар невелик, не более сорока лавок, из которых часть пустых. Почтосодержатель Манкента, уральский казак из татар, человек весьма порядочный. В его комнатах азиатский вкус помирился с европейским. В нанятой квартире приделаны два окна; комната опрятна и часть ее занимается русскою печью. На полу ковер для сиденья, а около печки стол и два табурета. Тут же самовар и опрятный чайный прибор. На окнах занавеси из красного кумача.
Уральский татарин хочет взять все станции между Чимкентом и Аулие-Атом. Станции он содержит весьма исправно, чисто на русский лад, т. е. бережет лошадей, кормит их ячменем и имеет ямщиков, знающих править.
Напившись в Манкенте чаю, мы отправились далее. Несколько женских лиц поглядывали на нас с крыш, но встречавшиеся женщины на улицах не только закрывали свои лица, но прижимали их к стенам до тех пор, покуда не проезжали наши экипажи. Спустившись в самом Манкенте с горы, переехав по нескольким неисправным мостикам через с шумом бегущие арыки, мы поехали садами, которые с этой стороны особенно хороши. Среди них довольно много плантаций хлопка. Бабы и девки собирали поспевшие уже шишки в плетеные корзинки. Мы вошли в один такой сад и купили у одной неустрашимой бабы, которая не последовала примеру своих товарок и не убежала, пук шишек.
И немного о современности. С 1924 года действует санаторий «Манкент», один из крупнейших в Казахстане. markgrigorian посетил его в 2008 году и опубликовал любопытный отчет. Вот пара снимков оттуда:
Как видно из комментариев, бюст Сталина привезен в санаторий 1950 году. Ленин, судя по всему, того же времени (как добавил byk, это половина парной композиции Ленин+Сталин). Предположу, что изваяния появились в «Манкенте» в ходе подготовки к всесоюзному смотру здравниц, объявленному ВЦСПС именно в 1950 году. «Манкент» занял 3-е место.
Ссылки:
http://markgrigorian.livejournal.com/155598.html
http://markgrigorian.livejournal.com/157784.html
http://markgrigorian.livejournal.com/159155.html
http://markgrigorian.livejournal.com/265748.html
http://markgrigorian.livejournal.com/298130.html
(в последнем посте и комментариях к нему — продолжение истории с бюстом Сталина…)