Герат приобретает все более важное значение в настоящее время; по крайней мере, англичане усиленно заняты его укреплением.
По способу своей постройки и укрепления Герат представляет полную противуположность прочим среднеазиатским городам, которые в большинстве случаев представляют собой группу построек, разбросанных на обширных пространствах, с полуразвалившимися укреплениями, и потому почти беззащитных при нынешних усовершенствованных орудиях, даже некрупного калибра. Герат, напротив, первоклассная крепость, по азиатским понятиям; он может быть взят только продолжительною осадой; от его стен, как будто сложенных циклопами, снаряды полевой артиллерии будут отскакивать, не нанося им никакого вреда.
Среди волнующихся хлебных полей, в плодородной долине, орошаемой Гери-рудом и целою сетью каналов, возвышаются живописные древние бастионы афганской твердыни; они построены на могучем каменном подножии, в 40 футов высоты, на расстоянии 300 шагов от берега реки. Вправо и влево долину реки опоясывают зубчатые горные хребты с фантастическими очертаниями; но при этом все высоты, господствующие над городом, удалены от него на несколько миль, а потому не представляют никаких выгод для обстреливания города, как будто бы неизвестный строитель гератских укреплений предчувствовал изобретение дальнобойных орудий. Конечно, по современным понятиям, укрепления Герата устарели; но они и теперь вполне исполняют свое назначение; столетия прошли бесследно над этими могучими каменными стенами. Ни сарацины, ни персы, ни великий могол не произвели в них ни малейших брешей,
К тому же Герат крайне удобен для обороны; весь этот город, имеющий все-таки до 30.000 жителей, представляет из себя небольшой четырехугольник, почти квадрат, в длину 680 сажен, а в ширину около 600. Шесть ворот прерывают стены, возвышающиеся от 60—80 футов над основанием долины. Двое из этих ворот — Баб-эль-Мелик (королевские ворота) и Баб-эль-Кушк — представляют необыкновенное богатство архитектурных украшений и напоминают собой самые цветущие времена персидской архитектуры. Каждые из этих ворот обращены посредством редюитов, казематированных люнетов и флешей в новые форты. Над валами, линия которых пересекается 14 бастионами, возвышаются четыре форта, обращенные на север, юг, восток и запад; они называются Абдул-Мент, Куррум-Бей, Куттаб-Чамк и Феллах-Кан. Наконец, в центре самого города на отвесном утесе стоит цитадель, так называемая «арк», господствующая на далекое пространство над рекой и долиной. Это — своего рода маленький Гибралтар, который, кажется, может быть взят только голодом или же изменой, что более в обычаях страны. Надо еще прибавить, что все форты и укрепления построены таким образом, что могут взаимно обстреливать перекрестным огнем друг друга и пространство между ними, так что Герат может быть удержан даже в том случае, если неприятелю удастся прорвать штурмом наружную линию. Но до этого еще далеко.
Самое приближение к Герату очень трудно для неприятеля, особенно с севера. Прежде всего придется преодолеть дефилеи, открывающие вход в долину Гери-руда; затем необходимо форсировать переправу через Гери-руд, а это дело нелегкое: мост защищается двумя сильными тет-де-понами. Пуль-и-Хатун построен еще во времена крестовых походов; он весь из мрамора и перекидывается широкою дугой на 22 арках через реку, обнимая при этом все пространство ее разлива. Трудность овладеть мостом еще увеличивается тем, что он весь обстреливается из «арка», цитадели Герата. Вообще, говорят, что во всей Азии не найдется другого города, где осаждающие были бы в таком невыгодном положении в сравнении с осажденными; подойти к городу неприятель может только с огромными потерями, так как вся окружающая местность не представляет ни малейшего прикрытия, никаких неровностей почвы, которые облегчили бы устройство брешь-батарей.
Герат. Комплекс Мусалля. 1863Герат. МусалляДо последнего времени, впрочем, существовал пункт, который, в случае осады Герата, мог бы служить базисом для действий неприятеля, а именно — величественный мавзолей повелителя Гуссейна-мирзы-хана и его преемника великого Шаха Руха. Храм этот пользуется большим уважением среди мусульманского мира и уцелел среди самых диких опустошительных войн. Мазуля, как называется храм, состоял из мечети, куполы которой, из желтых и синих изразцовых кирпичей, горели на солнце как золото. Число минаретов двадцать один. Это — самое богатое сооружение мусульманской постройки; оно втрое превосходит семиверхую Каабу в Мекке. Конечно, время прошло не бесследно для Мазулы, но и теперь еще она представляла чудное зрелище, со своими исполинскими воротами и целым лесом стройных, тонких минаретов. И вот — майоры британской службы Гольдиг и Пикок, прибывшие для укрепления Герата, нашли, что Мазула может служить прикрытием для неприятеля; британская «цивилизация» уничтожила то, что пощадили дикие орды Чингис-хана; в четверть часа, при помощи небольшого количества динамита, чудный памятник Афганистана исчез бесследно!..
Руины комплекса Мусалля после его подрыва. Рис. майора Холдича (Корпус королевских инженеров). 1885
Вид на Герат после разрушения ансамбля Мусалля. Рис. капитана Пикока (Корпус королевских инженеров). 1885
Еще о Герате:
• В. И. Даль. Рассказ вышедших из Хивы русских пленников об осаде, в 18З7 и 18З8 годах, персиянами крепости Герата;
• Н. И. Гродеков. Поездка ген. шт. полковника Гродекова из Самарканда через Герат в Афганистан (в 1878 году).