Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Иудейский проект Густава Гасфорда
Val
rus_turk
П. П. Семенов-Тян-Шанский. Путешествие в Тянь-Шань в 1856—1857 гг. — М., 1947. По наводке _telegraf.

Г. Х. Гасфорд (1794—1874)


По прибытии Гасфорта во вверенный ему край первой его заботой было ознакомиться с бытом киргизского народа и стараться установить сколько-нибудь последовательную и постоянную политику, которой русские власти должны были бы держаться в управлении киргизскими ордами и вообще кочевым населением. Замечательно, что Гасфорт сразу понял, что его предшественники и соседи (генерал-губернаторы западно-сибирские и оренбургские) делали очень крупную ошибку, прививая усиленно и искусственно мусульманство к не вполне утратившим свои древние шаманские верования и ещё мало проникнутым учением Магомета киргизам и снабжая их султанов и их аулы татарскими муллами из Казани.

Но от своего совершенно справедливого соображения Гасфорт пришёл к странному и неожиданному заключению, оправдывавшему до некоторой степени прозвание, данное ему его сверстниками [отдавая справедливость разностороннему образованию и обширной эрудиции Гасфорта, они характеризовали его названием «опрокинутого шкафа с книгами», в котором всё перемешалось].

По его, Гасфорта, мнению, проповедь христианской религии между киргизами не может иметь успеха, так как многие обычаи и условия кочевой жизни, как, например, кочевое многоженство, не совместимы с догматами христианского учения. С другой стороны, обращение огромной киргизской народности в мусульманство противоречит русским государственным интересам. Поэтому нужно дать киргизам новую религию, приспособленную к условиям их жизни и соответствующую русским государственным интересам. Определяя догматы этой новой религии, нужно принять за их исходную точку ту религию, которая была старым заветом закона божия, а именно еврейскую, очистив её от талмудских толкований и реформировав в духе христианства, то есть присоединив к заповедям и учениям Моисея многие догматы христианской религии. Полный проект этой религии, обличающий обширные теологические познания Гасфорта, был представлен им Николаю I, который, как говорят, написав на записке резолюцию: «Религии не сочиняются, как статьи свода законов».


Эх, Николай Палкин, такую идею загубил [прим. _telegraf].


Еще о Густаве Гасфорде:
П. К. Мартьянов. В переломе века.

О политике российских властей по распространению и укреплению среди казахов ислама:
О мусульманстве в Степи (Ч. Валиханов);
На пути в Кашгар. В киргизском ауле (Ч. Валиханов);
Русская политика в отношении к Средней Азии (В. Григорьев);
О религии казахов (А. Лёвшин);
Мечети в Киргизских степях (А. Лёвшин, А. Гейнс).

  • 1
Забавно. В Африке власти предпочитали все-же обращать туземцев в ислам.

У нас тоже. Усиленно внедрять ислам начала Екатерина II (а вовсе не генерал-губернаторы, которые лишь действовали в рамках установленной свыше политики).

Могила генерала Гасфорта: http://babs71.livejournal.com/224698.html

Спасибо, интересно!

Интересно. Хотя, наверное, всё же соглашусь с резолюцией Николая Павловича:)

да, хватит и Хазарии ))

***Определяя догматы этой новой религии, нужно принять за их исходную точку ту религию, которая была старым заветом закона божия, а именно еврейскую, очистив её от талмудских толкований и реформировав в духе христианства, то есть присоединив к заповедям и учениям Моисея многие догматы христианской религии. ***
Не попал ли пальцем в небо уважаемый Гасфорт? Очистив еврейскую религию от поздних наслоений и украсив ее догматами христианства, разве не получил он банальный ислам?

Хорошо бы почитать проект (если он сохранился), чтобы посмотреть, что у Гасфорта получилось.

А ислам — вещь вовсе не банальная. Одна поэтика Корана чего стоит...

Нет-нет, вы не поняли меня. Не ислам, как таковой, банален, а пришел он к банальному исламу. Так как, не думаю я, что он в своем проекте повторил духовные усилия Мухаммеда:-)))

Хотя, если честно, то парадоксальная идея Гасфорта не кажется мне такой уж экзотической.

P.S. Кстати, я тоже по Тулебайке в школу когда-то ходил:-)

С другой стороны, анализ Корана вроде бы показывает, что в нем гораздо больше следов христианства, чем иудаизма. Видимо, Мухаммед, перед тем как стать пророком, общался в гораздо большей мере с христианами, и в меньшей степени с иудеями.

В Сирии, в Бусре (Босре) видел развалины христианского монастыря, в котором, якобы, жил христианский (несторианский) монах Бахира, который объяснил Мухаммаду его предназначение.

Удивительные вещи происходили в недрах царской администрации. Не ведают бо, что творят. Как говорится, благими намерениями...

Да, много интересного тогда случалось...

(Deleted comment)

Re: «Религии не сочиняются, как статьи свода законов».

Возможно, этот проект лежит где-нибудь в архивах.

А Гасфорд, естественно, не мог не знать про религию караимов. Может быть, на их иудаизме и базировал свою синкретическую религию...

(Deleted comment)
Та же авраамическая религия, только в профиль. Наверно, Палкин был просто юдофоб. ;-)))
Бахаизм разве не сочинили?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account