Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
С. М. Прокудин-Горский. Доклад со слайдами (1912)
Врщ1
rus_turk
С. М. Прокудин-Горский. О применении фотографирования в истинных цветах к наглядному изучению России (доклад на общем сoбpaнии 4 января 1912 г.) / Труды всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 — январь 1912, т. III. Пг., 1915.

Ту работу, которую я буду иметь честь демонстрировать перед вами, — мне особенно приятно продемонстрировать именно вашему съезду; я не говорю про научные съезды, те смотрят на этот вопрос со специальной точки зрения. Я не претендую на звание художника, я человек науки. Моя задача совершенно не сводилась к тому, чтобы изображать то, что я здесь делаю, это делалось для исследования спектра звезд; в Шарлоттенбурге, около Берлина, я начал эту работу и закончил ее в России. Работа моя производится с соизволения Государя Императора уже четыре года. Я езжу по всей России и делаю снимки, руководствуясь указаниями и этнографов, и художников, и главным образом местных людей, которые знают свое место больше, чем кто-либо; я воспроизвожу все древнее, все интересное в том или ином отношении. Работа длится 7—8 месяцев в году подряд. Для этого я имею некоторые удобства, в смысле путешествия. Цель моей работы — дать возможность наглядным обучением школе и народу ознакомиться со своим государством, знать его промышленность, кустарную и в широком смысле, народности и т. д. Понятно, знание своей родины — это первая задача каждого живущего в государстве человека. Теперь я перейду к самой сущности моей работы, укажу, на чем основан процесс её. […]

Далее г. Прокудин-Горский показывает на экране цветные снимки, сделанные им в Туркестане и Средней Poccии, а также несколько этюдов.

Снимки Туркестана и Средней России:

1. Мост через реку Аму-Дарью.

Аму-дарьинский (Чарджуйский) мост

2. Так называемые «Барханные пески» в Закаспийской области.

Барханные пески близ станц. Чарджуй

3. Саксаул, песчаное дерево, растущее на песках, и которое служит как топливо в Туркестане. Снято поздней осенью.

Саксаул

4. Карагач — главным образом около Самаркандской области и Сыр-Дарьинской, около южной её части.

Карагач

5. Голодная степь. Здесь мы видим маленькую голубенькую полоску, — это прорытый канал — арык, идущий из канала Императора Николая I. Она только по наивности названа Голодною степью, это — сытая степь, но в ней нет воды; там плёсы, которые никакого удобрения не требуют; хлопок там растет великолепный; это богатейшие места, но, к сожалению, мало орошенные, — все выжжено солнцем.

Общий вид степи от казенного домика

6. Это арык в Голодной степи и киргизские кибитки.
7. Вид арыка внутри его.
8. Текинец с хлопком и верблюдами.

9. Тоже в Голодной степи: канал Императора Николая I.

Конногвардейский мост на канале Императора Николая I

10. Там же — церковь переселенцев.

Церковь в Никольском поселке

11. Общий вид на Голодную степь.

12. Кочующие киргизы (там же).

Кочующие киргизы

13. Текинская кибитка.

14. Тоже в Голодной степи: верблюд везет для своей еды колючку.

Караван верблюдов, везущий колючку для корма

15. Солончак выжженный (там же).

16. Молодой беркут (там же).

Молодой орел

17. Общий вид на Самарканд, вид с Регистана на старый город.

Вид с Тилля-Кари на Самарканд

18. На Регистане у мечети Улуг-Бек.

На Регистане

19. Тилля-Кари. Регистан.

Тилля-Кари с площади Регистана

20. Деталь майолики на стене Тилля-Кари.

Внутри двора Тилля-Кари. Деталь на правой стороне

21. Менялы в Регистане.

Меняла на Регистане

22. Группа студентов (там же).

Группа студентов

23. Улица в Старом Самарканде.

Улица в старом Самарканде

24. Врачи в Регистане.

Доктора

25. Общий вид мечети Биби-Ханым. Это одно из грустнейших явлений Самарканда. Дело в том, что четыре года тому назад я был в командировке на солнечном затмении, покойный Менделеев это устроил. У меня тогда был сфотографирован купол. Купол был почти цел. Теперь его почти нет; остался маленький кусок с колоссальными трещинами, — от первого землетрясения ничего не останется. Нужно удивляться, как не охраняют проход внутри мечети, там опасно ходить. Это одна из самых интересных мечетей. Она была построена Тамерланом в память его покойной жены.

Общий вид мечети Биби-Ханым от Шах-Зинде

26. Это замечательный камень (в той же мечети); это, так сказать, подставка для корана; коран на него кладется для чтения во время великих празднеств.

Каменная подставка для корана во дворе мечети Биби-Ханым

27. Это колонна единственного минарета, который сохранился около Биби-Ханым; он приходится в улицу. Его бы следовало как-нибудь спасти, это — восточный минарет. Когда-то мечеть Биби-Ханым занимала громадное место, теперь же большая часть её погибла совершенно.

Биби-Ханым. Восточный минарет (единственный)

28. Это водонос в Туркестане, где большую часть года жара стоит невыносимая; эти господа в бурдюках носят воду, но что это за вода — одному Богу известно, — только солнце одно спасает; положим, много всё-таки туземцев страдают тяжелыми болезнями, вроде ришты, например.

Водонос

29. Нищие на улицах Регистана.

Нищие

30. Продавцы лепешек.

Торговцы лепешками

31. Мечеть Шах-Зинде. Снята к вечеру. От неё [вряд ли] что-нибудь останется, потому что там сидят муллы, которые клянчат деньги за показ. В общем, надзор до крайности мерзкий за этими замечательными девятивековыми памятниками. Не организовано ничего. Ремонта нет, никто не заботится, никого не интересует. Современные сарты потеряли все художественное чутье. Нужно удивляться, что это были за люди и что с ними сталось, все изящное им чуждо.

Общий вид Шах-Зинде (вечерний снимок)

32. Это — у входа в мечеть. Эти господа сидят с утра до вечера, ничего не делают, собирают гроши с тех, кто приходит молиться. Типичные лодыри!

У входа в Шах-Зинде

33. Мозаики над входом в мечеть Шах-Зинде.

Образцы мозаичных стен в Шах-Зинде (мавзолей Эмир-заде)

34. Часть мозаики в Проход мертвых. Здесь похоронены главнейшие родственники и приближенные Тамерлана.

Деталь в Проходе мертвых с левой стороны

35. Это майолика над могилой дяди Тамерлана.

Деталь гробницы родственников Тамерлана

Этим я закончу первое отделение. Теперь я покажу несколько снимков Средней России, Ростова Ярославского, а затем несколько различных этюдов, какие может наш брат сделать, выбирая известный момент и известную точку зрения. Больше ничего у нас в распоряжении нет. […]

Председатель (Гр. П. Ю. Сюзор). Нужно особенно благодарить Сергея Михайловича, потому что он явился к нам не как ученый, но как художник; и, кроме того, он не посмотрел на болезнь, чтобы прийти в последний день нашего Съезда поделиться с нами своими прекрасными работами; поэтому вдвойне выразим ему нашу признательность.

Собрание прослушало сообщение С. М. Прокудин-Горского с исключительным интересом и выразило свою глубокую благодарность шумными рукоплесканиями.


Тест доклада взят с сайта «Наследие С. М. Прокудина-Горского» via oldcolor. Фотографии: http://prokudin-gorskiy.ru; см. также http://prokudin-gorsky.org, http://www.loc.gov. Все фото кликабельны.

  • 1
Великолепно! Спасибо!

Удивительно, немало "новых", а казалось, уже все его фотографии все видели. Спасибо.

Да, обычно публикуют относительно небольшие подборки. На первоначальной выставке Библиотеки Конгресса было представлено лишь 122 снимка.

подписи и надписи доставили :)

Да, стенограмма зафиксировала живые комментарии, и это замечательно!

NJDEH (Anonymous) Expand
Спасибо!
Тоже много новых для себя фотографий Прокудина-Горского увидел.

Невероятно.
Спасибо.

Да, качество фотографий потрясает, спасибо!

Да, удивительно. Сколько десятилетий пластинки пролежали полузабытыми в архивах, а потом про них вспомнили и вновь оживили, восстановив цвета...

Спасибо большущее за публикацию! Давно интересовалась этим человеком, но все руки не дохоили что-то поискать самой...

Не за что!
Кстати, на сайтах, посвященных творчеству П.-Г. (ссылки в конце поста), помимо собственно фотографий, есть форумы. Возможно, будет для Вас интересно...

Взаимно! С удовольствием продолжаю читать публикации в Вашем журнале (и разглядывать иллюстрации); они не только интересны сами по себе, но и весьма тщательно проработаны —...

Эх, жуткое зрелище… Вот так и наши недоскребы будут рассыпаться, а под ними сидеть потомки американцев и торговать водой, змеиным маслом от всего и попкорном.

Небоскребы — полезная штука, их можно использовать как замки.

Ингушетия, замок-крепость Вовнушки

Очень интересно! Благодарю Вас за фото!

Не стоит благодарности!
Посмотрите вот здесь, например: http://prokudin-gorskiy.ru. Там огромное количество снимков и по Европейской России.

После революции нашли много кинохроники,через много лет допетрили что цветной.А тогда не могли понять как пользоваться специальными цветофильтрами чтобы смотреть в цвете.

Удивительно ведь мечети строили еще при Тамерлане или раньше. Создали красоту мозаики. И все людей как будто подменили, что 100 лет назад что сейчас, все разрушено и не реставрируется.

Памятники реставрируется, но путем "новодела" — так и Биби-Ханым воссоздали вместе с разрушенными куполами, и Шахи-Зинде починили. Впрочем, таким методом "восстанавливаются" древние памятники по всему миру.

А взлеты и падения цивилизаций — вещь действительно занимательная. Еще римляне считали, что они достигли вершины развития и в таком виде цивилизация будет существовать огомное время. В 19-20 такие же мысли были у европейцев. А уже сейчас чувствуются признаки быстро наступающего регресса — и в культуре, и в науке...

Альбина

(Anonymous)
Получила огромное удовольствие, спасибо)

Судя по плачевному состоянию архитектурных памятников,в Средней Азии царило запустение,русские пришли вовремя,почему через полторы сотни лет "ушли"? Ответ коммунистический режим.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account