?

Log in

No account? Create an account
Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Терьяк, банг и нас
Врщ1
rus_turk
Annette M. B. Meakin.  In Russian Turkestan: A Garden of Asia and Its People. London, 1903.

Употребление насвая. Фото Г. Крафта, 1898—1899 гг.


Мак в Туркестане до прихода русских культивировался широко, а во многих городах существовали опийные притоны. К счастью, это уже осталось в прошлом, и весь опий, употребляемый сегодня на российской территории, ввозится контрабандой из Индии, Персии и Бухары. В последней он выращивается и сейчас (эмир не возражает), преимущественно в Шахрисабзе и Китабе, неподалеку от Самарканда. Это снадобье принимают несколькими способами. Туземцы смешивают приготовленное в Персии опийное масло с пищей, и это их одурманивает. Также они приготавливают его как табак и курят в чилиме, или же жуют в виде красной массы, пока там еще остаются соки. В Бухаре до сих пор продается напиток кукнар — в особых заведениях, называемых кукнар–хана. Это чай из маковых головок.


Кукнар–хане. Фото из «Туркестанского альбома» (1871—1872)


Курильщик опиума


Приготовление кукнара

Сарты, в целом не склонные к употреблению опия, очень любят нас, или зеленый табак. После помола его смешивают с пеплом, маслом и известью. Это снадобье жуют они в больших количествах. Для непривычных это мощный наркотик, но те, кто уже пристрастился, становятся его беспомощными жертвами. Эта зеленая смесь продается кучками на базаре. Благодаря своим великолепным ярко–зеленым оттенкам (их насыщенность зависит от доли масла в смеси) нас входит в число первейших зрелищ, привлекающих внимание чужеземца.


Продажа наса

Другая разновидность делается из конопли или гашиша. Несмотря на запрет со стороны и магометанских и российских законов, она до сих пор пользуется большой благосклонностью туземцев.


Приготовление банга


Другие публикации по теме:
Фергана: пагубные пристрастия и пороки (В. И. Кушелевский);
Василий Верещагин о дервишах и опиумоедах;
Кашгарские сердцепохитительницы (Ч. Валиханов);
Из путевых этнографических наблюдений совместной жизни сарт и русских (П. В. Путилов);
Курильщики опия (Д. Н. Логофет);
Добыча опия в Пишпекском уезде (И. Иванов);
Заметка о жизни дунган селения Каракунуз Пишпекского уезда Семиреченской области (В. Цибузгин, А. Шмаков);
Опиумные фабрики Бихара.

  • 1
Спасибо! Познавательно! :-)

В этнографических фотографиях "Туркестанского альбома" больше всего умиляют полотняные экраны, которые ставили за позирующими...

Интересно, спасибо! ) Вам бы с "Восточной коллекцией" сотрудничать. Знаете такой журнал?

Не стоит благодарности!
Журнал знаю, но немного. О сотрудничестве пока не задумывался, если честно... Мысль интересная)))
Я вижу, у Вас много публикаций в этом журнале...

"Несмотря на запрет со стороны и магометанских и российских законов".

А что именно запрещалось? И что имеется в виду под "магометанскими законами"?

Например, здесь описано:
http://muhajir.netai.net/yaseen/narkotik.html

Но формально-то со ссылкой на ислам можно было при желании запретить даже кофе (что кое-где кое-когда и делалось). Но в реальности в Средней Азии существовали давние традиции употребления и опия, и гашиша, из алкоголя - бузы (кумыс в расчет не принимаем), а с приходом русских список пополнился водкой.

кроме того, опиумные "шарики" - хороший антисептик. им лечили.
нам бабушка подмешивала маленькие крупинки в чай, когда мы начинали дрестать. да и сама, уже имея пятимесячную дочь, приехав на родину, спасла дочь от отравления именно этими "шариками".

Тоже верно, и сейчас активно используется в этом качестве — например, на Памире.
В русских селах Семиречья, откуда родом мои предки, тоже выращивали мак для медицинских целей. И на всю деревню (это уже середина 20 века) был лишь один наркоман, который случайно "подсел" на мак, использовавшийся как лекарство. А в 1960-х в тех же местах деревенских школьников отправляли в поле на прополку опийного мака. В СССР вплоть до 1970-х его выращивали; на ВДНХ во Фрунзе стоял букет из отборных маковых головок.

В записках Верещагина(художника) тоже что-то читал про опиум, кукнар, заведения в которых его покупали и потребляли. По ходу в тет времена в Средней Азии это было заурядное явление, вроде пивных у нас сейчас.

Да, было у него. Ссылка на Верещагина — предпоследняя строка в посте. ))
В начале 20-го века появились и русские питейные заведения ("пива-хона", "кавак-хона"), а до этого из алкоголя пили традиционную бузу, а также вино (последнее - там, где жили евреи и армяне, котором было разрешено производить алкоголь для себя, и желающие тайком покупали у них; то же самое происходит сейчас в Иране).

Страшно читать. Видимо, понятие личности относилось только к самым верхним слоям населения. Остальные были чем-то вроде скота. Буду рада ошибиться.

Не все выглядело так мрачно, кроме "чернухи", хватало и светлых вещей.

В этом регионе опиум и гашиш широко использовались в т.ч. потому, что Коране вино запрещено прямо. А организм эндорфинов требует, физиология у всех одна! Про современную Россию или любую из западных стран можно составить похожую историю про алкоголь и табакокурение с соответствующими иллюстрациями.

Интересно. СпасиБо за фото!

Не стоит благодарности!

Очень интересно!
Интересно на выложенных фотографиях казахи? У вас есть еще фото казахов?

Re: Спасибо!

Не за что. Видимо, не казахи, а сарты. Большинство этнографических фотографий "Туркестанского альбома" снималось в Ташкенте и других городах с оседлым населением. Хотя там есть и фото казахов. И костюм не казахский. Смотрите по тегу "казахи", и кое-какие снимки найдете. А, в общем, в сети лежит довольно много среднеазиатских фотографий, в т.ч. и с казахами.

В который раз убеждаюсь на историческом примере, что вред опиума для здоровья нации несколько преувеличен)).

Да, похоже, что от терьяка вред для здоровья нации не больше, чем от водки. Дело в законодательных ограничениях и пропаганде. В том же Иране терьяк потребляют столетиями. И сейчас, несмотря на запреты и наказания... Нельзя сказать, что с пользой для нации, но ведь не вымерли, население растет активно...
А вот героин и прочие очищенные/синтетические наркотики — совсем другое дело, конечно...

(no subject) (Anonymous) Expand
Я служил в Кизыл-Арвате в конце 80-х. Было очень много узбеков, всегда жевали нас (насвай). Весь плац был заплеван. Русские тоже жевали, и туркмены и таджики. Узбеки получали нас посылками от родственников. У многих язвы во рту развивались, чуть ли не насквозь дырки. Очень распространенная в тех краях вещь. Ин нас и анашу можно было в открытую купить на базаре - только знать к кому подходить.

Правильно. Сначала просто язвы, потом — рак.
Насвай не запрещен и сейчас, поскольку, как и любые другие табачные изделия, к наркотикам официально не относится. Хотя изготовителей/продавцов могут привлечь по другим статьям. В России — статья 238 УК (Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности)

Добавил тебя в друзья, очень интересна тема покорения востока в 19-20 веке

Интересное описание...
Хотелось бы высказатся по поводу Наса или насвая:
У местных он не считается наркотиком, что-то типа сигарет для европейца.
Ещё, его не "жуют" а "курят" (конечно и не то и не другое, просто держат в определёных местах ротовой полости - под языком, за губой, насвай медленно пропитывается слюной вызывая легкое жжение как-бы, распостраняя бодрость по телу... Сплёвывают когда он целиком пропитался слюной, перестал жжечь)
так говорят по аналогии с курением табака...
Жевать его ни кому не советую, а проглотить хорошую порцию свежего насвая в желудок - вывернет всё как наизнанку...
весь процесс такого курения 5-10 минут, заряд бодрости длится несколько дольше, ну как от сигареты.

Спасибо за комментарий!
Добавлю, что насвай намного вреднее обычных сигарет (огромный риск рака полости рта и т. п.) , и поэтому его распространение подпадает под одну из статей УК, хотя наркотиком он не считается.

  • 1