?

Log in

No account? Create an account
Val

rus_turk


Русский Туркестан. История, люди, нравы.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Долой бачей!
Врщ1
rus_turk
Публикуемые заметки написаны известными туркестанскими исследователями, государственными и общественными деятелями Н. П. Остроумовым (1846—1930) и Н. С. Лыкошиным (1860—1922).




Н. П. Остроумов. Общая характеристика сартов / Сарты. Этнографические материалы. — Ташкент, 1896.

При разобщенности мужчин и женщин в общественной жизни сартов, среди мужского населения г. Ташкента распространено развлечение с так называемыми бачами, почему еще в 1884 г. начальник города полковник Путинцев вынужден был отдать по Азиатскому Ташкенту такой приказ (№ 297):

Казиями города Ташкента представлен мне риваят следующего содержания: «В одной из глав шариата говорится, что мальчикам, имеющим красивое лицо, одевающимся в шелковые одежды и наподобие женщин выводящим на лице румяна, строго воспрещается сидеть в лавках, ходить по базару и находиться в чайханах, так как это противно закону (т. е. шариату). Лица, занимающиеся бачебазством [так называется развлечение с красивыми мальчиками], одиночно и в компании ходят в лавки, где имеются помянутые мальчики, и, рассевшись против них, смотрят на них страстными глазами и увлекаются прищуриванием глаз мальчика, за что платят деньги, которые добывают у своих родителей и жен, а если они добровольно не дают таковых, то воруют у них или у посторонних, а потому вводят себя в грех и идут по пути нечистой силы, так как в одной из глав шариата говорится, что мальчики эти имеют в себе каждый по 18 нечистых сил (бесов), от которых они кажутся красивыми и хорошими. Воспрещение такого беззакония зависит от начальников, которые обязаны прекращать это зло, а мальчиков возвращать их родителям, за что они (начальники) получат милость Божию.

Согласно вышеприведенному риваяту и принимая во внимание, что мальчики, выполняющие роль бачей, с раннего детства приучаются только к праздной, бездеятельной и разгульной жизни на счет дурных мужчин, известных под именем бачебазов, и таким образом, достигнув возраста 20—25-летнего, они сами обращаются в бачебазов и проматывают все нажитое трудами отцов своих, и затем, не привыкнув ни к какому труду, обращаются к легким промыслам, как то: к обманам, кражам и грабежам, т. е. само население воспитывает в себе вредных членов общества, поощряя их своими приношениями и подарками, расходуя на это все денные заработки в ущерб своим семьям, — я, на основании всего приведенного, предлагаю и. д. младшего помощника и аксакалам разъяснить населению вред, происходящий от бачебазства, и пригласить народ принять участие в искоренении этого зла. Всякий добропорядочный человек, в свободное от труда время, найдет себе развлечение, не противное долгу чести и шариату.

[См. «Туркест. тузем. газ.» за 1884 г. № 48. Среди бачей бывают и настоящие содомиты (хизаляк). И этот гнусный порок встречается среди сартов, как это видно из следующего анекдота: «Однажды привели к Кокандскому хану такого бачу-развратника, хан присудил его к смертной казни, но находчивый развратник заявил хану, что он знает очень выгодный для всего государства секрет, и что ему не хотелось бы уносить этот секрет с собою в могилу. Хан заинтересовался и узнал, что присужденный к смерти развратник обещает вырастить из обыкновенных семян чистое золото. Соблазнившись таким заманчивым обещанием, хан отложил смертную казнь развратнику. Когда настало время посева, хан приказал осужденному приступить к делу, но тот сказал: «Таксыр! я сам — гнусный развратник, и из моего посева ничего не выйдет; поэтому прикажите кому-нибудь из ваших приближенных произвести посев под моим личным присмотром». Хан поочередно предлагал своим приближенным взяться за посев, но не нашлось ни одного неповинного в названном пороке. Тогда хитрый развратник попросил самого хана взяться за посев для народного блага. Но… и сам хан сознался в своей виновности…»].

Несмотря на это, развлечения с бачами до сих пор еще существуют среди туземцев, как и следовало ожидать: одним приказанием не прекратить распространение порока, укоренившегося в народе в течение столетий и находящегося в связи с устройством домашнего быта сартов. Увлечение бачами не только вызывает большие расходы у их обладателей, но иногда оканчивается преступлением — убийством. Так, 7 июля 1890 г. ташкентские сарты: Улуг-ходжа Зиамутдинов, конный барышник 38 лет, Акбар Ахметбаев, Юнус-ходжа Ибрагим-ходжин, мелкий подрядчик и торговец, и Ахметджан Нурматдинов (21 г.) — все зажиточные, взяли с собою двух бачей и в компании еще с двумя товарищами сначала катались по городу верхами, потом угощались в увеселительном саду, а когда стемнело, уехали в пустой загородной сад и там изнасиловали обоих бачей, причем один из кутил, балалаечник Саадулла, был убит своими товарищами по кутежу из-за обладания бачой [Н. Васильев. Смерть из-за бачи. Из местной судебной хроники. Прилож. к газете «Окраина». Самарканд, 1891].

31 января 1891 года в Самаркандской области, в селении Тугай был убит ножом местный сарт Ибрагим-мулла Шакиров туземцем Санакулом Хадыровым из-за бачи, в обществе которого они 30-го января провели ночь [«Окраина» № 26 за 1892 г.].

В ночь на 29 июля 1895 г. в Ташкенте, в местности Джума Мечеть, в саду сарта Муллы-Каримджана Рахимджанова был зарезан сын его Шакирджан, 28 лет, ташкентским же сартом Юлдашем Баймухамадовым из-за бачи [«Туркестанск. ведом.» 1896 г. № 54].

Конечно, приведенные случаи убийства из-за бачей не единственные; и в Ферганской области бывают такие преступления.


Приложение. Рассказ киргиза о развлечениях сартов с бачами

По своим делам я бывал в многих городах Туркестана и хорошо освоился с нравами и обычаями сартов; но мне не удавалось быть на сартских увеселениях в присутствии бачей, потому что сарты свои гнусные удовольствия старательно скрывают от «несартов». Наконец, с помощью одного знакомого, мне удалось попасть в таинственный дом, где происходили безнравственные удовольствия: я переоделся в сартский костюм и вошел в саклю. Она была довольно поместительная, и в ней было много сартов, между которыми находились и пожилые, украшенные белой большой чалмой и седой бородой. Все сидели на полу. В средине комнаты, на шелковом коврике сидел красивый мальчик; на нем был роскошный и оригинальный женский костюм. С головы до ног он был украшен серебряными и золотыми монетами. Перед ним на подносе стоял большой чайник и маленькая китайская чашка. Я догадался, что этот мальчик не кто иной, как бача. Бача налил чаю из чайника в чашку, и все присутствующие впились в него глазами. Когда он подал чаю одному богато одетому юноше, юноша моментально соскочил с места и, приложив руки к груди, — чтобы выразить уважение, покорность и готовность услужить мальчику, — подошел к баче и низко поклонился. Юноша сел на коленах перед мальчиком и принял от него чашку чаю. Когда чай был выпит, юноша возвратил баче чашку, положив в нее целую горсть монет. Удостоившись целования рук и лица, молодой сарт при крике публики: «Ты счастлив!» сел на место. Потом бача из той же чашки угощал и остальных своих поклонников. Каждый из них, возвращая чашку, дарил мальчику монеты; но никто из обожателей не удостоился той милости, какой заслужил первый поклонник бачи. При окончании чаепития, унесли чайник и чашку. Тогда все принялись курить гашиш. Воздух наполнился дымом, и трудно было дышать. Из рта курильщиков бежала слюна; они сидели неподвижно, наклонив свои головы в одну сторону и не сводя глаз с своего кумира. Они были в каком-то особенном состоянии… Когда бача встал, вдруг все оживились: кто ударил в бубен, кто заиграл в сыбызгы (род флейты), кто затрубил. Бача то и дело дикими скачками кружился в комнате. По временам он останавливался возле кого-нибудь и строил при этом различные гримасы и кривляния. Каждый сарт в то время, когда возле него останавливался бача, старался целовать полы его одежды, руки и башмаки; иной прикасался к его одежде или башмакам, а потом целовал свою руку, с умилением приговаривая: «Я готов быть твоим агнцем, приноси меня в жертву».

Долго продолжались танцы, скорее сказать скачки бачи. От дыма гашиша у меня заболела голова, и я должен был оставить сартов. Что дальше было в сакле, я не знаю…

По словам того же киргиза, и в настоящее время некоторые богатые сарты держат у себя тайно бачей, выдавая их за своих приказчиков. [Заимств. из «Киргизской степной газеты» от 11 февраля 1896 г. № 6].




Н. С. Лыкошин. Долой бачей / Полжизни в Туркестане. Очерки быта туземного населения. — Петроград, 1916.

В Ташкенте нередко случаются убийства из-за бачей, немало таких убийств случилось за время русского в крае владычества, и кровь убитых на нашей совести.

Придя в край, мы застали содомию, но не только не приняли никаких мер против гнусного порока, а даже сделали ему послабление, допустив для туземцев исключение из общего закона: за мужеложство в черте туземных поселений судил все время народный суд и ограничивался, сравнительно с нашим уголовным кодексом, весьма легкими наказаниями. Порок рос, бугроманы прочно устроились в туземных учебных заведениях, бачи заняли свои места в городских чай-хане, привлекая туда своих поклонников. Из-за бачей лилась нередко кровь, из-за них разорялись молодые и старые богачи, приезд в город какого-нибудь знаменитого бачи, вроде Макайлика из Коканда, составлял целое выдающееся событие в жизни праздной, жадной до зрелищ части туземного общества.

Администрация обратила внимание на нежелательность такой свободы противоестественного порока. В 1890 г. начальник города Ташкента запросил казиев о том, что они думают о «бачабазстве» и, получив от них ривоят [выписка из шариатных постановлений] против бачей, отдал по городу приказ о запрещении иметь в чай-хане бачей. Запрещение это вошло в силу и было встречено народом с признательностью, но в 1896 году танцы бачей были введены в программу благотворительных гуляний, и бачи развелись снова на законном основании.

Позже полицеймейстер туземной части города Ташкента, вместо того, чтобы потребовать исполнения старого приказа по данному уже казиями ривояту, снова стал искушать по тому же вопросу представителей шариатной мудрости, но это мало помогло делу.

Как бы там ни было, следует непременно совсем извести бачей, добиться того, чтобы они не появлялись, чтобы родители не торговали красивыми мальчиками и не обрекали детей сначала на позорную роль проститута, а потом на амплуа вора и тунеядца.

Для этого мало казийского ривоята: необходимо изъять дела о мужеложстве из компетенции народных судей и установить одинаковую для всех наказуемость по русским уголовным законам, независимо от того, совершил ли туземец мужеложство в туземной или русской части города. Надо вывести из употребления красивых мальчиков и не повторять в защиту их банальных фраз о том, что бачи — это только объекты эстетики, что и у европейцев есть балерины и т. п. Все это надо бросить и по-прежнему считать порок Содома и Гоморры гнусным пороком.


Другие материалы по данной теме:
В. И. Кушелевский. Материалы для медицинской географии и санитарного описания Ферганской области;
Н. П. Остроумов. Характеристика религиозно-нравственной жизни мусульман, преимущественно Средней Азии;
В. В. Верещагин. Из путешествия по Средней Азии;
Е. К. Мейендорф. Путешествие из Оренбурга в Бухару;
А. К. Гейнс. Дневник 1866 года. Путешествие в Туркестан;
В. В. Радлов. Средняя Зерафшанская долина;
Г. А. Арандаренко. Досуги в Туркестане: Малоизвестные города Зеравшанского округа;
Г. А. Арандаренко. Досуги в Туркестане: Между туземцами степного уезда;
Н. Л. Корженевский. Той. (Очерк из жизни сартов);
Гр. Андреев. Закулисные стороны сартовского быта.

  • 1
Их до черта сейчас в Афганистане, этих несчастных бачей.

На ютюбе лежит видео с танцами афганского бачи. Телодвижения прям как из очерка Верещагина... Персидская культура живуча...

Точнее - в Афганистане сейчас развита мужская проституция вообще - не детская, а взрослая.

Что характерно - особенно это было развито при этих, как их... из головы слово вылетело... - ну которые статуи в Бамиане взорвали... ну недавно были - что-то типа ваххабитов... Блин, забыл слово. Ну Вы поняли.

А казалось бы - ввели жёсткие исламские законы - всё подряд позапрещали. Но народные традиции не перебороть, психоанализ и Фрейд рулят.

Более всего это распространено в самых ортодоксальных исламских странах, типа ОАР и Саудовской Аравии.
А типа ваххабитов это не талибы?

Непотребство и вправду.

Продолжение культуры древних греков. Любовь небесная.

ну ... кстати гомосексуализм у многих из этих товарищей до сих пор нечто ,"так себе ничего плохого" Ну их куда подальше.

Многие наши деятели тоже через это прошли во время учебы в кадетских корпусах и т.п. — в общем, было как и в Европе... Можно вспомнить стихи Лермонтова и т.п., да и в мемуарах проскальзывает иногда. Но все же это были юношеские "игры", во взрослую жизнь далеко не все это переносили.

Например, из воспоминаний Корнея Чуковского (цитирую из подзамочной записи френда):

1968 г. Рассказывает о Кропоткине – аристократе, князе, советском вельможе (анархисте-бомбисте)
Американцы ушли, Кропоткин направился ко мне. Начал знакомство очень странно: после первых приветствий он встал в позу и стал декламировать длинное стихотворение Некрасова: Было года мне четыре, Как отец сказал...
Я слушал, не смея перебить его декламацию. Прочитав все стихотворение с начала до конца — он сказал:
— Никому не известное. Нигде не напечатанное. Мне его сообщил Степняк-Кравчинский.
Стихотворение было мне известно. Кажется, я же и разыскал его в старых изданиях. Тихим голосом и даже виновато, я сообщил ему об этом, но, очевидно, он не расслышал меня и при следующих встречах всегда декламировал эти стихи.
— Как же, как же, читал вас. Остро и задиристо. Но почему вы пишете все о педерастах: об Оскаре Уайльде, Уитмене. Скажите: вы сами педераст? Да что вы краснеете! У нас в корпусе мы все были педерастами.
И он опять разгладил бороду и выпятил грудь. Очень странно прозвучало это: «у нас в корпусе».

Не не все там были педерастами, просто Кропоткин по себе судил. Многие либеральные революционные деятели были бисексуалами. Это правда. Но далеко не все. Тоже и в корпусах. Это явление распространилось лишь к периоду падения Империи и было связано с обрядом инициации в одном из масонских течений, потом принятом ВВНР. Это те придурки то считали себя "тамплиерами". А через эту ложу прошли многие. У Лермонтова ? И где же ? Просто наш разум так испорчен что следует быть осторожным в суждениях. В КНДР многие ходят взявшись за руки даже и одного пола, но это вовсе не значит что между ними присутствуют однополые связи.
И кстати красные в этом плане были самые морально устойчивые - они предпочитали какую нибудь разложить "чтобы не мещанствовала", но педерастию не одобряли.

>>Не не все там были педерастами

Я же про всех не говорю. Просто это было распространено, и в 19 веке тоже.
Можно вспомнить великого князя Сергея Александровича и других.
Про Лермонтова - поиск по "Лермонтов голубые стихи"

Про красных согласен. Они, кстати, и извели бачей... И вдобавок сделали много того, что и до революции считалось нужным, но по разным причинам руки не доходили. В том же Туркестане, например, окончательно присоединили Бухарское и Хивинское ханства.

Да , красные многое наворотили разного. Я знаю про то что они извели бачей. А точнее в трудовые коммуны их собрали, а тех кто не желал просто растреляли. И касаемо стихов , авторство весьма сомнительно, и встречаются они как раз на сайтах популяризирующих нетрадиционные отношения. А веры им нема. и даже в статьях на них упоминаются что вообще то за это дело в Империи высылали куда подальше. А вот эти случаи уже задокументированы. И ещё - вы сериал Поколение Убийц смотрели ? Так что все американские морпехи тоже пидоры ? Там доходчиво показано что на самом деле представляют из себя все эти шутки на гомоэротическую тему. Однако да - пажеский корпус французов был дурным примером. И были - особо либеральные как правило и "прогрессивные" товарищи которые этому примеру следовали. Но Слава Богу наши учебные заведения по большей части были консервативны, и для будущих офицеров всегда были рядом различные институты благородных девиц, курсы рукоделия для девиц благородного сословия, книжные клубы и т.п. и т.д. где в реальности всё обучение сводилось к тому чтобы зацепить жениха покруче, ну а те кто по проще....впрчем потом эти кто попроще бед и натворили. Но это совсем другая история. Однако да Юсупов был гомосексуалист при чём практически открытый, и после личности этого упыря уже совсем по другому относишься к Распутину. Тот то хоть мужик был.

Однако же Прутков писал "Кто не брезгует солдатской задницей, тому и фланговый служит племянницей".

И ещё.
М.В.Грулёв. Записки генерала-еврея

Глава X. На Кавказе
...
На первых же порах моего командования батальоном я наткнулся в одной роте на пикантное происшествие, имевшее вполне couleur locale; в этой роте обнаружилось, что взводный унтер-офицер из туземцев, одержимый неестественным пороком, насиловал молодых солдат своего взвода. Ротный командир доложил мне это на словах, не желая, почему-то, подавать официального рапорта, и уверял меня, что такие грехи и раньше случались в полку. Мне же, не привыкшему к таким обычным кавказским нравам, событие это казалось выдающимся по своей преступности. Произведя лично расследование и убедившись во всем, я сам подал рапорт по начальству, требуя предания суду этого унтера.
Дальнейший ход этого дела меня еще больше огорошил, чем самый факт обращения взвода солдат в гарем для своего командира. Приезжает в Белый Ключ великий князь на обычный инспекторский смотр. После смотра получаю служебную записку, что его высочество просит меня пожаловать по делам службы. В присутствии командира полка, полковника Суликовского, завязывается такой разговор:
– Зачем вы, полковник, подали рапорт об этой истории с унтер-офицером? Неудобно, знаете, поднимать бучу, скандалить полк, когда мы готовимся к празднику 200-летнего юбилея. Возьмите назад ваш рапорт. Вам, пожалуй, такие истории кажутся необычайными; а мы здесь к этому привыкли. Знаете ли, что в минувшем году у меня в дивизии не взводный унтер, а командир полка (Тифлисского), полковник Попов, попался в таком грехе: он насиловал вестовых и ординарцев, которых посылали к нему по ежедневному наряду. Я-то готов был простить ему эти шалости, – уж очень командир был бравый. Но история эта получила огласку на весь Кавказ, так что я должен был представить его к увольнению со службы. Но знаете что мне Куропаткин сказал, когда я был в Петербурге? – Напрасно, говорит, лишаете себя хорошего командира полка; не Бог весть какая важность это баловство, в котором он попался. В Туркестане, в период завоевания края, многие грешили этим делом – держали «мальчиков». Что поделаешь, коли нет женщин. А воевать ведь надо. А «без женщины мужчина, – что без паров машина».

да я именно не наш а их пажеский корпус упомянул, именно эти отношения показал Вольтер когда то, хоть и было это за долго до. Но мы это мы - от передовых европейских веяний отстаем :). Касаемо нашего то увы и ах для пидерастов, до французкого ему было далеко.

Согласен. И до английских тоже! ))

Нет французы были эталоном. Там вообще пажи были открытыми гомосексуалистами. Пойти в пажи например во времена "короля солнца" означало однозначно предложить свои гомосексуальные услуги за деньги. Прямая проституция. У англичан другое - у них это "рыцарство", "залог тайного союза". Прямой проституции практически не было и как женщины наряжались крайне редко.

Как бабы не рядились, это точно, зато жопу вполне охотно подставляли.

«Я москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя. Я – москвич!»
Владимир Алексеевич Гиляровский

Эти "бачи" - часть восточной культуры, поклонения прекрасному живому идолу, специально для этого приобретенному и воспитанному - как гейши, актеры китайской оперы и проч. И что было с ними бороться, спрашивается, российской детской проституции, что ли, было мало в 19 веке? Просто надо же против чего-то бороться.

инга

(Anonymous)
С начала рус запретил бачабазства потом её подкупили и сам стал пидаразом

> Среди бачей бывают и настоящие содомиты (хизаляк)

Интересно, а остальные что - не настоящие?

Остальные -- просто танцоры.
Как в европейской культуре: если девушка -- артистка, арфистка или (современный вариант) танцует у шеста, то это не значит, что она оказывает сексуальные услуги. Хотя скорее всего.

Здравствуйте. У меня есть старый альбом города Самарканд. фото Долой Бачей есть в этом Альбоме. Я хотел узнать сколько примерно будет стоить этот Альбом ?

К сожалению, подсказать не могу.

  • 1