Category: архитектура

Category was added automatically. Read all entries about "архитектура".

TurkOff

Священный город Туркестан

А. К. Гейнс. Дневник 1866 года. Путешествие в Туркестан.

Collapse ) Впереди поднялась высокая арка и купол знаменитой туркестанской мечети, или так называемого Азрета. Как все это приятно действует на глаз, привыкший к однообразию степи! Будто подъезжаешь к Парижу; такое чувство удовольствия испытал по крайней мере я, подъезжая к Туркестану. Collapse ) Общий вид Туркестана производит тоже приятное впечатление. По сторонам его тянется множество садов, Collapse ) Изо всего города виднеется только длинная зубчатая стена. Из-за нее смотрят высокие валы цитадели и красивые куполы Азрета. На городских стенах видны еще следы, оставленные нашими гранатами и ядрами.


Туркестан. Часть города Бакы-Масчит.
Здесь и далее фото из «Туркестанского альбома» (1871—1872)

Мы въехали в ворота города по очень плохому мостику, перекинутому через глубокой ров. Collapse ) Задевая колесами за стены и присоединяя новую черту к многочисленным следам, оставленным на них арбами, мы добрались до базара, т. е. крытой улицы, по сторонам которой вместо пустых стен расположены лавки. Здесь висели на железных крючьях только что зарезанные бараны, стояли в лавочках самовары, продавались фрукты, производились всякого рода мастерства. Мальчишки и торгаши кричали и шумели, верблюды ревели, всюду был гам, шум и гвалт. По базару сновали бухарские евреи, отличающиеся правильными чертами лица и длинными пейсиками, сарты в больших чалмах, киргизы и наши солдатики, которых их штык занес за три тысячи верст от Москвы. Но так же, как и там, они оказались здесь как у себя, торговались, бранились, осматривали съестные продукты. Сарты, как мне показалось, смотрят еще на русских большими волками. Ни один из них не кивнул нам даже головой, хотя мальчишки, пробегая мимо экипажа, делали нам под козырек в укорительном смысле. Киргизы, которые легко узнаются по их типу, вели себя иначе. Еще издалека они кричали нам громко: «Аман!» и весело поглядывали на нас.

Collapse )
Врщ1

Закладка мечети в Петербурге

Закладка мечети в С.-Петербурге // Нива, 1910, № 9.
(Заимствовано у rbvekpros).

3-го февраля у мусульман, живущих в нашей столице, был большой праздник: в этот день состоялась торжественная закладка первой мечети в Петербурге. Collapse ) В течение долгих лет они мечтали о мечети, но не имели возможности осуществить эту мечту: не было средств на приобретение необходимого участка земли и постройку приличного здания. Открытая несколько времени тому назад всероссийская подписка хотя и доставила мусульманам Петербурга некоторые средства для этого, но все-таки недостаточные. И только щедрый дар Эмира Бухарского, приехавшего в Петербург, сразу подвинул дело и дал петербургским магометанам возможность создать для себя подобающий столице храм.


Закладка мечети состоялась в присутствии Эмира Бухарского и была приурочена к 25-летнему юбилею его правления. Collapse ) в конторе постройки состоялся завтрак с тостами и речами, причем вместо шампанского был подан лимонад. Первый тост Эмир провозгласил по-русски за Государя Императора — и в ответ грянуло «ура».

Уезжая с торжества, Эмир заявил, что, счастливый приемом населения, он в этот радостный для него как мусульманина день жертвует 5000 р. для бедных столицы.

Мечеть строится по проектам и под наблюдением академика архитектуры фон Гогена и архитекторов Васильева и Кричинского. Проект составлен в стиле самаркандской мечети (времен Тимура). Collapse ) Работы по постройке начались еще с августа истекшего года. Окончание же постройки предвидится не ранее 1912 года. Лишь чрез два года Петербург обогатится этим оригинальным и красивым зданием, место для которого выбрано очень удачно — напротив тенистого Кронверкского парка, в оживленном месте столицы, близ Народного дома, и по дороге на Острова, где каждый день проезжает «весь Петербург».

kazak

Рассказ невольника, хивинского уроженца Андрея Никитина

В. И. Даль. Рассказ невольника, хивинского уроженца Андрея Никитина. 1830 // Альманах на 1838 год, изданный В. Владиславлевым. — СПб., 1838.

Звали меня в неволе Абдуллою, но имя мое Андрей, по отцу Никитин; от роду мне 38 лет, родился я в самой Хиве. Отец мой, Никита Сапожников, был русский пленник; Collapse ) На 18-м году отроду соскучился я непомерно по родине отцовской и по своей христианской вере, в которой держал меня отец тайно и наложил проклятие на меня, коли я от нее отстану. Я, с дозволения отца моего, который по дряхлости не мог следовать за мною, бежал с двумя русскими татарами в Бухару. Collapse )

 
1) Бухарец. Хивинец. Оренбургский татарин.
2) Бухарка. Хивинка. Татарка. С акварелей П. Ф. Бабикова (1846)


Collapse ) Было время, что ханы давали всем беглым татарам этим по 6-ти червонцев в год и еще одевали и кормили их; но ныне не только ничего не стали давать им, а, напротив, гоняют; Collapse ) Сделалось это потому, что стало их накопляться слишком много и стали они мошенничать и воровать. Collapse ) татары сказывали мне, что прежде их в Бухаре много тайно убивали, а ныне они узнали это и предостерегают друг друга, чтобы никто из них не входил в дворы, а и того менее в дома бухарцев; там с многими случалось вот что: бухарцы, как известно, содержат жен своих строго; несмотря на это, когда случалось хозяину отлучиваться на несколько дней, то жены, призвав татарина к себе, под предлогом покупки обуви, заманивали его в дом, запирали на несколько дней вместе с собою, а потом, чтобы дело не обнаруживалось, убивали его, Collapse )

Collapse ) Сами хивинцы никогда не берутся за тяжелую, земляную, полевую или садовую работу: это всегда дело раба. Если бы не было у них русских да персиян, а иногда и калмыков, то не знаю, что бы вышло из садов и пашень их, Collapse ) словом, хивинцы живут вовсе на счет невольников своих, которых таскают трухменцы и киргизы, а изредка, при набегах на персидские границы, и сами хивинские узбеки и сарты. Collapse )

Врщ1

Астрахань: у ворот Азии

А. Н. Харузин. Степные очерки (Киргизская Букеевская орда). Странички из записной книги. — М., 1888.


Collapse ) Все пестро на берегу — бегут и кричат носильщики — персияне, извозчик — татарин, торговец — армянин, колонист — немец, праздностоящий — калмык. Среди этой разнородной толпы можно было бы подумать, что находишься в земле чужой, если бы не русский человек, который виден тут и там; он здесь уже давно, он один господин: уже давно водружен им восьмиконечный крест, уже давно красуется собор среди кремля. Collapse )

Нравы в Астрахани несколько странны для нас — мы привыкли называть такие нравы дикими. Типы «Кит Китычей», которых описывают у нас в юмористических журналах, не выродились там нисколько. Купец играет первую роль в Астрахани: если он богат, то он сила — он царь. Collapse ) Средний купец астраханский производит очень неприятное впечатление: он груб, он рутинен, не образован — он не культурен. Collapse ) Сначала может все это показаться смешным и забавным; но если взглянуть на это дело серьезно, то нельзя не погоревать о той рутине, которая еще в такой силе царит у нас, и в таком именно месте, где при уме и культурности можно было бы держать знамя русского имени высоко. Ведь Астрахань у ворот Азии!


Гостиный двор купца Аджи Усейнова (Персидское торговое подворье)

Collapse )

TurkOff

Поездка в Бухару (2/5)

Н. П. Стремоухов. Поездка в Бухару. (Извлечение из дневника) // Русский вестник, 1875, № 6.

Другие части: [1], [2], [3], [4], [5].

Collapse ) не говоря уже про отсутствие дисциплины, солдаты не имеют ни одного из тех качеств, которые требуются от военных; между тем содержание их ложится тяжелым налогом на народ. Collapse ) Настоящее войско составляет только пехота, сарбазы, которая почти вся набрана из персиян-невольников (их более десяти тысяч человек в войсках). Простые солдаты одеты в красные и синие куртки, офицеры в кафтаны и в халаты. Вооружение весьма разнообразное и в самом жалком положении: кремневые ружья без кремней, ударные без курков, другие же такие, что при первом выстреле разрываются.


Бухарские сарбазы

Если есть полки и в них какой-то намек на порядок и дисциплину, если есть полковая музыка, команда по-русски, если, наконец, солдаты бухарские хотя несколько похожи на воинов, то всем этим Бухара обязана сибирскому казаку, Алексею Яковлеву. Попав по своей оплошности в неволю к бухарцам, этот казак употребил первые усилия свои на то, чтоб освободиться от рабства: объявил эмиру, что нисколько не намерен бежать, и что если только примут его услуги по устройству войск, то он сделает все, чтобы быть полезным. Сеид-Музаффар согласился на его предложение, переименовал его в Османа, и вскоре, убедившись в искренности его намерений, поручил ему начальство над своею армией, возведя его в достоинство бека. Осман-бек немедленно принялся за нововведения. Он научил бухарцев делать порядочный порох, лить пушки, хотя и плохие, исправлять ружья, образовал полки, которые одел в одинаковые мундиры, ввел русскую команду и полковую музыку. Кончил же Осман, как и многие другие, насильственною смертью. Collapse )

Val

Пять недель в Кокане (1870). 3/5

Д. Н. Долгоруков. Пять недель в Кокане // Русский вестник, 1871, № 1.

Другие части: [1], [2], [3], [4], [5].

Collapse ) Я продолжал объяснять всю пользу для края от улучшения червеводства, которое неминуемо будет следствием вывода семени специалистами, знающими это дело. От этого улучшения улучшится и самое качество шелка, который будет продаваться непременно гораздо дороже, чем теперь.

— У нас, — возразил мехтар, — шелководство существует с незапамятных времен; никаких улучшений мы не делали, не искали, и оно все же, благодаря Бога, существует.

— Однако, — отвечал я, — ясно представляется возможность продавать дороже производимый вами товар: не есть ли это очевидная польза края? Ваш шелк-сырец стоит на месте теперь не более 190 рублей пуд; в Москве 225 и до 230 руб. Если же с улучшением червеводства вы достигнете того, что будете его продавать вдвое дороже, край от этого много выиграет.

— Да, это будет выгодно, — спокойно отвечал мехтар, — но нам нет надобности в этих выгодах. Наши деды и отцы жили, и жили счастливо, без них, и нам надо стараться им подражать. Впрочем, — с живостию прибавил он, — вы наш гость, гость хана; пошли вам Бог успеха в ваших делах. Collapse )


Саид Мухаммад Худояр-хан

Как только мы оба уселись, хан сказал несколько слов, которые мехтар повторил нашему переводчику, который в свою очередь перевел их нам. Едва мы узнали через этот двойной путь, что его высокостепенство радуется нашему приезду и пребыванию в Кокане, как хан спросил о здоровье друга своего туркестанского генерал-губернатора. Collapse )

Collapse ) Впереди нас слуга нашего хозяина с трудом удерживал пред собой, поперек седла, большой узел.

— Что это везет Риза́? — спросил я переводчика.

— Как же-с, это у них уж обычай. Угощение, которое вам подавалось, все вам отдано, — отвечал, иронически улыбаясь, Султан.

Действительно, орехи, изюм и все прочее поступило в нашу собственность; даже два ящика леденца с надписью «Фабрика бр. Кокиных в Москве», красовавшиеся пред нами во дворце, попали опять в русские руки. Этим, однако, не ограничилась ханская милость. Collapse )

Val

Н. А. Северцов: Зоолог в плену у кокандцев. 4/5

Н. А. Северцов. Месяц плена у коканцев. — СПб., 1860.

Другие части: [1], [2], [3], [4], [5].

Collapse ) заживление ран шло с каждым днем успешнее, точно усилившаяся опять привязанность к жизни подкрепляла организм. Впрочем, мне Абселям предписал и достал тоже крепительного: коканского вина, т. е., виноградной водки вроде коньяку, только прозрачной и бесцветной как чистейшая вода. Collapse ) Это лекарство я употреблял весьма мало, и сильно разбавлял водой; гораздо больше принимал его мой медик. Collapse ) Он был из сибирских казаков, и захвачен в плен Кенисарой, который уступил его коканскому хану Collapse ) Этот хан искал и всеми неправдами добывал (тому лет двадцать пять) русских военных, беглых и пленных, для обучения своего войска; но Абселям (его русское имя я забыл) долго, года четыре, отказывался от мусульманства и коканской службы и оставался пленником, под страхом смерти, к которому, наконец, от невыполнения угроз привык. Он все надеялся бежать из плена, пока смерть не явилась уже не поверхностной угрозой, а делом близким, по милости женщины, т. е. коканской девушки, утешавшей пленника. Collapse ) Тут уже казнь была неминуема, и притом кол; вместо неопределенной угрозы являлся судебный приговор и его быстрое восточное исполнение. Collapse ) И сделался Абселям правоверным мусульманином, женился на обольщенной, вступил в коканское войско, и дослужился до чина юзбаши. Со временем, и от привычки, его вынужденное обращение сделалось искренним; я уже привел его аргумент относительно татарских святых.


Туркестан. Общий вид мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави с южной стороны (на переднем плане — русские постройки)

Особенно он чтил туркестанского местного святого, Азрет-Султана; он крестился, когда божился; а об пророке мало думал и чарочку любил. Но чудеса Азрет-Султана, чудотворное построение большой туркестанской мечети, он рассказывал с благоговением и с полным убеждением. Collapse ) Чтил его Абселям, но коканцев не любил и называл все еще по-казацки, псами некрещеными, басурманами, нехристью поганой; по его понятиям, и мусульманину следовало быть крещеным, чтобы быть правоверным. Как же не русский человек? Collapse )

TurkOff

Город Туркестан в 1866 году

П. И. Пашино. Туркестанский край в 1866 году. Путевые заметки. — СПб., 1868.

Другие части: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9].

Туркестан был виден еще много раньше со своим знаменитым храмом Азрет-Султана. Освещенный солнечными лучами город представлял великолепную картину издали. Каратауские горы здесь кажутся не так далеки. Подъезжая к городу, мы стали замечать несколько дорог, направлявшихся в разные стороны. Большая часть их шла на север к Каратау. Наконец появились и ослы с бревнами, которые был перетянуты у них на шее, и с мусором. Длинные заборы, построенные из необожженного кирпича, отделяли от нас опустелые брошенные сады. Какая-то женщина встретилась с нами на повороте улицы. Чем ближе к городу, тем больше оживления в садах. Вот нам попался один мужик, прочищавший водопроводную канаву своим топором; топор его носил на себе особенный характер: он скорее походил на наш молоток, только с длинным заостренным лезвием.


Туркестан с восточной стороны. Литография с фотографии М. К. Приорова (илл. из книги П. И. Пашино)

Вот показались наконец и ворота с мостиком, перекинутым через ров, и за ними на горе возвышался дивный храм Азрета. Надо заметить, что он гораздо лучше издали или на картине, чем вблизи. Даль скрадывает множество его недостатков; например, на одной стороне есть выбоины от русских ядер; эта выбоины издали незаметны и не мешают его картинности.

Collapse )
Врщ1

С. М. Прокудин-Горский. Доклад со слайдами (1912)

С. М. Прокудин-Горский. О применении фотографирования в истинных цветах к наглядному изучению России (доклад на общем сoбpaнии 4 января 1912 г.) / Труды всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 — январь 1912, т. III. Пг., 1915.

Collapse ) Работа моя производится с соизволения Государя Императора уже четыре года. Я езжу по всей России и делаю снимки, руководствуясь указаниями и этнографов, и художников, и главным образом местных людей, которые знают свое место больше, чем кто-либо; я воспроизвожу все древнее, все интересное в том или ином отношении. Collapse )

Далее г. Прокудин-Горский показывает на экране цветные снимки, сделанные им в Туркестане и Средней Poccии, а также несколько этюдов.

Снимки Туркестана и Средней России:

Collapse )

31. Мечеть Шах-Зинде. Снята к вечеру. От неё [вряд ли] что-нибудь останется, потому что там сидят муллы, которые клянчат деньги за показ. В общем, надзор до крайности мерзкий за этими замечательными девятивековыми памятниками. Не организовано ничего. Ремонта нет, никто не заботится, никого не интересует. Современные сарты потеряли все художественное чутье. Нужно удивляться, что это были за люди и что с ними сталось, все изящное им чуждо.

Общий вид Шах-Зинде (вечерний снимок)

32. Это — у входа в мечеть. Эти господа сидят с утра до вечера, ничего не делают, собирают гроши с тех, кто приходит молиться. Типичные лодыри!

У входа в Шах-Зинде

Collapse )


Тест доклада взят с сайта «Наследие С. М. Прокудина-Горского» via oldcolor. Фотографии: http://prokudin-gorskiy.ru; см. также http://prokudin-gorsky.org, http://www.loc.gov. Все фото кликабельны.
Val

Мечети в Киргизских степях

А. И. Лёвшин. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей:

Императрица Екатерина, желая пролить на киргизов хотя несколько лучей просвещения, указами 1782, 1784, 1785, 1786 и 1789 годов повелела строить для них на границе мечети и школы, учащихся содержать на счет казны, а отцам их оказывать преимущества, давать похвальные листы, подарки и проч. Воля ее была исполнена: строения сделаны, но всегда были пусты и, наконец, развалились. Столь же тщетны были до 1822 года труды шотландских миссионеров, живущих в некоторых пограничных городах русских и очень усердно старающихся проповедывать ордам киргиз-казачьим правила своей религии. После выезда моего из Оренбурга открыто там Неплюевское училище, в котором, как слышно, учатся с успехом и киргиз-казаки. Известие утешительное.


А. К. Гейнс. Дневник 1865 года. Путешествие по Киргизским степям:

Collapse ) У Подспудной станицы нужно спуститься с высокого правого берега в долину Иртыша. Горы же далеко отбегают на восток, оставляя между рекою и собою обширную, красивую равнину. У самого спуска с правого берега видна зимовка, построенная правительством брату Аблай-хана Мемет-султану [Абулмамбет-хан (Абулмамет) (?-1771) на самом деле приходился Аблай-хану троюродным дядей. — rus_turk.]. Он жил в нынешнем Акмолинском округе, но, будучи очень хитрым и, вероятно, предугадывая скорое подданство орды, перешел на внутреннюю сторону Иртыша и принял подданство России. Правительство начало его очень ласкать и выстроило Мемету богатую зимовку на правом берегу Иртыша с баней, мечетью и пр. Сыновья Мемета — Урус-султан и Чанчар; от имени последнего постройка стала называться зимовкой Чанчара. Замечательно, что около мечети была построена казарма, назначенная для солдат, охранявших мечеть от киргиз  — вот какова была их преданность магометанству. Решительно, мы самые энергичные пропагандисты учения Магомета!


1802 год № 20171 марта 6-го. Грамота киргизскому Чанчар-султану Султаметову «О правах кочевых киргизцев»

Collapse )