Category: лытдыбр

Category was added automatically. Read all entries about "лытдыбр".

Val

Русские в Кульдже и присоединение к России Киргизской степи

Первые известия о русских в Кульдже и присоединение к России Киргизской степи: Рукопись инока Парфения, сообщенная Д. Ф. Косицыным // Русский вестник, 1878, № 9.

Collapse ) «Родом я Тобольской губернии, мещанин города Туринска. Из Туринска же в городе Семипалатинске купец Самсонов был, мой дальний родственник. Приехав в Туринск, он выпросил меня восьми лет у родителей, увез с собой в Семипалатинск и отдал меня учиться грамоте и языкам: татарскому, киргизскому и бухарскому (хотя в сущности это язык и один, но произношение слов у них разное). Когда мне минуло двенадцать лет, он, обрив мою голову и надев татарский колпачок и всю одежду татарскую, отправил меня с работниками-татарами торговать за приказчика в Киргизскую степь Collapse ) Знакомые бухарцы начали звать меня с собой в Китай, в Кульджу, на ярмарку, Collapse ) Нам отвели место, мы расставили свои юрты, разложили товар, пол устлали коврами и открыли торговлю. Китайцы стали нас посещать и рассматривать товар. В один день приходит в юрту китаец, лет около тридцати; много расспрашивал нас о торговле, вообще был, как говорят, человек словоохотливый. Collapse ) Напились чаю; а он все смотрит на меня с каким-то умыслом. Наконец говорит: „Знаешь ли, я вижу что ты не татарин и не бухарец и не киргиз, а какого-нибудь другого рода“. Collapse ) Потом спросил: „Не русский ли ты? откройся мне, я и сам русский и христианин“. Collapse )

Collapse ) Я остался зимовать в Кульдже, и зимой весь товар променял на баранов, а баранов на чай. Но к весне получил печальную весть, что в степи разбойник Канисар, собрав несколько тысяч войска, грабит киргизов; я приуныл, но братья дали мне наставление, чтобы накупить подарков из разных материй и серебряных вещей и ехать к нему прямо. Collapse )


Султан Кенесары Касымов, «мятежник, бесчинствовавший в степи»

Он сказал: „Я желаю, чтобы ты погостил у меня, мы с тобой погуляем; я Россию люблю, ты пьешь вино?“ Collapse )

Врщ1

Поездка купца Варенцова в Среднюю Азию. 3. Бухара

Н. А. Варенцов. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. — М., 2011.

Другие отрывки: [1. Узун-Ада], [2. Геок-Тепе, Мерв, Чарджуй], [3. Бухара], [4. Самарканд], [5. Фергана и Ташкент].

Collapse ) Между домами, даже уже совсем в центре города, находились кладбища, и было видно, что некоторые гробницы, сделанные из сырцового кирпича, были разрушены. Мне вспомнился рассказ моего товарища по работе в Московском Торгово-промышленном товариществе Александра Арсеньевича Капустина, бывшего в Бухаре за год до меня. Он видел собаку, гложущую человеческую руку, несомненно, принесенную из обвалившейся еще свежей гробницы. Покойников в Бухаре в землю не зарывают, а кладут на землю, окружая труп кирпичной сводчатой гробницей. Как говорят, приходится это делать из-за грунтовой солончаковой воды, быстро наполняющей яму.

Collapse ) На базаре же — толкотня. Здесь можно было видеть все народности, заселяющие Среднюю Азию: туркменов, хивинцев, афганцев в своих широких высоких головных папахах, персов в узких мерлушечьих шапках, китайцев с косичками, калмыков, скуластых и толстых от их питания кумысом и бараньим салом; огнепоклонников-индусов с двумя черными пятнами на лбу, кокандцев, евреев в черных конфедератках на головах и черных халатах, перевязанных веревкой Collapse ), и много других народностей, всех их не перечислить.

В толпе невольно обратили мое внимание прогуливающиеся красивые мальчики, набеленные и подрумяненные, разряженные в парчовые халаты, с большим количеством перстней на пальцах, в сопровождении старичков, смотревших на них с полуоткрытыми ртами страстными и влюбленными глазами. Бурнашев, ухмыляясь, сказал мне: «Бачи — жены старичков». Collapse )

TurkOff

Докторша (1/2)

Н. Н. Каразин. Докторша.

ОКОНЧАНИЕ

Цитадель города Кятты-Кургана. 1871—1872


Это случилось в 1868 году в Катта-Кургане.

Мы только месяца три, не больше, как заняли этот, прежде бухарский, город, но по привычке успели уже основательно в нем устроиться и завести знакомство с главнейшими представителями его обитателей. Один из них стал даже большим моим приятелем; почему мы с ним особенно сошлись, трудно сказать — просто, должно быть, по душе пришлись друг другу. Collapse )

Val

В кочевьях иссык-кульских киргизов

Ч. Ч. Валиханов. Дневник поездки на Иссык-Куль // Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. — Алма-Ата, 1984.

1 июня [1856 года] я отправился в аул Буранбая Collapse ) на дороге попадались беспрестанно аулы, но живого существа нельзя было видеть, все бросались в юрты с криком: «Урус! Урус!» («русские, русские»). Чтобы отстранить подозрение и завлечь любопытство прекрасного пола, я предложил нашим киргизам затянуть киргизскую песню и сам оделся киргизским салом (франтом). Уловка эта, действительно, увенчалась полным успехом; Collapse )


П. М. Кошаров. Типы дикокаменных киргизов племени
богинцев (бугу) и сарабогишей (сарыбагыш). 1857

В следующем ауле уже нас ожидали. Несколько мужчин встретили меня с приветствием «аллаяр» [аллаяр — форма обращения простого люда к хану], как султана, и объявили просьбу, которая меня сначала поразила.

— У нас есть одна несчастная аяч, — говорили они, — одержимая джиннами (бесами), мы слышали, что белой кости человек может их выгнать.

— Как же я выгоню этих господ? — сказал я.

— Очень просто, — объявили киргизы, — Collapse )


См. также: На пути в Кашгар. В киргизском ауле (отрывок из «Очерков Джунгарии» Ч. Валиханова).
Врщ1

Наурусова яма

Н. Н. Каразин. Наурусова яма.



Пришлось мне пошататься с месяц по горам, вплотную подступающим к большому озеру Иссык-Кулю. Тогда вся эта местность нам не принадлежала и составляла для нас полную тайну. Сведения об этой стране мы имели исключительно расспросные, а потому весьма сбивчивые и противоречивые; все-таки, в конце концов, эти сведения сводились к тому, что страна эта очень дикая, населена народом тоже мало цивилизованным, каракиргизами, или, как их тогда, даже и в учебниках, величали — дикокаменными киргизами, занимающимися, преимущественно, охотою и разбоем и чуть-чуть хлебопашеством, где только выгадывалась, поблизости зимовок, удобная площадка земли. Природа, говорили, здесь необыкновенно величественна, хотя и очень мрачного характера. Collapse )

TurkOff

Н. Каразин. На далеких окраинах (5)

Другие главы:
Часть 1: I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII.
Часть 2: I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI.
Часть 3: I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII, XIII, XIV.
VIII. Вызов и отказ

Приезжая в Ташкент, Батогов никогда не любил останавливаться в русской части города и предпочитал туземный город, где он почему-то чувствовал себя гораздо свободнее. Так и теперь: приехав с передовой линии, он расположился у сарта Саид-Азима, одного из влиятельнейших и богатых туземцев города и его старого приятеля. Collapse )


IX. Что видел таджик Уллу-гай на рассвете, когда отыскивал свою серую ослицу.

Утренняя заря едва занималась и густой туман покрывал окрестности. Светлым серпом стояла высоко на ней последняя четверть луны, и ее слабый свет боролся еще с наступающим утром.

На низовьях было прохладно и сквозь камыш тянул сырой, пронизывающий ветер.

У таджика Уллу-гая еще вчера вечером пропала его серая ослица, а ему непременно надо было сегодня утром везти на русский базар дыни с своей бакши. Collapse )

Drv

Фергана: пагубные пристрастия и пороки. 3. Проституция

В. И. Кушелевский. Материалы для медицинской географии и санитарного описания Ферганской области. Том II. — Новый Маргелан, 1891.

Другие части: [Пьянство. О наркотических средствах], [Бачебазство (содомский грех). Скотоложство].

Проституция

Сарты, предаваясь воспоминаниям недалекого еще прошлого, старательно уверяют нас, что до прихода русских, благодаря строгости и бдительности ханского правительства, не только не существовало проституции в здешнем крае, но даже случаи незаконных связей являлись, будто бы, чрезвычайно редкими исключениями и всегда наказывались смертью. Collapse ) Принимая во внимание Collapse ) мусульманские законы и голословные заявления некоторых туземцев, старающихся представить прежние порядки в лучшем свете, можно подумать, что действительно в прежнее время нравственность здесь стояла выше, нежели в настоящее время. Но посмотрим, насколько верен этот взгляд туземных оптимистов и насколько правы они в возводимом на нас обвинении, относительно распространения разврата среди здешнего населения. Collapse )



С. М. Дудин. Коканд. Двор публичного дома. Помост для гостей

Может быть, многим эта мысль покажется парадоксальной, но это мое личное мнение, основанное не на теоретических взглядах, а на наблюдениях, взятых из жизни. Пусть эти женщины получат по своему состоянию надлежащее образование и нравственное воспитание, о чем туземцы до сих пор не заботились; пусть с них спадут нравственные оковы и им даны будут права, какими пользуются женщины в европейских государствах, тогда и они не станут искать убежища и свободы в домах терпимости!



Другие отрывки из книги В. И. Кушелевского:
Города Ферганы в санитарном отношении;
Что ели в Фергане;
Варим туркестанскую бузу.

Врщ1

Воспоминания Саттар-хана, муфтия, казия и русского чиновника

Воспоминания Саттар-хана Абдул-Гафарова // Н. П. Остроумов. Сарты. Этнографические материалы. — Ташкент, 1896.

Collapse ) В должности муфтия я оставался до взятия Чимкента русскими в 1280 г. хиджры (1864 г.). Я знал свой шариат, жил и рассуждал так же, как и все мусульманские ученые. Я думал, что таким образом пройдет вся моя жизнь; но вот, по воле Божией, пришли русские войска и взяли наш город. Тогда в городе было до 10 тысяч войска и 43 пушки; при войске находился главнокомандующий Мирза-Ахмад, и мы мало опасались угрожавшего нам нападения со стороны небольшого русского отряда, тем более что в ожидании нападения русских городская стена была возобновлена и окружена глубоким и широким рвом, а артиллерией заведывали два опытные афганца. Collapse )


Ташкент. Медресе Кокельташ, построенное Барак-ханом.

Collapse ) я стал жить в своем доме и продолжал отправлять обязанности муфтия. Так прожил я года три, думая и чувствуя по-прежнему. Хотя Ташкент был взят уже русскими в 1865 г., но нас не оставляла еще надежда на помощь бухарского амира, в силу которого мы сильно верили. Мы думали, что если Музаффар-хан напишет только письмо русскому генералу, то он тотчас же оставит нашу страну и удалится с своим войском. Но надежда наша не сбылась: русские остались в Ташкенте. Несмотря на это, у меня не было еще сознания необходимости сближаться с русскими, хотя я видел постоянно русских в Чимкенте. Тогда отдельного русского квартала в Чимкенте еще не было, и потому русские офицеры и солдаты жили на квартирах у сартов; но мы мало интересовались ими и мало знали о них. Сведения мои о русских ограничивались только рассказами других сартов, что русские не едят лошадиного мяса, а едят свинину; что вместо нашей бузы они употребляют свой особый напиток; что они любят больше всего пельмени и что во время принятия пищи употребляют какие-то страшные железные крючки, называемые вилками… Но вот наконец я случайно познакомился с одним офицером из русского войска, мусульманином, артиллеристом Еникеевым, и с того времени мои мысли о русских начали постепенно изменяться. Collapse ) он рассказывал мне о жизни русских и о разных других народах, а также сообщал мне разные научные сведения. Сначала рассказы его смущали меня, а потом мало-помалу я начал соглашаться с ним, что жить в отчужденности от русского народа нельзя. Я успокоился, когда подумал, что сам Бог послал русских завоевать наш край, потому что все в мире делается по Божию определению. Collapse )

Врщ1

Из записок ж.-д. жандарма. В Оренбурге

А. М. Поляков. Записки жандармского офицера // Жандармы России. — М.; СПб., 2002.

Продолжение: В Средней Азии.

Collapse ) Кто не помнит молодцов унтер-офицеров на всех станциях российских железных дорог? Помимо их прямых обязанностей, им предъявлялось много еще других требований. Collapse ) они должны были уметь телеграфировать и уметь управлять паровозом, вполне заменяя машиниста, Collapse ) Со всеми этими требованиями, на случай забастовок, унтер-офицеры справлялись отлично.


Группа железнодорожных жандармов с офицером на велодрезине

Те же требования, конечно, предъявлялись и офицерам, но они хуже с ними справлялись, чем простые унтер-офицеры. Я, например, вовсе не умел телеграфировать, Collapse ) Зато я в совершенстве знал паровоз, даже сдал экзамен на звание машиниста; часто я водил поезда, причем пассажиры, замечая меня на паровозе, с удивлением смотрели на меня и, может быть, думали — не погублю ли я их? Collapse )


Пассажирское здание на ст. Илецк

Илецкая Защита когда-то была местом каторжан, потомки которых Collapse ) оказались достойными своих предков, и все были на подбор хулиганами, особенно мальчишки-подростки. Одно время ни один поезд не проехал в Оренбург без побитых стекол, за что всегда платились бедняги кондуктора, а виновниками всегда были упомянутые мальчишки, которые бросали в проходящие поезда камни. Collapse ) Ах, как я им надрал уши! Бить их я не приказал — это было бы истязанием, да и вообще, кулачной расправы у нас никогда не было, так как она в Корпусе жандармов строго преследовалась, но в данном случае я позволил себе сделать исключение, и мера эта оказалась самой благотворной. Collapse )

Врщ1

На верблюдах. 7

Н. Уралов. На верблюдах. Воспоминания из жизни в Средней Азии. — СПб., 1897. Другие части: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [8], [9], [10].

Collapse ) — А почему это место считается опасным? — спросил я и, признаюсь, какая–то робость невольно охватила меня.

— Ущелье тут; опасно потому, что в горах всегда почти скрываются бродячие шайки, которые с давних времен живут исключительно грабежами.

— Я не понимаю одного: неужели же до настоящего времени русское правительство не обуздало своеволие этих диких сынов степей?

Не помню, в каких именно выражениях отвечал мне Кебеков на мой вопрос, но я попытаюсь дать некоторое объяснение и представить картину того варварского мира, который в наше время совершенно уже поглощен Россией, а два–три десятка лет назад производил панический ужас не только среди нас, русских, но и среди наших подданных, населявших приуральский край, т. е. калмыков, казаков и оренбургских населенцев. Чтобы защитить это мирное население, Россия была вынуждена идти вглубь Азии. Collapse ) Теперь, когда Россия, перескочив безводные пустыни, стала лицом к лицу с изуверами и фанатиками и, не поверив искренности ханов, путем оружия обратила их в верноподданных своих слуг, теперь, повторяю, и самые рассказы о грабежах и нападениях стали отходить в области преданий.


Нищенствующие дервиши–дувана́ (юродивые).
(С работы В. В. Верещагина).

Ну, а три десятка лет — было иное. Полудикие ханы, отуманенные неограниченною властью, слепые орудия дервишей, оборванных бродяг, не имеющих иного занятия, кроме исступленного благочестия, и требующих войны, потому что им нечего терять; худо вооруженные воины, голодные, не получающие своего жалованья и потому вознаграждающие себя грабежом — все это ясно может доказать причины, в силу которых становится понятным существование степных разбойников, главные средства к существованию которых состояли в охоте за людьми и были для них столь же естественным и безгрешным занятием, как ныне, например, рыболовство. Collapse )