Category: лытдыбр

Category was added automatically. Read all entries about "лытдыбр".

Врщ1

Поездка купца Варенцова в Среднюю Азию. 4. Самарканд

Н. А. Варенцов. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. — М., 2011.

Другие отрывки: [1. Узун-Ада], [2. Геок-Тепе, Мерв, Чарджуй], [3. Бухара], [4. Самарканд], [5. Фергана и Ташкент].

Самарканд. Вид с крыши медресе Улугбека. 1893

Collapse ) По преданию магометан, святой пророк Даниил скончался в Самарканде и погребен недалеко от города. Мулла, показывающий мне его гробницу, уверял, что она беспрерывно растет, причем рост ее незаметен для глаза, но в его памяти она уже прибавилась на некоторую величину, хотя очень маленькую. Гробница меня удивила своей длиной, сделана была из цельного камня.


Возвышенность Афрасиаб. Могила пророка Даниила (Данияра)

Еще славился Самарканд своим вертепом, кажется, единственным во всей Азии, называемым бай-кабак. Почти все туристы, побывавшие в Самарканде, считают необходимым осмотреть это злачное место с его обитательницами, доставляемыми при пожелании чуть ли не с пятилетнего возраста.

Collapse )

Val

Русские в Кульдже и присоединение к России Киргизской степи

Первые известия о русских в Кульдже и присоединение к России Киргизской степи: Рукопись инока Парфения, сообщенная Д. Ф. Косицыным // Русский вестник, 1878, № 9.

Collapse ) «Родом я Тобольской губернии, мещанин города Туринска. Из Туринска же в городе Семипалатинске купец Самсонов был, мой дальний родственник. Приехав в Туринск, он выпросил меня восьми лет у родителей, увез с собой в Семипалатинск и отдал меня учиться грамоте и языкам: татарскому, киргизскому и бухарскому (хотя в сущности это язык и один, но произношение слов у них разное). Когда мне минуло двенадцать лет, он, обрив мою голову и надев татарский колпачок и всю одежду татарскую, отправил меня с работниками-татарами торговать за приказчика в Киргизскую степь Collapse ) Знакомые бухарцы начали звать меня с собой в Китай, в Кульджу, на ярмарку, Collapse ) Нам отвели место, мы расставили свои юрты, разложили товар, пол устлали коврами и открыли торговлю. Китайцы стали нас посещать и рассматривать товар. В один день приходит в юрту китаец, лет около тридцати; много расспрашивал нас о торговле, вообще был, как говорят, человек словоохотливый. Collapse ) Напились чаю; а он все смотрит на меня с каким-то умыслом. Наконец говорит: „Знаешь ли, я вижу что ты не татарин и не бухарец и не киргиз, а какого-нибудь другого рода“. Collapse ) Потом спросил: „Не русский ли ты? откройся мне, я и сам русский и христианин“. Collapse )

Collapse ) Я остался зимовать в Кульдже, и зимой весь товар променял на баранов, а баранов на чай. Но к весне получил печальную весть, что в степи разбойник Канисар, собрав несколько тысяч войска, грабит киргизов; я приуныл, но братья дали мне наставление, чтобы накупить подарков из разных материй и серебряных вещей и ехать к нему прямо. Collapse )


Султан Кенесары Касымов, «мятежник, бесчинствовавший в степи»

Он сказал: „Я желаю, чтобы ты погостил у меня, мы с тобой погуляем; я Россию люблю, ты пьешь вино?“ Collapse )

Врщ1

Поездка купца Варенцова в Среднюю Азию. 3. Бухара

Н. А. Варенцов. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. — М., 2011.

Другие отрывки: [1. Узун-Ада], [2. Геок-Тепе, Мерв, Чарджуй], [3. Бухара], [4. Самарканд], [5. Фергана и Ташкент].

Collapse ) Между домами, даже уже совсем в центре города, находились кладбища, и было видно, что некоторые гробницы, сделанные из сырцового кирпича, были разрушены. Мне вспомнился рассказ моего товарища по работе в Московском Торгово-промышленном товариществе Александра Арсеньевича Капустина, бывшего в Бухаре за год до меня. Он видел собаку, гложущую человеческую руку, несомненно, принесенную из обвалившейся еще свежей гробницы. Покойников в Бухаре в землю не зарывают, а кладут на землю, окружая труп кирпичной сводчатой гробницей. Как говорят, приходится это делать из-за грунтовой солончаковой воды, быстро наполняющей яму.

Collapse ) На базаре же — толкотня. Здесь можно было видеть все народности, заселяющие Среднюю Азию: туркменов, хивинцев, афганцев в своих широких высоких головных папахах, персов в узких мерлушечьих шапках, китайцев с косичками, калмыков, скуластых и толстых от их питания кумысом и бараньим салом; огнепоклонников-индусов с двумя черными пятнами на лбу, кокандцев, евреев в черных конфедератках на головах и черных халатах, перевязанных веревкой Collapse ), и много других народностей, всех их не перечислить.

В толпе невольно обратили мое внимание прогуливающиеся красивые мальчики, набеленные и подрумяненные, разряженные в парчовые халаты, с большим количеством перстней на пальцах, в сопровождении старичков, смотревших на них с полуоткрытыми ртами страстными и влюбленными глазами. Бурнашев, ухмыляясь, сказал мне: «Бачи — жены старичков». Collapse )

TurkOff

Докторша (1/2)

Н. Н. Каразин. Докторша.

ОКОНЧАНИЕ

Цитадель города Кятты-Кургана. 1871—1872


Это случилось в 1868 году в Катта-Кургане.

Мы только месяца три, не больше, как заняли этот, прежде бухарский, город, но по привычке успели уже основательно в нем устроиться и завести знакомство с главнейшими представителями его обитателей. Один из них стал даже большим моим приятелем; почему мы с ним особенно сошлись, трудно сказать — просто, должно быть, по душе пришлись друг другу. Collapse )

Val

В кочевьях иссык-кульских киргизов

Ч. Ч. Валиханов. Дневник поездки на Иссык-Куль // Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. — Алма-Ата, 1984.

1 июня [1856 года] я отправился в аул Буранбая Collapse ) на дороге попадались беспрестанно аулы, но живого существа нельзя было видеть, все бросались в юрты с криком: «Урус! Урус!» («русские, русские»). Чтобы отстранить подозрение и завлечь любопытство прекрасного пола, я предложил нашим киргизам затянуть киргизскую песню и сам оделся киргизским салом (франтом). Уловка эта, действительно, увенчалась полным успехом; Collapse )


П. М. Кошаров. Типы дикокаменных киргизов племени
богинцев (бугу) и сарабогишей (сарыбагыш). 1857

В следующем ауле уже нас ожидали. Несколько мужчин встретили меня с приветствием «аллаяр» [аллаяр — форма обращения простого люда к хану], как султана, и объявили просьбу, которая меня сначала поразила.

— У нас есть одна несчастная аяч, — говорили они, — одержимая джиннами (бесами), мы слышали, что белой кости человек может их выгнать.

— Как же я выгоню этих господ? — сказал я.

— Очень просто, — объявили киргизы, — Collapse )


См. также: На пути в Кашгар. В киргизском ауле (отрывок из «Очерков Джунгарии» Ч. Валиханова).
Врщ1

Наурусова яма

Н. Н. Каразин. Наурусова яма.



Пришлось мне пошататься с месяц по горам, вплотную подступающим к большому озеру Иссык-Кулю. Тогда вся эта местность нам не принадлежала и составляла для нас полную тайну. Сведения об этой стране мы имели исключительно расспросные, а потому весьма сбивчивые и противоречивые; все-таки, в конце концов, эти сведения сводились к тому, что страна эта очень дикая, населена народом тоже мало цивилизованным, каракиргизами, или, как их тогда, даже и в учебниках, величали — дикокаменными киргизами, занимающимися, преимущественно, охотою и разбоем и чуть-чуть хлебопашеством, где только выгадывалась, поблизости зимовок, удобная площадка земли. Природа, говорили, здесь необыкновенно величественна, хотя и очень мрачного характера. Collapse )

TurkOff

Н. Каразин. На далеких окраинах (5)

Другие главы:
Часть 1: I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII.
Часть 2: I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI.
Часть 3: I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII, XIII, XIV.
VIII. Вызов и отказ

Приезжая в Ташкент, Батогов никогда не любил останавливаться в русской части города и предпочитал туземный город, где он почему-то чувствовал себя гораздо свободнее. Так и теперь: приехав с передовой линии, он расположился у сарта Саид-Азима, одного из влиятельнейших и богатых туземцев города и его старого приятеля. Collapse )


IX. Что видел таджик Уллу-гай на рассвете, когда отыскивал свою серую ослицу.

Утренняя заря едва занималась и густой туман покрывал окрестности. Светлым серпом стояла высоко на ней последняя четверть луны, и ее слабый свет боролся еще с наступающим утром.

На низовьях было прохладно и сквозь камыш тянул сырой, пронизывающий ветер.

У таджика Уллу-гая еще вчера вечером пропала его серая ослица, а ему непременно надо было сегодня утром везти на русский базар дыни с своей бакши. Collapse )

Drv

Фергана: пагубные пристрастия и пороки. 3. Проституция

В. И. Кушелевский. Материалы для медицинской географии и санитарного описания Ферганской области. Том II. — Новый Маргелан, 1891.

Другие части: [Пьянство. О наркотических средствах], [Бачебазство (содомский грех). Скотоложство].

Проституция

Сарты, предаваясь воспоминаниям недалекого еще прошлого, старательно уверяют нас, что до прихода русских, благодаря строгости и бдительности ханского правительства, не только не существовало проституции в здешнем крае, но даже случаи незаконных связей являлись, будто бы, чрезвычайно редкими исключениями и всегда наказывались смертью. Collapse ) Принимая во внимание Collapse ) мусульманские законы и голословные заявления некоторых туземцев, старающихся представить прежние порядки в лучшем свете, можно подумать, что действительно в прежнее время нравственность здесь стояла выше, нежели в настоящее время. Но посмотрим, насколько верен этот взгляд туземных оптимистов и насколько правы они в возводимом на нас обвинении, относительно распространения разврата среди здешнего населения. Collapse )



С. М. Дудин. Коканд. Двор публичного дома. Помост для гостей

Может быть, многим эта мысль покажется парадоксальной, но это мое личное мнение, основанное не на теоретических взглядах, а на наблюдениях, взятых из жизни. Пусть эти женщины получат по своему состоянию надлежащее образование и нравственное воспитание, о чем туземцы до сих пор не заботились; пусть с них спадут нравственные оковы и им даны будут права, какими пользуются женщины в европейских государствах, тогда и они не станут искать убежища и свободы в домах терпимости!



Другие отрывки из книги В. И. Кушелевского:
Города Ферганы в санитарном отношении;
Что ели в Фергане;
Варим туркестанскую бузу.

Врщ1

Воспоминания Саттар-хана, муфтия, казия и русского чиновника

Воспоминания Саттар-хана Абдул-Гафарова // Н. П. Остроумов. Сарты. Этнографические материалы. — Ташкент, 1896.

Collapse ) В должности муфтия я оставался до взятия Чимкента русскими в 1280 г. хиджры (1864 г.). Я знал свой шариат, жил и рассуждал так же, как и все мусульманские ученые. Я думал, что таким образом пройдет вся моя жизнь; но вот, по воле Божией, пришли русские войска и взяли наш город. Тогда в городе было до 10 тысяч войска и 43 пушки; при войске находился главнокомандующий Мирза-Ахмад, и мы мало опасались угрожавшего нам нападения со стороны небольшого русского отряда, тем более что в ожидании нападения русских городская стена была возобновлена и окружена глубоким и широким рвом, а артиллерией заведывали два опытные афганца. Collapse )


Ташкент. Медресе Кокельташ, построенное Барак-ханом.

Collapse ) я стал жить в своем доме и продолжал отправлять обязанности муфтия. Так прожил я года три, думая и чувствуя по-прежнему. Хотя Ташкент был взят уже русскими в 1865 г., но нас не оставляла еще надежда на помощь бухарского амира, в силу которого мы сильно верили. Мы думали, что если Музаффар-хан напишет только письмо русскому генералу, то он тотчас же оставит нашу страну и удалится с своим войском. Но надежда наша не сбылась: русские остались в Ташкенте. Несмотря на это, у меня не было еще сознания необходимости сближаться с русскими, хотя я видел постоянно русских в Чимкенте. Тогда отдельного русского квартала в Чимкенте еще не было, и потому русские офицеры и солдаты жили на квартирах у сартов; но мы мало интересовались ими и мало знали о них. Сведения мои о русских ограничивались только рассказами других сартов, что русские не едят лошадиного мяса, а едят свинину; что вместо нашей бузы они употребляют свой особый напиток; что они любят больше всего пельмени и что во время принятия пищи употребляют какие-то страшные железные крючки, называемые вилками… Но вот наконец я случайно познакомился с одним офицером из русского войска, мусульманином, артиллеристом Еникеевым, и с того времени мои мысли о русских начали постепенно изменяться. Collapse ) он рассказывал мне о жизни русских и о разных других народах, а также сообщал мне разные научные сведения. Сначала рассказы его смущали меня, а потом мало-помалу я начал соглашаться с ним, что жить в отчужденности от русского народа нельзя. Я успокоился, когда подумал, что сам Бог послал русских завоевать наш край, потому что все в мире делается по Божию определению. Collapse )

Врщ1

Из записок ж.-д. жандарма. В Оренбурге

А. М. Поляков. Записки жандармского офицера // Жандармы России. — М.; СПб., 2002.

Продолжение: В Средней Азии.

Collapse ) Кто не помнит молодцов унтер-офицеров на всех станциях российских железных дорог? Помимо их прямых обязанностей, им предъявлялось много еще других требований. Collapse ) они должны были уметь телеграфировать и уметь управлять паровозом, вполне заменяя машиниста, Collapse ) Со всеми этими требованиями, на случай забастовок, унтер-офицеры справлялись отлично.


Группа железнодорожных жандармов с офицером на велодрезине

Те же требования, конечно, предъявлялись и офицерам, но они хуже с ними справлялись, чем простые унтер-офицеры. Я, например, вовсе не умел телеграфировать, Collapse ) Зато я в совершенстве знал паровоз, даже сдал экзамен на звание машиниста; часто я водил поезда, причем пассажиры, замечая меня на паровозе, с удивлением смотрели на меня и, может быть, думали — не погублю ли я их? Collapse )


Пассажирское здание на ст. Илецк

Илецкая Защита когда-то была местом каторжан, потомки которых Collapse ) оказались достойными своих предков, и все были на подбор хулиганами, особенно мальчишки-подростки. Одно время ни один поезд не проехал в Оренбург без побитых стекол, за что всегда платились бедняги кондуктора, а виновниками всегда были упомянутые мальчишки, которые бросали в проходящие поезда камни. Collapse ) Ах, как я им надрал уши! Бить их я не приказал — это было бы истязанием, да и вообще, кулачной расправы у нас никогда не было, так как она в Корпусе жандармов строго преследовалась, но в данном случае я позволил себе сделать исключение, и мера эта оказалась самой благотворной. Collapse )