Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Врщ1

Переселенцы и новые места. 10. Великороссы

Дедлов (В. Л. Кигн). Переселенцы и новые места. Путевые заметки. — СПб., 1894.

НОВЫЕ МЕСТА: Оренбург. От Оренбурга до Орска. Новая линия. Кустонай. Тобольние поселки. Голод. Из поселков в Троицк. Урал.
ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ:
     ТОЛПА: Толпа (1). Толпа (2).
     ГЕРОИ: Немцы. Малороссы. Великороссы.
     Курьезы (1). Курьезы (2). Мор 1892 года.

Б. В. Смирнов. Ходоки на новые места для переселения в Сибирь. 1904


Великороссы

Самая драгоценная черта великоросса, это — правдивость перед самим собой. Из этого не следует, чтобы он был добродетелен и нравствен. Напротив, нигде в русском царстве не попадаются такие негодяи, как среди великороссов. Но и последний из негодяев не лукавит перед собою, не надевает личины; очень часто, под влиянием ли хмеля, или в минуты хандры, или от угрызений совести, негодяй и пред собою и пред другими без виляний называет себя негодяем, или сокрушается и хоть на время становится лучше, или впадает в ожесточение, делается «отчаянным» и таким и сам себя понимает. Великоросс всегда знает, что он делает, хорошее или худое, и во всякую минуту может дать себе настоящую цену. Мало того, он чутко и тонко отличает зло от добра, нравственное от безнравственного. Последний негодяй как-то двоится. Один человек — настоящий, созданный по образу и подобию Божию; другой — негодяй. Последний одолел первого, но не сделал его своим союзником, помощником и укрывателем, и действует один, без маски, с грубой бесстыжестью, которая не допустит вас ошибиться в оценке человека. Добро и зло резко разграничены, не смешиваются, и поэтому в великороссе добро не пачкается злом, не получаются те противные «тепловатые» люди, которых так много, в высших классах и среди других племен. Даже лжет великоросс правдиво, лжет не активно, а пассивно: умалчивает, упорно запирается, отзывается незнанием, — и никогда не начнет сочинять длинные хитросплетенные лживые истории, как это непременно сделает малороссийский плут, или даже иной раз и честный хохол. «Дьяволить», — это, по убеждению кацапа, дозволено только бабам. Великорусский негодяй дерзок, резок, смел разбойничьего пошиба. С неправдой он обращается как с топором и лезет на вас прямо, выпучив отчаянные глаза, норовя угодить обухом по темени или острием в висок. Неправда малоросса, это — нож в рукаве. «Посмотрите, будьте ласковы, как наверху на дереве соловейко песни спивает, Бога славит». Вы подняли голову вверх, а он вас по горлу ножичком — чик!

Collapse )
GorSor

Характеристика религиозно-нравственной жизни мусульман, преимущественно Средней Азии (5)

Н. П. Остроумов. Характеристика религиозно-нравственной жизни мусульман, преимущественно Средней Азии // Православное обозрение, 1880, том II, июнь-июль.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.

У небольшой мечети (окрестности Самарканда).
Фото Г. Крафта, 1898—1899



Характеристика наша окончена. Насколько она полна и закончена, пусть судят читатели, которым мы старались дать находившийся в нашем распоряжении материал. В заключение мы считаем нелишним указать кратко на причины тех ненормальностей в религиозно-нравственной жизни мусульман, на которые мы указывали в статье. Нам могут заметить, что собственно учение Корана отнюдь все-таки не повинно в описанных ненормальностях, что начертанный в Коране идеал религиозно-нравственной жизни мусульман тут ни при чем. Так, многие и убеждены, и хотят с своей стороны убедить других, что учение Корана и вообще ислама есть нечто действительно возвышенное и даже оригинальное; другие же, недостаточно и односторонне вникая в суть дела, подыскивают объяснение ненормальностям религиозно-нравственной жизни мусульман в бытовых условиях жизни мусульман. Collapse )

GorSor

Характеристика религиозно-нравственной жизни мусульман, преимущественно Средней Азии (4)

Н. П. Остроумов. Характеристика религиозно-нравственной жизни мусульман, преимущественно Средней Азии // Православное обозрение, 1880, том II, июнь-июль.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5.

Самарканд. Кладбище и ансамбль Шахи-Зинде. Фото Поля Надара, 1890


Collapse ) Не знаем, как судить о том факте, что охранители гробницы Ходжи-Ахрара в Самарканде охотно продали русским древний список Корана, принадлежавший халифу Осману и запятнанный его кровию, за сто рублей. Было ли это следствием невежества, не умеющего ценить такую редкую редкость и святыню; было ли это следствием страха перед новою грозною русскою властию, отказать желанию которой боялись напуганные самаркандцы; или, наконец, это было следствием одной алчности при представлении такой крупной суммы, как сотня русских рублей, как думает г. Гребенкин. Мы думаем, что в описанном случае самаркандскими шейхами руководило и то, и другое, и третье, но едва ли одно последнее побуждение. Во всяком случае, этот факт характерен до мусульманского благочестия, не умевшего и не хотевшего отстоять свой интерес пред иноверною властию, которая, без сомнения, не позволяла себе прибегать к принудительным мерам в делах религиозных в первые дни своего господства над городом, как не позволяет себе вмешиваться в дела веры мусульман даже в настоящее время, спустя десять с лишком лет по завоевании Самарканда. Collapse )

GorSor

Характеристика религиозно-нравственной жизни мусульман, преимущественно Средней Азии (3)

Н. П. Остроумов. Характеристика религиозно-нравственной жизни мусульман, преимущественно Средней Азии // Православное обозрение, 1880, том II, июнь-июль.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5.

Женщина в тюбетейке (г. Коканд). Фото Г. Крафта, 1898—1899


Посмотрим, в какой степени ислам успевает искоренять в своих последователях разные пороки, т. е. в какой степени он влияет на улучшение нравственного характера народов, его исповедующих. В этом отношении любопытен факт, что в мусульманах рядом с набожностию уживаются самые грубые пороки. Ксавье Раймунд, описывая нравы афганцев в 1848 году, говорит, что жизнь мухаммеданских мулл на вид может казаться жизнию святых, но в домашнем кругу все они предаются порокам. Collapse )

GorSor

Характеристика религиозно-нравственной жизни мусульман, преимущественно Средней Азии (2)

Н. П. Остроумов. Характеристика религиозно-нравственной жизни мусульман, преимущественно Средней Азии // Православное обозрение, 1880, том II, июнь-июль.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5.

Дервиши (г. Коканд). Фото Н. Ордэ, конец 1880-х — начало 1890-х


Приступая теперь к характеристике религиозно-нравственного состояния и благочестия мусульман, этих лучших людей в мире, исповедующих лучшую на земле религию, мы заметим предварительно, что благочестие их в большинстве случаев и главным образом наружное, бессмысленное, а у лиц, сознательно относящихся к правилам веры, религиозность составляет профессию. Ученые, имамы, казыи, ишаны и дервиши смотрят на религиозный обряд как на средство к жизни и даже к обогащению себя и к приобретению почета в народной массе, а потому тщательно выполняют все мелочи и тонкости религиозного обряда, чтобы казаться благочестивыми. Народная масса в самых коренных мусульманских странах, без сомнения, с давних пор равнодушно относилась к требованиям религиозного закона и вызвала учреждение особых должностей (раис и кур-баши) для наблюдения за точным, хотя опять-таки наружным, выполнением постановлений ислама. Эти две должности известны с давних пор во всех среднеазиатских городах и упразднены в настоящее время только в городах, покоренных русскими. Collapse )

GorSor

Характеристика религиозно-нравственной жизни мусульман, преимущественно Средней Азии (1)

Н. П. Остроумов. Характеристика религиозно-нравственной жизни мусульман, преимущественно Средней Азии // Православное обозрение, 1880, том II, июнь-июль.

Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5.

Молитва в праздник Рамазана в г. Ташкенте, в мечети Шейхантаура.
«Туркестанский альбом», 1871—1872



Вопрос о религиозно-нравственной жизни именно мусульман должен представлять для читателей духовного журнала интерес уже по тому одному, что он в современной нашей литературе затрагивается очень редко, чтобы не сказать, что совсем не обсуждается. Между тем этот вопрос имеет для нас и практическую и научную важность. Нашему отечеству выпала редкая и нелегкая доля принять в число своих разноплеменных сынов большую массу мусульман, с которыми мы близко живем очень давно, но о которых знаем в большинстве случаев не более того, что им позволяется законом брать семь жен и есть лошадиное мясо, как бы взамен свиного… (и то, и другое, заметьте, не совсем так). Непростительно такое невнимание к столь многочисленной религиозной общине. На практике это невнимание ведет к заблуждениям очень важным и невыгодным для нас. Вследствие своего незнания мусульманской религиозно-нравственной жизни, мы часто судим об этом предмете не только неверно, но и в ущерб себе, с охотою повторяя все то, что в своих интересах выдумывают заграничные наши советники. Странно и грустно! Немцы, французы и англичане учат нас тому, что мы должны знать сами прежде них и лучше их. Collapse )

TurkOff

Таук: Из записной книжки разведчика. IX

Н. Н. Каразин. Таук. (Из записной книжки разведчика).

Глава I. Глава II. Глава III. Глава IV. Глава V. Глава VI. Глава VII. Глава VIII. Глава IX. Глава X. Глава XI.

IX. В караван-сарае

Немного не доходя до въезда в селение, мы встретили три одноконных, тяжело нагруженных арбы. Сытые, отдохнувшие за ночь лошади бодро шли по мерзлой дороге, побрякивая своими наборными уздечками. Верховые арбакеши весело болтали между собою и на нас не обратили ни малейшего внимания. Потом, минуту спустя, попался нам старик, шедший за своим навьюченным ишаком. Этот окликнул:

— Откуда Бог несет, вы, убогие?

— А идем из Божьей стороны в Божью сторону добрых людей искать: не подадут ли нам что-нибудь, бедным! — уклончиво ответил Таук.

— Эге! — утвердительно мотнул головою старик и почему-то сплюнул сквозь зубы в сторону.

Collapse )
TurkOff

Таук: Из записной книжки разведчика. II, III

Н. Н. Каразин. Таук. (Из записной книжки разведчика).

Глава I. Глава II. Глава III. Глава IV. Глава V. Глава VI. Глава VII. Глава VIII. Глава IX. Глава X. Глава XI.

II. Аркар

Было ясное, морозное утро.

Как бесконечно далеко видно кругом! Невооруженный глаз свободно выслеживает покрытые вечными льдами очертания главного хребта, параллельные кряжи, бесконечную, хитрую путаницу боковых отрогов… Ни одного облачка на зеленовато-голубом фоне неба. Прозрачные тени причудливо борются с серебряным светом, змеями сползают в глубину ущелий, сгущаясь в бездонных провалах. Свободно разносится малейший звук, бесконечно подхватываемый эхом… Расстояния исчезают, обманывая глаз, и чудится, будто вот эта красная, отвесная скала сейчас тут перед вами несколько шагов, — и вы у ее подножия… Нет, между путником и этою скалою — еще не один день пути! Много спусков и подъемов придется преодолеть, прежде чем вы туда доберетесь. Это ведь отрог главного хребта, это там, по ту сторону долин, новый хребет поднимает одну из своих бесчисленных глав… И вот, вы подвигаетесь вперед и видите, как словно из-под земли, словно со дна глубоких ущелий, вырастают один за другим новые отроги, заслоняя собою и эту красноватую скалу, и голубые ступенчатые ледники, огибающие ее подножье зубчатым полукругом… Волшебная картина!..

Collapse )

III. Таук

С полным рассветом расстались мы, наконец, с своими случайными товарищами по ночлегу. Те пошли своею дорогою, мы — своею.

Одному карлику, кажется, очень не хотелось продолжать путь с шайкою Джюры, — он так просительно смотрел мне в глаза, да я, признаться, не понял тогда его истинного желания; — я думал, что это он больше насчет съестного… Мне и в голову не могло придти, что этот обиженный судьбою, странный человек будет мне впоследствии очень полезен, даже более, чем только полезен.

Collapse )
TurkOff

Таджики (3/3)

А. Д. Гребенкин. Таджики // Русский Туркестан: Сборник, изданный по поводу Политехнической выставки. Выпуск второй. Статьи по этнографии, технике, сельскому хозяйству и естественной истории. — М., 1872.

Часть 1. Часть 2.

Таджик (окрестности Бухары). Здесь и далее фото Г. Крафта, 1898—1899 гг.


Деспотизм управителей Самарканда, система шпионства, введенная во всей Средней Азии, а следовательно, существовавшая и в Заравшанском округе, произвол людей военных, чиновных и особенно полицейских, и беспощадная казнь всякого, на кого сделан донос, — все это сильнее всего давало себя чувствовать горожанам и жителям ближайших к городу деревень, т. е. отражалось на таджиках по преимуществу. Совокупность всех этих давлений резко повлияла на склад характера таджиков, на их честность, нравственность, понятие об обязанностях, на любовь к жизни, на их семейную и общественную жизнь и т. п. Collapse )

TurkOff

Таджики (1/3)

А. Д. Гребенкин. Таджики // Русский Туркестан: Сборник, изданный по поводу Политехнической выставки. Выпуск второй. Статьи по этнографии, технике, сельскому хозяйству и естественной истории. — М., 1872.

Часть 2. Часть 3.

Таджик (Самарканд). Здесь и далее фото Г. Крафта, 1898—1899 гг.


С занятием города Туркестана (1864 г.) мы вступили в страну таджиков, и чем далее с того времени подвигались на восток и юг, тем таджикское население встречалось чаще и чаще; наконец, в западных отрогах Тянь-Шана, из которых берут свое начало Чирчик, Ангрен, Сыр, Аксу и Заравшан, оно обратилось в преобладающее над тюркским, а местами — в совершенно сплошное таджикское, без примеси другой народности. Итак, в течение шести лет мы, русские, уже имеем дело не с одним тюркским населением, но и с арийским; в течение шести лет мы имели полную возможность изучать остатки древних обитателей Средней Азии, исследовать ту форму, в которую изменилось это племя, некогда владевшее большею частию Азии, бывшее представителем цивилизации всего мира. Collapse )