Category: семья

Category was added automatically. Read all entries about "семья".

Врщ1

Народы Илийского края (3/6): дунгане

Д. Федоров, подполковник Генерального штаба. Опыт военно-статистического описания Илийского края. — Ташкент, 1903.

Другие части: 1. Китайцы (хань), 2. Маньчжуры, сибо, солоны, 3. Дунгане, 4. Монголы восточные и западные, 5. Уйгуры, казахи, 6. Население Кульджи и Россия.

Дунгане — выходцы из северо-западных провинций Внутреннего Китая, преимущественно Гань-су и Шень-си. По преданию, в крае они появились впервые с армиями императора Цянь-Луня в качестве торговцев и поставщиков при них, т. е. 150 лет тому назад. Живут они почти исключительно в гг. Кульдже и Суйдине — всего в крае их насчитывают до 3½ тысяч мужчин.

Вопрос о происхождении дунган спорный и темный, Collapse ) По преданию местных дунган, слышанному лично, они происходят от смешения тюркских племен с китайцами путем женитьбы на китаянках. Часть дунган, будто бы, произошла от воинов Тамерлана, совершавшего, как известно, в 1404 г. поход в Китай, оставшихся в нем на жительстве. Collapse ) Вообще, в преданиях дунган Самарканд играет значительную роль. Collapse )

По вероисповеданию дунгане принадлежат к строго набожным мусульманам суннитского толка. Collapse ) Дунгане говорят на китайском языке и сохраняют китайские нравы и обычаи. Кроме мусульманских имен носят также китайские.


Дунганская семья. Кульджа, конец XIX в.

По наружному виду их можно отличить от китайцев: Collapse ) Одежда их, за исключением шапочки, такая же, как у китайцев, но гораздо опрятнее. Вообще, это народ видный, с мужественной осанкой. Collapse ) Любимое кушание лапша. Чай пьют так же часто, как и китайцы. Опиума и табаку не курят, водки не пьют. Они чистоплотны, бывают в бане, дома содержат опрятно.

По характеру дунгане очень храбры, решительны, вспыльчивы и мстительны, чрезвычайно склонны к ссорам, как с окружающими, так и между собою; китайцы называют их злыми. По малейшему поводу они хватаются за ножи, которые носят с детства. Дунгане отличаются замечательною способностью переносить боль; они выдерживали страшные пытки китайцев, не произнося ни одного слова. Collapse )

Врщ1

За женой в Китай

Ф. В. Поярков. Сватовство (ше-мий) у дунган // Этнографическое обозрение. Кн. LVII. 1903 г., № 2.

Дунганская семья. Каракол, Семиреченская обл.

Живя в Китае, дунгане, как мусульмане, обыкновенно рано вступают в брак: сыновей своих родители женили на 10—17 году, а дочерей выдавали замуж 13—15 лет, но нередко и ранее этого возраста. Collapse ) С переходом же их в русское подданство, браки в столь раннем возрасте нашими властями были воспрещены дунганам, но, в первые годы по их прибытии в Россию, ранние браки между ними совершались нередко, особенно наблюдались очень часто случаи ранней выдачи замуж девушек. С одной стороны — это происходило потому, что за ними нельзя было уследить, а с другой — родители преднамеренно скрывали года своих детей, Collapse ) да и наши власти вначале не слишком строго вмешивались во внутреннюю жизнь дунган, находя это по многим причинам для себя неудобным: и без того нашей администрации вначале было много с ними дела, тем более что дунгане оказались людьми довольно беспокойными и непослушными. Collapse )

Collapse ) некоторые из дунган, с большим риском для себя, в первые годы ездили в Китай, чтобы там жениться на своих единоверках, для чего брали от русских властей билет на беспрепятственный туда проезд; Collapse ) а некоторые из дунган для этой же цели уходили в Китай тайно и, женившись там, обратно возвращались в Россию. Задумав тайно бежать в Китай, такой дунганин, по возможности секретно не только от русских властей, но и от своих односельчан (чтобы последние не обнаружили и не выдали его) отращивал себе длинную косу. Это делалось для того, чтобы в китайских пределах, при случае, выдать себя или за чистокровного китайца, или, хотя и за дунганина, но за китайского подданного и, таким образом, не поплатиться жизнью. Многим это, однако, не удавалось, потому что они или сами с большими волосами случайно попадались низшим русским полицейским властям, — а отращивать волосы дунганам строго было воспрещено по переходе их в Россию, — или случалось, что таких нередко выдавали свои же односельчане, облеченные властью десятника или полицейского. Тогда им без церемонии и моментально обрезывали косы. Collapse )

Врщ1

Закулисные стороны сартовского быта

Гр. Андреев. Закулисные стороны сартовского быта //
Средняя Азия: Ежемесячное литературно-историческое издание. 1910. Кн. V.

Collapse )