Category: семья

Category was added automatically. Read all entries about "семья".

Врщ1

По русским селениям Сыр-Дарьинской области (9)

И. И. Гейер. По русским селениям Сыр-Дарьинской области. (Письма с дороги). Т. I. Чимкентский уезд. — Ташкент, 1893. Другие части: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10].

Collapse ) Свернув в конце главной улицы Чимкента вправо, выезжаем на бойкую проселочную дорогу, ведущую в сартовский кишлак Сайрам и, вместе с тем, в русское селение Егорьевское. Дорога тянется степью, и только у кишлака начинают попадаться пашни.

Сайрам древнее туземное поселение. Collapse ) Трудно сказать, сколько насчитывается в Сайраме населения, но во всяком случае цифра эта весьма значительна, что, между прочим, свидетельствуется записями сайрамского фельдшера, вечно занятого приемом больных.

Весьма утешительным явлением служат эти наши амбулатории. Заброшенные вглубь туземного населения, со скромными средствами для борьбы с разнообразными бичами человеческой жизни, они на всех пунктах энергически пропагандируют русскую научную медицину и ведут трудную работу по искоренению предрассудков темной, невежественной массы, восстановляемой против русского фельдшера туземными табибами. Collapse )

В Сайраме, как и в других пунктах старой мусульманской оседлости, имеется местная святыня, в виде могилы, и при ней мечеть в честь умершего когда-то праведника. И здесь она также постепенно разрушается на глазах равнодушного к своим памятникам туземца, как и в прочих местах всего Туркестанского края. Collapse ) Но насколько индифферентен туземец к сохранению религиозных памятников, требующему от него материальных затрат, настолько свято и ненарушимо хранит он предметы поклоненья, созданные природой. Collapse )


Крестьянский дом в сел. Дорофеевке Чимкентского уезда. Начало ХХ в.

Верстах в 15 вьючного пути через горы от селения Егорьевского лежит другое пригородное селение Чимкентского уезда, Дорофеевка, отстоящее от уездного города также в 30 верстах и связанное с ним проселочною дорогою. Оба эти селения основаны одновременно, только в состав 106 дворов Дорофеевки вошло больше перекатной голи, и потому оно менее устроено Collapse )

Врщ1

Народы Илийского края (3/6): дунгане

Д. Федоров, подполковник Генерального штаба. Опыт военно-статистического описания Илийского края. — Ташкент, 1903.

Другие части: 1. Китайцы (хань), 2. Маньчжуры, сибо, солоны, 3. Дунгане, 4. Монголы восточные и западные, 5. Уйгуры, казахи, 6. Население Кульджи и Россия.

Дунгане — выходцы из северо-западных провинций Внутреннего Китая, преимущественно Гань-су и Шень-си. По преданию, в крае они появились впервые с армиями императора Цянь-Луня в качестве торговцев и поставщиков при них, т. е. 150 лет тому назад. Живут они почти исключительно в гг. Кульдже и Суйдине — всего в крае их насчитывают до 3½ тысяч мужчин.

Вопрос о происхождении дунган спорный и темный, Collapse ) По преданию местных дунган, слышанному лично, они происходят от смешения тюркских племен с китайцами путем женитьбы на китаянках. Часть дунган, будто бы, произошла от воинов Тамерлана, совершавшего, как известно, в 1404 г. поход в Китай, оставшихся в нем на жительстве. Collapse ) Вообще, в преданиях дунган Самарканд играет значительную роль. Collapse )

По вероисповеданию дунгане принадлежат к строго набожным мусульманам суннитского толка. Collapse ) Дунгане говорят на китайском языке и сохраняют китайские нравы и обычаи. Кроме мусульманских имен носят также китайские.


Дунганская семья. Кульджа, конец XIX в.

По наружному виду их можно отличить от китайцев: Collapse ) Одежда их, за исключением шапочки, такая же, как у китайцев, но гораздо опрятнее. Вообще, это народ видный, с мужественной осанкой. Collapse ) Любимое кушание лапша. Чай пьют так же часто, как и китайцы. Опиума и табаку не курят, водки не пьют. Они чистоплотны, бывают в бане, дома содержат опрятно.

По характеру дунгане очень храбры, решительны, вспыльчивы и мстительны, чрезвычайно склонны к ссорам, как с окружающими, так и между собою; китайцы называют их злыми. По малейшему поводу они хватаются за ножи, которые носят с детства. Дунгане отличаются замечательною способностью переносить боль; они выдерживали страшные пытки китайцев, не произнося ни одного слова. Collapse )

Врщ1

За женой в Китай

Ф. В. Поярков. Сватовство (ше-мий) у дунган // Этнографическое обозрение. Кн. LVII. 1903 г., № 2.

Дунганская семья. Каракол, Семиреченская обл.

Живя в Китае, дунгане, как мусульмане, обыкновенно рано вступают в брак: сыновей своих родители женили на 10—17 году, а дочерей выдавали замуж 13—15 лет, но нередко и ранее этого возраста. Collapse ) С переходом же их в русское подданство, браки в столь раннем возрасте нашими властями были воспрещены дунганам, но, в первые годы по их прибытии в Россию, ранние браки между ними совершались нередко, особенно наблюдались очень часто случаи ранней выдачи замуж девушек. С одной стороны — это происходило потому, что за ними нельзя было уследить, а с другой — родители преднамеренно скрывали года своих детей, Collapse ) да и наши власти вначале не слишком строго вмешивались во внутреннюю жизнь дунган, находя это по многим причинам для себя неудобным: и без того нашей администрации вначале было много с ними дела, тем более что дунгане оказались людьми довольно беспокойными и непослушными. Collapse )

Collapse ) некоторые из дунган, с большим риском для себя, в первые годы ездили в Китай, чтобы там жениться на своих единоверках, для чего брали от русских властей билет на беспрепятственный туда проезд; Collapse ) а некоторые из дунган для этой же цели уходили в Китай тайно и, женившись там, обратно возвращались в Россию. Задумав тайно бежать в Китай, такой дунганин, по возможности секретно не только от русских властей, но и от своих односельчан (чтобы последние не обнаружили и не выдали его) отращивал себе длинную косу. Это делалось для того, чтобы в китайских пределах, при случае, выдать себя или за чистокровного китайца, или, хотя и за дунганина, но за китайского подданного и, таким образом, не поплатиться жизнью. Многим это, однако, не удавалось, потому что они или сами с большими волосами случайно попадались низшим русским полицейским властям, — а отращивать волосы дунганам строго было воспрещено по переходе их в Россию, — или случалось, что таких нередко выдавали свои же односельчане, облеченные властью десятника или полицейского. Тогда им без церемонии и моментально обрезывали косы. Collapse )

Врщ1

Закулисные стороны сартовского быта

Гр. Андреев. Закулисные стороны сартовского быта //
Средняя Азия: Ежемесячное литературно-историческое издание. 1910. Кн. V.

Collapse )