Category: транспорт

Category was added automatically. Read all entries about "транспорт".

Val

Из Стамбула в Ташкент: Фотопленки Поля Надара (1890). Часть 8. Чарджуй и Амударья

Val

Из Стамбула в Ташкент: Фотопленки Поля Надара (1890). Часть 7. По туркменским пескам

Georg

Из Стамбула в Ташкент: Фотопленки Поля Надара (1890). Часть 1. Стамбул, Босфор, Трабзон

24 августа 1890 года французский фотограф Поль Надар, захватив «Кодак» и хороший запас 3,5-дюймовой пленки, выехал на «Восточном экспрессе» в Стамбул. Оттуда он добирается до Закавказья, затем — до Средней Азии. Проехавшись по Закаспийской железной дороге, осмотрев древние города и посетив Туркестанскую выставку, Надар 30 ноября возвращается в Париж…


Часть 1. Стамбул, Босфор, Трабзон.
Часть 2. Батум и Тифлис.
Часть 3. Баку.
Часть 4. Пароход Баку — Узун-Ада.
Часть 5. Узун-Ада, Асхабад, Мерв.
Часть 6. Развалины Старого Мерва.
Часть 7. По туркменским пескам.
Часть 8. Чарджуй и Амударья.
Часть 9. Фараб и Каракуль.
Часть 10. Козлодрание.
Часть 11. Бухарское войско.
Часть 12. Бухара.
Часть 13. На «огненной арбе».
Часть 14. Самарканд.
Часть 15. Самаркандские древности.
Часть 16. На тарантасе.
Часть 17. Ташкент. Туркестанская выставка.
Часть 18. Ташкент. Туземный город.
Часть 19. Люди Туркестана.
Часть 20. Джигитовка и охота.
Часть 21. Всякая всячина.



1. «Восточный экспресс» на станции

Collapse )

Продолжение: Часть 2. Батум и Тифлис.
TurkOff

Поездка в Ахал-Теке (2/4)

А. В. Квитка. Поездка в Ахал-Теке. 1880—1881 // Русский вестник, 1883, № 5, 6.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.

Collapse ) В пять часов вечера мы подошли к Михайловску, бросили баржи у грузовой пристани, а сами ошвартовались у пассажирской. Михайловск существует с начала постройки железной дороги. Военнослужащие помещаются в кибитках. Немного позади, в ряду жиденьких дощатых бараков, армяне и персияне занимаются хлебопечением и мелочною торговлей; есть и ресторан. Инженеры, строители железной дороги, живут в вагонах, обитых внутри кошмой и довольно удобно приспособленных для жилья. Вагоны заменяют собою также все постройки, необходимые на конечных пунктах железных дорог, как то: станцию, телеграф и другие; в вагоне помещается и офицерская столовая.



Лагерь генерала Анненкова в Михайловском посту. Аппарат Нобеля

Лошади не могли быть сняты с баржи ранее полуночи вследствие того, что на очереди стояли для разгрузки три другие баржи. На грузовой пристани работа идет всю ночь при электрическом освещении с опреснителя [в Михайловске два опреснителя работают день и ночь и опресняют 11.000 ведер воды, которые развозятся потом по линии железной дороги]. Говорят, было предложено употреблять электрический свет во время ночных вылазок туркменов, бросая в них ослепительные лучи рефлектором, но генерал Скобелев не согласился, хотя и признавал, что на полудиких текинцев могло бы это навести панику. Collapse )

Врщ1

Туркестан: Свет и тени русской колонизации (3/6)

В. П. Вощинин. Очерки нового Туркестана: Свет и тени русской колонизации. — СПб., 1914.

Другие главы: I, II, III, IV-V, VI-VII, VIII.

III. Контрасты Голодной степи

Collapse ) Благодаря чрезвычайной любезности администрации по постройке нового канала, выезжаю из Спасского на автомобиле, Collapse ) Представьте Collapse ) 40-сильную «шайтан-арбу» («чертову повозку»), бешено мчащуюся по этой равнине почти без всяких дорог, напрямки, со скоростью «минута-верста», Collapse ) При этом вы неминуемо наслаждаетесь стремительным «пожиранием» пространства, не обращая решительно никакого внимания ни на отсутствие кругом веселящего взор ландшафта, ни на жару, умеряемую быстротою, ни на пыль, умудряющуюся вас окутывать как-то подло, сзади и сбоку, ни даже на то, что у шоффера, как выяснилось, наступил пароксизм малярии, и что ваша жизнь, таким образом, достаточно явно в опасности. Collapse )

Новое орошение возглавляется сооружением действительно грандиозным — последнее слово русского инженерного искусства. Плотина, через которую ныне уж хлынула вода из Сырдарьи в новый канал, — это огромная масса камней, бетона, железа, — это массивная стена со множеством шлюзов для впуска воды, Collapse )


Устройство головного сооружения Романовского канала

Недаром хозяева-инженеры с любовью поясняют детали: их создание не только прекрасно и прочно построено, оно — лучший памятник здесь европейской культуре, достойная эмблема нового Туркестана. И это в полной мере сооружение русское, так как почти все строительные матерьялы — песок, цемент, лес, антрацит и часть нефти — доставлялись из центральных наших губерний, и даже берега днепровские представлены здесь прекрасным гранитом. Не говоря уже о том, что рабочими здесь были почти исключительно наши крестьяне.


Экскаватор для копки каналов в Голодной степи. На первых 4 километрах магистрального канала выемка велась экскаватором Путиловского завода — 70-тонной паровой лопатой на рельсовом ходу, были также задействованы 3 многоковшовых экскаватора Любекского машиностроительного завода.

Как раз при мне, в июле, спешно шли уже последние работы. На плотине недостает мелочей, украшений, и окончательно выравнивается дно головной части канала — зрелище весьма любопытное. Работу эту производит железное чудовище «экскаватор», т. е. огромная землечерпалка, захватывающая в свой единственный ковш единовременно кубическую сажень земли и подающее эту порцию своим собственным хоботом — краном — на здесь же стоящие вагонные платформы. За 30 минут наполняется так целый поезд, в несколько десятков платформ, — результат работы трех людей на машине. Collapse )

Врщ1

Туркестан: Свет и тени русской колонизации (1/6)

В. П. Вощинин. Очерки нового Туркестана: Свет и тени русской колонизации. — СПб., 1914.

Другие главы: II, III, IV—V, VI—VII, VIII.

I. Туркестан «старый» и «новый»

Душно и пыльно в вагоне… Столбик ртути в термометре поднялся на небывалую еще высоту — 30 по Реомюру, но в утешение изнемогающим от жары пассажирам на всех видных местах объявляется, что ниже 15°, несмотря ни на какие морозы, в поезде быть не должно… Переполненный вагон-ресторан бойко торгует всякими прохладительными напитками, но через какой-нибудь час, когда стало еще на один градус «теплее», а вделанный достаточно примитивно в потолок вагона вентилятор остановился, засорившись совершенно не вовремя, — похожий на мокрую тряпку лакей объявляет, что ни льда, ни воды больше нет, и что скоро достать невозможно… Кое-кто из путешественников пытается протестовать против подобного совпадения несчастий, другие мирятся с судьбой молча, а раскаленный поезд, весь в облаке пыли, продолжает мчаться по раскаленным рельсам. Collapse )


Открывающаяся из окон вагона природа оставляет желать много лучшего. После Актюбинска (600 верст от Самары), степь, так сильно до сих пор благоухавшая сеном и полная перепелами и жаворонками, постепенно переходит в пустыню. Селения реже, растительность все бедней и беднее, чаще песок отдельными озерцами на фоне все еще травянистой, впрочем, равнины. Пыль постепенно усиливается, начинает проникать буквально всюду, слепит глаза, сушит и дерет горло. На туманном горизонте виднеются караваны верблюдов, а у редких речонок, скорее ручьев, с голыми или в лучшем случае с камышовыми берегами, изредка попадаются «летовки», т. е. группы киргизских юрт, — кочевники из-под самого Каспия. Collapse )


Аральск

Чуть свет на следующий день мы уже в пределах Туркестанского края — в наиболее северной его части в Сырдарьинской области. Голубою полоскою мелькнуло Аральское море, с промышленным и ловецким поселком Аральском, заложенным здесь нашими переселенцами сразу же по проведении железной дороги, а теперь развившим (за 10 лет) свой торговый оборот уже до 6 миллионов рублей, — а дальше — сплошной песочный океан, необозримый, сыпучий, образующий на огромном пространстве известную «злую» пустыню, «черные» пески, — Каракум. Collapse )

Drv

Мясной экстракт Либиха: Транссиб (1904)

(Ранее выложены карточки туркестанской и персидской серий).



Collapse )

См. также: Н. Сурин. Среди сибирских дельцов.
Врщ1

Поездка купца Варенцова в Среднюю Азию. 1. Узун-Ада

Н. А. Варенцов. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. — М., 2011.

Другие отрывки: [2. Геок-Тепе, Мерв, Чарджуй], [3. Бухара], [4. Самарканд], [5. Фергана и Ташкент].

В начале ноября 1891 года мне пришлось поехать в Среднюю Азию с целью организовать скупку хлопка от Московского Торгово-промышленного товарищества, так как Collapse ) вся скупка хлопка в многочисленных отделениях Товарищества осталась без надлежащего надзора и каждый доверенный отделения делал, что ему хотелось, а главное, не забывал набивать свои карманы деньгами Товарищества. В отделениях была полная разруха, и требовалась крепкая и твердая рука опытного и честного человека, которого и нужно было подыскать среди служащих Среднеазиатского товарищества.

Я понимал всю серьезность и сложность порученного мне дела, и должен сказать, что поездка меня сильно угнетала, я в день отъезда чувствовал себя до чрезвычайности скверно, хотя Азия меня интересовала и я мечтал поехать туда. Collapse )


Порт Узун-Ада. С фотографии

Порт в Узун-Аде был отличный, но местечко при порте было обиженное Богом, от него тянулись более чем на 300 верст пески, переносимые ветром, Collapse )


Н. Н. Каразин. Узун-Ада. Водяной поезд

В Узун-Аде пресной воды не было, ее привозили по железной дороге на платформах в больших чанах. От большой жары и пыли несознательные рабочие, когда знали, что присмотра в это время не имеется, в чанах купались и обмывались, а потом им самим приходилось пить эту воду. Collapse )

Врщ1

Из записок ж.-д. жандарма. В Средней Азии (1)

А. М. Поляков. Записки жандармского офицера // Жандармы России. — М.; СПб., 2002.

Предыдущая часть: В Оренбурге. Окончание: В Средней Азии (2).

Collapse ) В Чарджоу мне было служить лучше, чем в Оренбурге. Городишко это небольшой, довольно приличный, как и все русские города в Туркестане. Collapse ) Мое отделение начиналось от выходного семафора в Мерве, с 842-й версты, и кончалось на 1128-й версте за станцией Каракуль, что значит «Черное озеро», где находится бывший винный завод Анненкова (теперь принадлежащий французскому акционерному обществу), который выделывает отменнейший портвейн, идущий во Францию, Collapse )

Пожалуй, тут уместно добавить несколько слов об эмире бухарском, Collapse ) Наш чарджоуйский бек был его любимцем, и эмир (имея уж не знаю сколько жен), хотел еще жениться на его дочери. Приехав в Чарджоу, эмир устроил разные празднества, но, видимо, дочь бека, хорошенькая четырнадцатилетняя девочка, ему не понравилась, и свадьба не состоялась. Я думал, зачем ему еще одну лишнюю жену, когда, кроме своих туземных, он привез тогда в Чарджоу еще десять русских наложниц и несколько мальчиков — «бачей» — это едучи-то свататься! Второстепенных жен, когда они надоедают, эмир раздавал своим сановникам, поэтому бек (и я за него) порадовался, что его единственная дочь осталась при отце.

Все же этого бека пришлось мне однажды «цукнуть». Collapse )

Врщ1

Из Асхабада в Мерв

Е. Л. Марков. Россия в Средней Азии: Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге. — СПб., 1901.

Другие отрывки: [Путешествие из Баку в Асхабад]; [Попутчица]; [Текинский Севастополь]; [В русском Асхабаде]; [Из Асхабада в Мерв]; [Мерв: на базарах и в крепости]; [«Железная цепь»]; [Мост через Амударью]; [Пестрые халаты Бухары]; [Самарканд: русский город и цитадель]; [Тамерлановы Ворота, Джизак, Голодная степь]; [Сардобы Голодной степи, Чиназ]; [Покоритель Туркестана]; [Визит к Мухиддин-ходже]; [Долинами Чирчика и Ангрена. Селение Пскент]; [На пути в Ходжент. Мурза-Рабат]; [Ходжент]; [От Костакоза до Кокана]; [Кокан, столица ханства]; [Новый и Старый Маргелан]; [Андижан. Недавнее прошлое Кокандского ханства]; [Ош и его обитатели]; [Тахт-и-Сулейман]; [Подъем на Малый Алай]; [У Курманджан-датхи]; [Укрепление Гульча]; [Киргизские женщины. Родовой быт киргиза]; [Бесконечный сад].

Посидев в Асхабаде сколько было нужно, пора было и собираться дальше. Поезд отходил рано, и, не надеясь на плохую прислугу, я чуть свет побежал на базары — отыскать извозчиков под нас и наш изрядный-таки багаж. Город уже давно был на ногах, и торговля в полном разгаре. Мы приехали на вокзал вовремя, но были поражены довольно неприятным известием: оказалось, что почтовые поезда ходят только два раза в неделю, а сегодня отходит товаро-пассажирский, в котором, к довершению удовольствия, не будет на этот раз вагонов второго класса (первого класса совсем нет на Закаспийской дороге). Приходилось или садиться в вагон третьего класса на этот сравнительно медленный поезд, или ждать еще два дня. Мы подержали военный совет с нашим американцем и решились отправляться немедленно, чтобы не перепутать предположенного маршрута.



Вокзал в Асхабаде

Collapse )